2. Этап Актуализация знаний (6-7 мин.). |
- Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, способов действий). - Выясняет причины невыполнения д/з отдельными уч-ся. - Определяет типичные недостатки в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления. - Ликвидирует обнаруженные недостатк основные положения клеточной теории ? 2. Из каких веществ образована плазматическая мембрана? 3.Кто ввел в науку термин «клетка»? 4. Что представляет собой хроматин ?
Класс делится на 2 группы. Задание 1 группы.Игра «Ромашка». Надо оторвать лепесток, на обратной стороне которого вопрос. - Отграничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды.
клеточная оболочка - Внутренняя полужидкая среда клетки. цитоплазма
- Система полостей и трубочек, участвующая в транспорте различных веществ и синтезе белков. эндоплазматическая сеть
- Округлые органоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляющие синтез белков. рибосомы
- Двухмембранные органоиды, являющиеся «силовыми станциями» клеток. митохондрии
- Органоид, состоящий из сложенных стопкой плоских полостей, участвующий в хранении и выведении веществ. аппарат Гольджи
- Органоиды, присущие только растительным клеткам, придающие им окраску и выполняющие важнейшие разнообразные функции. пластиды
Непостоянные структуры цитоплазмы, в которых содержаться запасные вещества. включения Задание 2 группы. Выберите правильные суждения. 1.Наука,изучающая клетку-цитология. 2.Клеточное ядро открыл Р.Гук. 3.Хлоропласты можно увидеть в клетках листа клена . 4.Митохондрии участвуют в синтезе белка 5.Рибосомы не мембранный органоид. 6.Вакуоли- двумембранные органоиды . 7.Лизосомы выполняют функцию расщепления пищевых частиц 8.Комплекс Гольджи содержат рибосомы 9.Основное свойство плазматической мембраны-сократимость 10.Клетки всех организмов сходны между собой по строению и химическому составу Верно - 1,3,5,7,10 Неверно - 2,4,6,8,9
|
Самостоятельно выполняют тестовые задания, - участвуют в беседе - находят ошибки, корректируют знания. |
Познавательные: - перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами -умение анализировать,делать выводы,строить логически обоснованные рассуждения; -выделять главное, обобщать. Регулятивные: -умение работать по плану,выдвигать версии; - - контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности, адекватно формулировать в устной и письменной форме - вносить необходимую коррекцию в процесс деятельности - самостоятельно находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: -умение излагать своё мнение; - понимать позицию другого; -осознанно использовать речевые средства; -корректировать своё мнение. Личностные: -осознавать целостность мира и многообразие взглядов. |
3.Этап Создание проблемной ситуации(15мин.).
Целепологание(3-4 мин)
Планирование(5мин)
Этап Открытие ,,Нового знания,, | - Формулирует цели урока вместе с уч-ся; - ставит перед уч-ся учебную проблему; -уточняет понимание учащимися поставленных целей урока;
- показывает практическую значимость изучаемого материала. -В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы? -что такое клеточный центр? - Что значит изучать объект живой природы?
-Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?
Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока.
Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности.
Проблемный вопрос. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?
- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока? Строение клетки прокариот и эукариот.
Озвучивает тему и цель урока –Теперь запишите тему урока.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите ядерные доядерные? (на доске составляется кластер - фиксируются понятия: , ядро, размножение , споры и т.д.).
– Что же такое размножение? Сформулируйте ответ на наш вопрос, используя материал учебникаА. А. Каменского. И так, что же это за организмы -прокариоты,эукариоты?Слайд На этом этапе урока учитель организует работу с текстом учебника (учебник А. А. Каменского п. 18, стр.73 – 74, рис.34, 36), в ходе которой обучающиеся делятся на группы. Сейчас мы будем работать по учебнику, у Вас на партах лежат задания
1 задание Используя имеющиеся у вас знания и текст расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой.
