Технологическая карта урока "Анализирующее скрещивание"
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему
Урок по биологии 9 класс. Технология - проблемное обучение, метод проектно-исследовательский. В ходе урока прослеживается работа в группе, самооценивание при помощи карты-успешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 274.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов им. Б.И. Рябцева»
Технологическая карта фрагмента урока
Тема «Анализирующее скрещивание»
Разработала
учитель биологии
Тульская Елизавета Викторовна
Россошь,2017
Технологическая карта урока биологии
ФИО учителя | Тульская Елизавета Викторовна |
Предмет | Биология |
УМК | Сухорукова Л.Н.. В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко Биология 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Изд. Просвещение2016 г, |
Класс | 9 |
Тема | Анализирующее скрещивание |
Цель урока | Изучить анализирующее скрещивание и его роль в генетике, развивать метапредметные УУД |
Задачи урока | -объяснить особенности анализирующего скрещивания -формировать умение решать поставленную проблему; - сравнивать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; - развивать логическое мышление учащихся; -развивать умение выражать результат своей работы в виде мини-проета; - развивать умения работать в группе. |
Межпредметные связи | Искусство, математика |
Ресурсы | Презентация «Испарение воды»; |
Технологии | Технология проблемного обучения, метод проектов |
Планируемые результаты | Предметный результат:
Метапредметные результаты: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
Технологическая карта урока
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Формируемые умения (универсальные |
Организационный этап (2 мин.) | Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать с вами работу! Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! | Приветствуют учителя, определяют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе. | Личностные УУД: настрой на урок Регулятивные УУД: Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности |
Мотивационно – ориентационный этап. | Послушайте притчу: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно. | Просмотр слайда, слушают учителя, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: слушают учителя, анализируют сюжет картины Личностные УУД:Положительное отношение к деятельности ,мотивация и интерес к уроку. |
Создание проблемной ситуации, целеполагание (5 мин) | Организует побуждающий (подводящий) диалог. Обратите внимание на слайд. ? Кто изображен на нем? ? В чем заслуга этого человека перед наукой биологией? Внимание на экран. На какую мысль наводят вас эти изображения? Почему одни растения имеют красный цветок, а другие белый? (разный фенотип и, следовательно, генотип) Мы с Вами можем это как-то проверить? Так какая у нас сегодня будет тема урока? «АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ» Сформулируйте цель нашего урока. Цель урока: провести анализирующее скрещивание исследуемого генотипа. Я как любой учитель нашей школы разрабатываю социальный проект, а как учитель биологии мой проект посвящен оформлению цветочной клумбы. Клумбу я хочу сделать в форме русского народного орнамента – цветка. И все цветки должны быть красного цвета, но в чистосортности посадочного материала я не уверена. Я предлагает вам стать участниками инновационной генетической лаборатории. Но в чем ваша инновация с кажу немного позже. Далее учитель предлагает учащимся разделиться на группы и занять свои рабочие места. Используя карту-менеджмент, учащиеся распределяют обязанности в группе. Учитель говорит о задании, которое учащиеся должны выполнить в группах. Я вам делаю заказ – вам необходимо определить чистосортность семян посадочного материала. Для этого | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя, определяют тему и цель урока. | Регулятивные УУД: формулируют цели урока Коммуникативные ууд: работают в группах(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний | Я вам делаю заказ – вам необходимо определить чистосортность семян посадочного материала. Для этого необходимо скрестить особь с исследуемым генотипом и рецессивным генотипом – белой окраской цветка и определить какие гибриды получатся при скрещивании. Свои теоретические исследования вам необходимо выразить в мини-проекте, который представлен в вашем кейсе. Желаю вам удачи! Какие результаты вы получили? Какие семена вы советуете мне использовать для оформления клумбы. | Работа в группах по заданию учителя. Устанавливают закономерности; делают выводы, оформляют теоретический результат в виде мини-проекта «Цветочная клумба» Представляют свои проекты и защищаю работу. Дают рекомендации по использованию посадочного материала | Познавательные УУД: Умение работать с информацией: находить, выделять, анализировать необходимую информацию при работе с текстом, оценивать ее достоверность, проведя исследование, знаково-символические действия. Регулятивные УУД: Выполнение заданий по алгоритму, самостоятельно оценивать правильность его выполнения. Самостоятельно планируют и осуществляют контроль по результату Коммуникативные УУД:ясно излагают выполненную работу, аргументированно отвечают на вопросы, работают в группах. |
Рефлексия учебной деятельности | Возвращаемся к цели, которую формулировали в начале урока: Провести анализирующее скрещивание исследуемого генотипа. Выводы по уроку. Рефлексия «Выбери верное утверждение» Учащимся предлагается ответить на поставленные вопросы:
Оцените свою работу в группе и работу других групп. Работа какой группы понравилась вам больше всего. Аргументируйте свой ответ. Отметки за урок. | Анализируют степень достижения цели урока. Проговаривают кратко значение испарения воды растениями и факторы, которые влияют на интенсивность испарения. Выбирают утверждение, проводят самоанализ деятельности на уроке. | Личностные УУД: самосовершенствование через проведение личной рефлексии в рамках работы в группах. Регулятивные УУД: Адекватно определяют причины успешности и неуспешности деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности |
Приложение 1
Карта успешности группы №___
Лидер группы_____________________________________________________
№ | Фамилия, имя учащегося | Метапредметные результаты: | Результат проекта | Всего баллов | Отметка | Уро вень | ||||||||||
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | Базовый | Повышенный | Высокий | Лидер | Учитель | |||||||||
Умею ставить цели и распределять своё время на уроке | Умею самостоятельно оценивать правильность выполненных заданий | Умею находить информацию и применять | Умеет выделять главное, логически рассуждать, делать выводы | Умеет отстаивать свою точку зрения | Умею сотрудничать | Участвует в оформлении проекта и понимаю содержание | Свободно владеет темой проекта | Участвует в защите проекта, отвечает на вопросы по проекту | ||||||||
Максимальное количество баллов | ||||||||||||||||
2 | 2 | 2 | 6 | max 12 | ||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 |
Перевод полученных баллов за урок в пятибалльную систему:
10 - 12 баллов – «5» Высокий
7 - 9 баллов – «4» Повышенный
4 - 6 баллов –«3» Базовый
0 - 3 баллов – «2» Низкий
Приложение 2
Вам уже известно, что семена красного цвета с генотипом АА.
Тогда проведите анализирующее скрещивание (для этого необходимо провести скрещивание с рецессивной особью)
Дано Решение
Сделайте вывод:
Генотип исследуемой особи _______________ по ______________ признаку. Расхождений _____ и все цветы получаются ______________ цвета. Это говорит о то, что семена ________________.
Приложение 3
Вам уже известно, что семена красного цвета с генотипом Аа.
Тогда проведите анализирующее скрещивание (для этого необходимо провести скрещивание с рецессивной особью)
Дано Решение
Сделайте вывод:
Генотип исследуемой особи _______________ . Расхождение наблюдается в соотношении _____ и все цветы получаются _______ и _______ цвета. Это говорит о то, что семена ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».
Технологическая карта к уроку № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...