Особенности решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья по теме
В данной статье представлены результаты исследования особенностей решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Исследование проводилось на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ №39, №31.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument1.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье представлены результаты исследования особенностей решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Исследование проводилось на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ №39, №31.
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики во вспомогательной школе состоят в том чтобы:
- дать учащимся достаточные количественные, пространственные, временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включаться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения [1].
Арифметические задачи в курсе математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач [2]. Решение арифметических задач в большей мере, чем другие виды работ, способствуют коррекции недостатков умственного развития учащихся школы VIII вида в процессе их обучения математике. Вместе с этим этот вид деятельности вызывает и наибольшие трудности у детей, вызванные особенностями их познавательной сферы. Отсюда следует, что для полноценного использования этого вида деятельности необходим более разносторонний анализ и учет всех особенностей умственно отсталых школьников при решении арифметических задач [3].
Поэтому цель данной работы заключается в выявлении особенностей решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Объект исследования: процесс решения составных арифметических задач.
Предмет исследования: особенности решения составных арифметических задач младшими умственно отсталыми школьниками.
База исследования: специальные (коррекционные) общеобразовательные школы №31, 39.
Цель констатирующего эксперимента - изучить особенности решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. В эксперименте принимали участие 15 младших школьников в возрасте 10-13 лет с диагнозом легкая умственная отсталость. Из них 3 девочки и 12 мальчиков.
В ходе проведения исследования учащимся предлагалось решить шесть задач, две из которых простые (для того чтобы рассмотреть трудности перехода от простой задачи к составной) и четыре составных.
1 - В одной корзине 4 арбуза, а в другой на 3 арбуза больше. Сколько арбузов во второй корзине?
2 - В двух пакетах 15 пряников. В большом пакете 10 пряников. Сколько пряников в маленьком пакете?
3 - Люся нашла в лесу 10 рыжиков и 5 белых грибов. Из собранных грибов 4 отдала брату. Сколько грибов осталось у Люси?
4 - В коробке лежало 4 карандаша. Вова положил в коробку еще 3 карандаша. Затем он отдал 5 карандашей Тане. Сколько карандашей осталось в коробке?
5 - В одном кувшине было 3 литра молока, а в другом на 2 литра молока больше. Сколько литров молока в обоих кувшинах?
6 - Один мальчик поймал 9 рыбок, а другой на 4 рыбки меньше. Сколько рыбок поймали оба мальчика?
Исследование проводилось в индивидуальной форме. Задачи предъявлялись в той же последовательности, в которой представлены в методике. При этом оценивалось:
- Понимание условия задачи
- Прочитай задачу.
- О чем задача?
- Что известно?
- Во сколько действий задача?
- Какое первое действие?
- Какое второе? Почему?
- Осознанность выполнения арифметических действий
- Почему выполняешь именно такое действие?
- Умение различить составную задачу от простой
- Во сколько действий задача?
- Можно ли решить задачу одним действием?
- Умение соотносить ответ с вопросом задачи
- Что надо было найти?
- Ответил ли ты на вопрос задачи?
- Понимание слов и словосочетаний, несущих математическую нагрузку
2.2.Анализ полученных результатов.
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты:
Учащиеся | Номер задачи | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
1. Оксана | + | __ | __ | __ | __ | __ |
2. Эшкин | + | __ | + | + | __ | __ |
3. Сергей | __ | __ | + | + | + | + |
4. Миша | + | + | + | __ | __ | __ |
5.Владимир | + | __ | + | + | __ | __ |
6. Саша | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
7. Джамила | + | __ | __ | __ | __ | __ |
8. Артур | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
9. Петя | + | __ | __ | __ | __ | __ |
10. Коля | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
11. Женя | + | __ | __ | __ | __ | __ |
12. Владик | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
13. Вася | + | __ | __ | + | __ | __ |
14. Паша | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
15. Юля | __ | + | __ | __ | __ | + |
В процессе решения задач, учащиеся допускали следующие ошибки:
- уподобляли задачи и поэтому задачи решались неверно. Например: при решении задачи под №1: 4+3=7, 4+7=11,
- в вычислениях. Например: 4+3=6,
- случайный подбор действий. Например: при решении задачи под №5: «3л - 2л=5л»,
- не всегда писали наименование,
- несоответствие действий вопросу,
- не акцентируют свое внимание на словах: «в обоих», «оба», «в маленьком», «осталось».
- некоторые ученики не смогли установить необходимые отношения между числами, которые соответствовали бы вопросу задачи. Например: решая задачу под №2: «Сколько пряников в маленьком пакете? 15 пр. + 10 пр. = 25 пр.».
