Биология рабочие программы
рабочая программа по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273-ФЗ
- Федеральным государственным стандартом ООО, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 6.10.2009г. №373
- Программа среднего (полного) общего образования по биологии 5-11 классы. Базовый уровень. В.В. Пасечник. (Биология. 5-11 классы: программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Автор Г.М. Пальдяева. М.: «Дрофа», 2015г
- базисный учебный план МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2018-2019 уч.год
-СанПиН 2.4.2 2821 – 10, утвержденным постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189, зарегистрированным в Мин-ства России 03.03.2011, регистрационный номер 1993
- «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ Б-ГСОШ №12, реализующих образовательные программы общего образования»
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Б-ГСОШ №12
-Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2018-2019 учебный год».
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из расчёта 1 часа в неделю.
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2018-2019 уч.год, наличием выходных и праздничных дней на 2018-2019 уч.год ( 8.03., 1.05, 2.05.,3.05., 9.05., 10.05), расписанием учебных занятий МБОУ Б-ГСОШ №12 в условиях пятидневной рабочей недели программа по биологии в 6 классе будет реализована в объеме 34 часов.
Основные цели и цели изучения биологии в школе:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях , о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
2. Предполагаемые результаты обучения
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования
планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
- личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные
5–6-й классы
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу тать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные
5–6-й классы
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
7–9-й классы
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторная работа №1 «Строение семян двудольных и однодольных растений».
Лабораторная работа №2 «Изучение видоизмененных побегов»
Лабораторная работа №3 «Строение цветка»
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Раздел 3. Классификация растений (5 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них | |
Лабораторных | Контрольных | |||
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 16 | 3 | 1 |
2 | Жизнь растений | 10 | 1 | |
3 | Классификация растений | 5 | 1 | |
4 | Природные сообщества | 3 | 1 | |
Итого | 34 | 3 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. (34часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока | Вид деятельности ученика | Планируемые результаты | Вид контроля | Оборудование | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Строение и многообразие покрытосеменных растений 16 часов | |||||||||
1 | 1 | Разнообразие, распространение и значение растений | УОНЗ | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать работу Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану | учебник, Мультимедийное оборудование | 3.09 | ||
2 | 1 | Строение семян двудольных и двудольных растений | КУ | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану | Лабораторная работа Строение семян двудольных растений | микроскоп, Мультимедийное оборудование | 10.09 | |
3 | 1 | Виды корней и типы корневых систем | КУ | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | Познавательные УУД: Анализируют виды корней и типы корневых систем Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений |
| Мультимедийное оборудование | 17.09 | |
4 | 1 | Строение корня | КУ | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | Познавательные УУД: . умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря Коммуникативные УУД умение работать в составе групп | Лабораторная работа Изучение внутреннего и внешнего строения корня | Мультимедийное оборудование | 24.09 | |
5 | 1 | Видоизменения корней | КУ | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 1.10 | |
6 | 1 | Побеги почки | КУ | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. Регулятивные УУД: Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега Коммуникативные УУД умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 8.10 | |
7 | 1 | Внешнее строение листа | КУ | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | Познавательные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное Регулятивные УУД: Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его | Мультимедийное оборудование | 15.10 | ||
8 | 1 | Клеточное строение листа. | КУ | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», | Регулятивные УУД: Выполняют рисунок в тетради Коммуникативные УУД умеют слушать и слышать друг друга | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 22.10 | |
9 | 1 | Видоизменение листьев | КУ | Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 12.11 | ||
10 | 1 | Строение стебля. | КУ | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель» | Познавательные УУД: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 19.11 | |
11 | 1 | Видоизменение побегов | КУ | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Лабораторная работа Изучение видоизмененных побегов | Мультимедийное оборудование | 26.11 | |
12 | 1 | Строение цветка | КУ | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Познавательные УУД: : умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Лабораторная работа Изучение строения цветка | Мультимедийное оборудование | 3.12 | |
13 | 1 | Соцветия | КУ | Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | Познавательные УУД: Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 10.12 | |
14 | 1 | Плоды | КУ | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». | Познавательные УУД: Знакомятся с классификацией плодов Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды Коммуникативные УУД Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | 17.12 | ||
15 | 1 | Распространение плодов и семян | КУ | Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Познавательные УУД: Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 17.12 | |
16 | 1 | Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» тест | УРК | тест | Листы с заданиями | 24.12 | |||
Жизнь растений 10 часов | |||||||||
17 | 1 | Химический состав растений Минеральное питание растений | УОНЗ | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 14.01 | ||
18 | 1 | Фотосинтез | КУ | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | Познавательные УУД: .Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 21.01 | |
19 | 1 | Дыхание растений. Испарение воды листьями | КУ | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки дыхания Регулятивные УУД: Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Познавательные УУД: Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 28.01 | |
20 | 1 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | КУ | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | Познавательные УУД: Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Регулятивные УУД: Анализируют информацию о процессах протекающих в растении Коммуникативные УУД Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 4.02 | |
21 | 1 | Прорастание семян | КУ | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | Познавательные УУД: . Объясняют роль семян в жизни растений Регулятивные УУД: Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Коммуникативные УУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 11.02 | |
22 | 1 | Способы размножения растений | КУ | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Познавательные УУД: Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Коммуникативные УУД | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 18.02 | |
23 | 1 | Размножение споровых и голосеменных растений растений | КУ | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | Познавательные УУД: Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД умение слушать учителя, высказывать свое мнение | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 25.02 | |
24 | 1 | Половое размножение покрытосеменных растений | КУ | Определение понятий«двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 4.03 | ||
25 | 1 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | КУ | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | Познавательные УУД: . Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 18.03 | |
26 | 1 | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» тест | УРК | тест | Листы с тестовыми заданиями | 11.03 | |||
Классификация растений 5 часов | |||||||||
27 | 1 | Основы классификации растений | УОНЗ | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 31.04 | |
28 | 1 | Семейство Крестоцветные и Розоцветные | КУ | Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные, Розоцветные Знакомятся с определительными карточками | Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 8.04 | |
29 | 1 | Семейство Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные | КУ | Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные Определяют растения по карточкам | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 15.04 | |
30 | 1 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаки | КУ | Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные. Определяют растения по карточкам | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД умение работать в составе творческих групп | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 22.04 | |
31 | 1 | Обобщающий урок по теме «Классификация растений» | УРК | тест | Листы с тестовыми заданиями | 29.04 | |||
Природные сообщества 3 часа | |||||||||
32 | 1 | Основные экологические факторы | УОНЗ | Выделяют основные особенности растений по отношению к различным экологическим факторам | Познавательные УУД: . Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 6.05 | |
33 | 1 | Растительные сообщества. | КУ | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, | Мультимедийное оборудование | 13.05 | ||
34 | 1 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» тест | УРК | тест | Листы с тестовами заданиями | 20.05 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Биология рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Рабочая программа по биологии 9 класс (умственная отсталость)...
Биология рабочая программа 7 класс (у/о) обучение на дому
Программа по биологии для учащегося 7 класса (у/о), обучающегося на дому...
Биология Рабочая программа 5-9 класс
Рабочая программа составлена соответствии с требованиями ФГОС, примерной программой основного общего образования по биологии, на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменк...
Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС Н.И. Сонин
Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС...
Биология. Рабочая программ 5-9 класс
Рабочая программ 5-9 класс...
Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...