Урок- исследование
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Урок- иследование в 7 классе по теме "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biologii_v7_klasse.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование первого урока-исследования :
ФИО учителя, который будет проводить урок: | Якупова Гульнара Ирфановна | Класс: | 7 | Предмет: | Биология | Дата урока: | 15.11.2018 | |
Исследуемый метод | Действенные вопросы | Тема: | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение | |||||
Предполагаемые результаты: | 1. Личностные умения - проявление эмоционально-ценностного отношения к многочисленности насекомых, значению насекомых в природе и их роли в жизни человека;- формирование бережного отношения к природе. 2. Метапредметные умения Познавательные: - умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих; - умение связывать особенности внешнего и внутреннего строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания; - умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их необычайного процветания; - умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между классами членистоногих, находить причины различий между близкородственными животными, связывать уровни развития представителей типа членистоногих с различными условиями обитания (приспособленность к жизни на суше, в воде и воздухе), объяснять целесообразность большого разнообразия беспозвоночных животных на примере класса насекомых. Правильно определять свое отношение к животному миру, – каких животных нужно беречь и охранять, а каких следует уничтожать Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватное использовать речевые средства для представления результата. 3. Предметные умения - находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными. - объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых. - доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека |
Внимание! Выделите жирным шрифтом все моменты в плане урока, где используется предполагаемый метод (обучающая структура, прием и т.д.)
Время/ | Этапы урока | Детальное описание этапов урока | Обоснование необходимости этого этапа | Материалы/ |
3 | Мотивационно-ореинтировочный этап. | Здравствуйте. Сегодня урок биологии я хочу начать с небольшого текста. Посмотрите на экран. Там представлены основные систематические категории насекомых которые мы с Вами изучали на уроках. -Необычайное разнообразие форм насекомых является их поразительной особенностью. Описано более 1 млн видов насекомых, что делает их самым многочисленным классом животных, занимающих всевозможные экологические ниши и встречающихся повсеместно, включая Антарктиду. Ребята ответьте на вопрос «Почему насекомых так много?» Выслушиваются варианты ответов учащихся Ответы обсуждаются, делают выводы. | Выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. | На доске эпиграф « Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» (китайская мудрость). Слайд. Таблица «Отряды насекомых» |
7 | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Итак, прежде чем начнем новую тему вспомните и ответьте на вопросы. (Биологический диктант) «Насекомые» (Прием КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД) Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами. 1.Насекомые относятся к типу………. (членистоногие) 2.Тело насекомых состоит из……………………… (голова, грудь, брюшко) 3.Сколько пар ног имеет насекомое………………. (3 пары) 4. Живут на поверхности воды……………… (водомерка) 5. Насекомое живущее под землей……………….. (медведка) 1.Ротовой аппарат мухи…………………………….. (фильтрующие- лижущий) 2.Ротовой аппарат камора………………………… (колющий - сосущий) 3.Ротовой аппарат жука……………………………. (грызущий) 4.Ротовой аппарат пчелы…………………………… (грызущее- лижущий) 5. Ротовой аппарат бабочки…………………… ( сосущий) | подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий | Раздаточные карточки с заданиями |
3 | Формулирование проблемы урока. Основного вопроса. Постановка проблемного вопроса | ДЖОТ ТОТС На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части. А теперь посмотрите на экран. Что вы видите? Вопрос «Что случилось бы если насекомых стало меньше?» Запишите варианты ответов на листах. Все ответы кладут на середину стола. Должно получиться 16 ответов. Время на выполнение 3 минуты. Когда время закончится можно использовать структуру ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3 , стол номер 3 зачитать свои предложения.
| осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. | Слайды с большим количеством видов насекомых. Коллекции насекомых |
1 | Формулирование основных задач урока. | Что мы знаем и хотим узнать на сегодняшнем уроке? (знаем основные отряды насекомых Хотим узнать причины многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.) | формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. | Слайд с задачами уроков |
10 | Открытие новых знаний. | 1 часть . А сейчас давайте посмотрим фрагмент из передачи « в мире животных» Во время просмотра подумайте? Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? После просмотра учитель говорит: — процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования. Учитель ставит перед классом вопрос: — вспомните, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования? Ожидаемые ответы обучающихся: 1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова; 2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям; 3. Возможность использования самой разнообразной пищи; 4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий; 5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных; 6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)
2 часть Провести сравнительный анализ строения представителей различных отрядов насекомых и ответить на вопрос: Как изменение среды или образа жизни влияет на строение тела насекомого? Рассмотреть коллекции насекомых разных отрядов и экологических групп. Что общего в их строении? Чем они отличаются? Какой тип конечностей и ротового аппарата у насекомых разных экологических групп? Учащиеся работают с учебником, коллекциями насекомых, таблицами. Вывод формулируют учащиеся. Признаками, на основе которых проводится разделение на отряды, являются: тип развития наличие или отсутствие крыльев характер строения крыльев строение ротового аппарата Строение конечностей и ротового аппарата указывает на способ питания и кормовую базу насекомых. Строение ротовых аппаратов насекомых Учащиеся рассматривают в микроскоп микропрепараты «Ротовой аппарат бабочки», «Ротовой аппарат комара». | формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. | Фрагмент передачи «В мире животных» Коллекции насекомых, учебник, микроскоп |
7 | Реализация построенной модели. | Структура РАУНД ТЭЙБЛ учащиеся по очереди выполняют творческую работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Создание и защита проекта об одном из отрядов насекомых. Обобщение проектов Каково значение насекомых в природе и в жизни человека? (положительная и отрицательная роли) если бы насекомых не было, возможна была бы жизнь на Земле? Какие у Вас доказательства и причины? | Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их. Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение. Фиксируют в обобщенном виде способ действий. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее. | Учебник |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Тест по теме Насекомые 1. Для насекомых характерны следующие признаки: А - 4 пары ног и ни одной пары усиков; Б - 3 пары ног и 1 пара усиков; В - головогрудь и брюшко; Г - голова, грудь, брюшко. 2. Из перечисленных насекомых к отряду Перепончатокрылые относят: А - майского жука; Б - белянкового наездника; В - зеленого кузнечика; Г - медоносную пчелу. 3. Дышат насекомые при помощи: А - легких; Б - легких и трахей; В - жабр; Г - трахей. 4. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения, можно отнести: А - наличие сложных рефлексов; Б - способность к полету; В - их небольшие размеры; Г - разнообразие ротовых аппаратов. 5. Мальпигиевы сосуды - это: А - вид кровеносных сосудов; Б - органы выделения; В - органы пищеварительной системы; Г - сердце. 6. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии: А - яйцо - взрослое насекомое; Б - яйцо - личинка - куколка; В - яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое. 7. Комар из рода анофелес является: А - возбудителем малярии; Б - переносчиком возбудителя малярии; В - организмом-хозяином; Г - промежуточным хозяином паразита. 8. Для представителей отряда Чешуекрылые характерны А - развитие с неполным превращением; Б - сосущий ротовой аппарат в стадии имаго; В - развитие с полным превращением; Г - личинка - гусеница. 9. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют: А - дезинфекцией; Б - биологическим способом борьбы; В - искусственным отбором; Г - химическим способом борьбы. 10. У насекомых кровеносная система: А - хорошо развита; Б - развита слабо; В - не участвует в транспорте газов; Г - переносит питательные вещества и продукты распада. Ответы: 1-Б, Г; 2-Б, Г; 3-Г; 4-А, Б, В, Г; 5-Б; 6-В; 7-Б; 8-Б, В, Г; 9-Б; 10-Б, В, Г. | В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают: -Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки. -Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов. -Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее. | Тест выполняется на специальных бланках |
3 | Включение в систему знаний и повторение. | Учитель предлагает оценить значение насекомых для человека. (предполагаемые ответы) Почему? Переносчики заболеваний - мухи, тараканы, комары Опылители растений — шмели, пчёлы, мухи; Санитары леса — муравьи Вредители плодово-ягодных и овощных культур — яблоневая плодожорка, капустная белянка Переносчики малярии — малярийный комар; Переносчик сонной болезни — муха це-це. Каких значений больше положительных или отрицательных Где можно использовать знания, которые мы сегодня получили? | В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета. | Слайды презентация |
3 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Итак. Вернемся к самому первому вопросу урока «Почему насекомых так много?» Посмотрите на экран. Давно известно, что в природе нет ничего лишнего. Такое невероятное количество насекомых на нашей планете объясняется тем, что они очень важны для поддержания жизни на Земле, потому что все они сообща активно трудятся для сохранения здоровья нашей планеты. Например, без растений не было бы жизни на Земле, ведь они служат пищей для человека и многих животных, а также производят кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов. Однако, большинство растений просто исчезнет, если не будет оставлять семян, а семена в них развиваются только после опыления. И никто не сомневается в том, что лучшими после млекопитающих опылителями растений являются насекомые. От насекомых-опылителей зависит также урожай в наших садах и огородах, на полях. Незаменимы насекомые и по той причине, что они являются практически единственными санитарами нашей планеты (помимо шакалов, гиен и некоторых птиц-стервятников): вылупившиеся из яиц личинки быстро уничтожают мертвые растения и трупы погибших животных. Кроме того, насекомым принадлежит огромная роль в образовании почвы, они также составляют важное звено в пищевой цепи на Земле, являясь пищей друг для друга, а также для жаб, рыб, ящериц, птиц, медведей и многих других. | сознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. | Слайды |
1 | Домашнее задание. | Индивидуальное задания по группам - сообщение по теме «Как общаются насекомые». « Какова роль насекомых в природе?» | По результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание. | Слайд , учебник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация
Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литер...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...