- привнесение лишнего вопроса и действия. Например: решая задачу под №2: «Сколько пряников в большом пакете? 15 пр.— 10 пр. = 5 пр. Сколько пряников в маленьком пакете? 5 пр.+10 пр. = 15 пр. Ответ: 15 пряников в маленьком пакете».
Количество нерешенных задач очень велико; это объясняется наличием особенностей решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида:
- решение задач осуществляется на основе неясного осознания, непонимания их предметного содержания и отраженной в них жизненной ситуации;
- неясное осознание предметного содержания задачи приводит к формальным действиям с содержащимися в ней числами;
- арифметические действия оказываются у некоторых детей недостаточно дифференцированными и обобщенными по предметному значению;
- приравнивают решаемую задачу другой, менее сложной по своей структуре задачей, т.е. содержание задачи упрощается, и она решается как менее сложная;
- не умеют устанавливать необходимые связи и отношения между числовыми данными задачи, а также между условием и вопросом;
- не всегда правильно понимают и воспроизводят содержание задачи;
- многие слова и словосочетания, несущие математическую нагрузку, неверно осознаются умственно отсталыми детьми.
Список литературы
1) Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждении VIII вида. 5-9 класс. Сборник 1.: Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Издательский центр « ВЛАДОС», 2000.
2) Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) VIII школе вида: Учебник для студ. дефект. фак. педвузов.- 4-е изд., перераб.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 408с.
3) Тишин П.Г. Решение некоторых видов арифметических задач во вспомогательной школе//Дефектология—1974, №4.
Заключение
Арифметические задачи в курсе математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач [5]. Решение арифметических задач в большей мере, чем другие виды работ, способствуют коррекции недостатков умственного развития учащихся школы VIII вида в процессе их обучения математике. При решении задач у умственно отсталых школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе решения арифметических задач школьники учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидка ответа, решение задачи разными способами и т.д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи. Велика роль решения задач в подготовке умственно отсталых учащихся к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности.
Анализ специальной литературы показывает, что при решении арифметических задач умственно отсталые дети сталкиваются с большими трудностями. Эти трудности обусловлены прежде всего, особенностями развития познавательной сферы, также тем, что ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида осуществляют решение арифметических задач, не уяснив предметного содержания и отраженной в них жизненной ситуации. Р.А.Сулейменова указывает, что при отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя, ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида не устанавливают необходимых связей и отношений между числовыми данными задачи, опираются на ее несущественные элементы, фрагменты, руководствуются отдельными словами, выражениями. Умственно отсталые ученики обычно не фиксируют свое внимание на внутренних математических отношениях, с учетом которых должно выполняться задание. Неглубокий, поверхностный анализ содержания задач приводит к тому, что они отклоняются от конечной цели.
Поэтому, по мнению М.Н.Перовой, к обучению решению составных арифметических задач должна предшествовать подготовительная работа, которая представляет собой систему упражнений, приемов, целенаправленно ведущих учащихся к овладению решением составных задач. Необходимо сопоставлять решение простой и составной задач. Причем составная задача должна отличаться от простой только дополнительным числовым данным и вопросом. Выработка обобщенного способа решения составных арифметических задач обеспечивается многократным решением задач с разными фабулами, решением готовых и составленных самими учащимися задач, сравнением задач данного вида с ранее решавшимися видами задач.
Результаты собственного исследования позволили выявить следующие особенности решения составных арифметических задач у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида:
- решение задач осуществляется на основе неясного осознания, непонимания их предметного содержания и отраженной в них жизненной ситуации;
- неясное осознание предметного содержания задачи приводит к формальным действиям с содержащимися в ней числами;
- арифметические действия оказываются у некоторых детей недостаточно дифференцированными и обобщенными по предметному значению;
- учащиеся приравнивают решаемую задачу другой, менее сложной по своей структуре задачей, т.е. содержание задачи упрощается, и она решается как менее сложная;
- школьники не умеют устанавливать необходимые связи и отношения между числовыми данными задачи, а также между условием и вопросом;
- учащиеся не всегда правильно понимают и воспроизводят содержание задачи;
- многие слова и словосочетания, несущие математическую нагрузку, неверно осознаются умственно отсталыми детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа учащихся 7 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Зеленая коллекция нашего класса".
Работа учащихся проводилась в рамках предметной недели экологии....
Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
"Интернет-технологии" для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
"Интернет-технологии" , "Мультимедийные технологии" для учащихся 7-8 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...
УРОК НА ТЕМУ: «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ» для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять.Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять, корректировать зрительное восприятие на осн...