2 задние раздел На отдельном листе бумаги закончите и “озвучьте” схему: Роль бактерий в природе(Слайд)
3 задание Из имеющихся деталей соберите на магнитной доске модель растительной клетки. Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной клетки. Опишите внешние особенности, структуру и процессы жизнедеятельности растительной клетки.
4 задание Заполнение таблицы (Слайд)
Вернёмся к кластеру, который мы составляли в начале урока. Какими новыми понятиями, освоенными на уроке, вы его дополните?
| -Активно слушают и участвуют в диалоге. -Отвечают на вопросы учителя. -Озвучивают и записывают тему урока в тетрадь.
-Активно слушают и участвуют в диалоге; -отвечают на вопросы учителя; - анализируют видеосюжет; - сопоставляют с текстом учебника; - читают текст, находят в тексте понятия; - озвучивают понятия; - предлагают варианты формулировок понятий.
-Делятся на группы; -выполняют задание в тетради; - осмысливают задание (определяют последовательность действий); - находят в тексте необходимую информацию; - заполняют таблицу; -отвечают на вопросы учителя. -Отвечают на вопрос учителя; -заполняют кластерв тетради. | Регулятивные: - умение определять цель, проблему; -выдвигать версии, проблему в деятельности; -работать по плану, сверяясь с целью; -оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: - выдвигать гипотезы, их обоснование
-учатся находить в учебниках достоверную информацию; - строить логически обоснованные рассуждения ; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. . Коммуникативные: - умение излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты для решения задач; -умение организовывать работу в паре, группе. Личностные: - смыслообразование и личностное самоопределение.
|
4. Этап Учебные действия по реализации плана Выражения решений. Применение нового знания(6-8 мин.).
| - Организует работу по применению учащимися изученного материала;
-организует: взаимопроверку и оценочные высказывания обучающихся.
Установить соответствие между надцарством живых организмов и соответствующим признаком 1.Отсутствует ЭПС(П) 2. Имеется ЭПС (Э) 3.Отсутствуют митохондрии (э) 4.Имеется ядерная оболочка(э) 5.Отсутствует аппарат Гольджи(п) 6.Имеется кульцевая ДНК(П) 7.Наличие целлюлозной клеточной стенки (э) 8.Основной запасающий углевод -глигоген(э) 9.Наличие хлоропластов (э) 10.Имеются мезосомы (П) С помощью смыслового чтения научить учащихся определять нужную и второстепенную информацию, выполнять логическое свёртывание фактов. Внимательно прочтите текст и на основе прочитанного составьте схему, отражающую основные характеристики описанных в тексте процессов. “Брожение, вызываемое различными видами бактерий, имеет огромное значение. Различают спиртовое, молочно- и маслянокислое, пектиновое брожение. каждый тип брожения осуществляется определёнными видами бактерий: молочнокислое-молочнокислыми бактериями (конечный продукт — молочная. кислота); маслянокислое — маслянокислыми бактериями (конечный продукт — масляная кислота); при спиртовом брожении образуются спирт или спирт и уксусная кислота. Большое значение имеют пектинобактерии, вызывающие пектиновое брожение. Они разлагают пектиновое межклеточное вещество. Все эти процессы сопровождаются выделением углекислоты, поступающей в атмосферу”. На основании прочитанного текста школьники должны составить схему: (Слайд)
| -Осмысливают задание (определяют последовательность действий); - отвечают на вопросы -в ходе диалога предлагают варианты ответов к каждому пункту; -соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют свои записи. | Познавательные - учатся находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные: - учатся осуществлять взаимоконтроль и коррекцию. Личностные: - осознают единство и целостность мира, - формирование личностного и жизненного самоопределения. Познавательные - умения решать поставленную проблему - делать выводы и умозаключения. Регулятивные: умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно Коммуникатив-ные - умение находить общее решение Предметные - понимание биологического смысла и значения митоза , - умение использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста
|
|
Класс делится на 2 варианта, затем ведется фронтальная проверка знаний по вариантам
1.Организмы ,клетка которых не имеет оформленного ядра 1)Простейшие 2)Многоклеточные 3)Прокариоты 4)Эукариоты 2. Бактериальная клетка в отличие от клеток животных растений ,грибов не имеет 1)Рибосом 2)Плазматической мембраны 3) Обособленного ядра 4)Цитоплазмы 3. Прокариотами называются 1)Грибы 2)Бактериофоги 3)Бактерии 4)Растение 4. Клетки грибов в отличие от клеток животных 1)Имеют обособленное ядро 2)Способны к фотосинтезу 3)Имеют хитиновую клеточную стенку 4)Могут синтезировать белки 5. Организм относящийся к прокариотам 1) Имфузория -туфелька 2)Дизентирийная амеба 3)Холерный вибрион 4)Вирус гриппа 6.Растение , грибы и животные-это эукариоты ,так как в их клетках 1)Нет оформленного ядра 2)Есть плазматическая мембрана 3) Есть оформленное ядро 4) Есть одна кольцевая молекула ДНК 2ВАРИАНТ 1.Организмы в клетках которых наследственное вещество не окружено оболочкой 1)Вирусы 2)Прокариоты 3)Грибы 4)Эукариоты 2.Прокариотами назваются 1)Вирусы и грибы 2)Животные 3)Сине-зеленые водоосли 4)Простейшие 3. В клетках бактерии располагается 1)Одна кольцевая молекула ДНК 2)Одна линейная молекула ДНК 3)Несколько кольцевых молекул ДНК 4. Клетки растений в отличии от грибов имеют 1)Хитиновую клеточную стенку 2)Обособленное ядро 3)Пластиды 5. Клетки животных в отличие от клеток растений имеют способность к 1) К синтезу белка 2)Фотосинтезу 3)Фагоцитозу 4)Дыханию 6.При неблагоприятных условиях бактерии образуют 1)Цисты 2) Споры 3)Финны 4)Семена Ответы: вар1:1-3,2-3,3-3,4-3,5-3,6-3 вар2:1-2,2-3,3-1,4-3,5-3,6-2
|
- Дают определение понятиям. -Осмысливают задание; -самостоятельно отвечают на вопросы теста ; -участвуют в беседе; -выявляют ошибки. | Регулятивные: - контроль, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: -умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникатив-ные: -умения работать индивидуально. Личностные: смыслообразование. |
7.Этап информации о домашнем задании. (2мин.) | Мотивирует учащихся на важность выполнения домашнего задания и дает четкий инструктаж.
1.Прочитать п. 18,ответиь на вопросы устно. 2.Подготовить сообщение ,презентации о роли бактерии а)Бактерии -,,реставраторы,, б)Бактерии - криминалисты в)Бактерии и медицина
| Фиксируют информацию | Личностные: - формирование личностного самоопределения - формирование интереса к изучению биологии Познавательные Моделирование, поиск информации. Регулятивные: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий. |
9.Этап рефлексия.(3 мин). | Формирует способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; - формирует способность вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей; - предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом; - Выставляет и комментирует отметки. Цели деятельности: Научить обучающихся: - соотносить полученный результат с поставленной целью; -оценивать результат своей деятельности (Самоанализ и самооценка). Учитель организует рефлексию. Самооценка обучающихся:
Игра «Что я за птица?»Учитель при помощи проектора выносит на экран СЛАЙД
критерий
| 3 балла | 2 балла | 1 балл | Активность на уроке
| высокая | средняя | низкая | Материал урока усвоил | хорошо | частично | слабо | Тему могу объяснить | Могу сам | Могу, но с подсказкой | Затрудняюсь |
3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам) 7-6 баллов Соловей (поведай свои знания другим) 8-9 баллов Орел (открывает тайны бытия). Учитель проводит подводящий диалог.
| -Фиксируют своё настроение; -осуществляют самооценку; -формулируют конечный результат своей работы на уроке;
| Познаватель-ные: - -учатся использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. - развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи. Регулятивные: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные: - формировать интерес к изучению биологии, - осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. |