Биология рабочая программа 7 класс (у/о) обучение на дому
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Программа по биологии для учащегося 7 класса (у/о), обучающегося на дому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_biologiya_na_sayt.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 7)
(УО – на дому)
Образовательная область, предмет – естествознание(биология), растения. грибы и бактерии.
Данная рабочая программа по биологии разработана на основе программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета биология на дому отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
По учебному плану ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» в 7 классе (на дому) отведено 1 час в неделю, (34 часа в год).
Содержание учебной программы по биологии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности ученика, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности юноши по усвоению естественнонаучных представлений, знаний о неживой природе, практическому применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта ученика.
Используемый учебно-методический комплект: программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ З.А.Клепинина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; набор специальной химической посуды для проведения опытов; образцы полезных ископаемых; различных почв, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, дидактические игры, рабочая тетрадь по предмету под редакцией З.А.Клепининой.
Программа адресована обучающемуся на дому ученику 7 класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащегося, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения его как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по биологии, который доступен учащемуся. В то же время данный учебный предмет для семиклассника является практическим опытом, этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению им элементарных естествоведческих, биологических и других знаний. Ученик должен учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимости природных явлений, взаимозависимости живых организмов с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. Такая деятельность имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов ученика. Естествоведческие знания помогут ему лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности со знаниями, полученными на уроках биологии, географии, почерпнутыми из разных источников (телепрограммы, интернет, и пр.) помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение биологии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащегося, программа предусматривает проведение специально организованных в домашних условиях опытов и практических работ. Изучение курса «Растения, грибы, бактерии» начинается со знакомства с зелёными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащегося, на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем изучаются грибы и бактерии. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимся в жизни.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- сообщение учащемуся общие сведения о строении и жизни растений;
- формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето, смена времён года и др., а также их роль в живой природе;
- проведение экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов);
- воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБА, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, поурочные тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической(лабораторной) работе, тестовые контрольные задания.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок биологии активно содействует формированию положительных качеств личности учащегося. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. Так как ученика невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространённых и большей частью уже известных юноше однодольных и двудольных, голосеменных, покрытосеменных, цветковых растений и т.п. К концу учебного года планируется, что он будет ориентироваться в характеристике основных растений огорода, поля, леса и сада сможет выделять общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений.
Исходя из потенциальных возможностей учащегося основные требования к знаниям и умениям обучающегося будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы и снижены в отдельных разделах программы, требующих проведение практических работ в саду, дома (пересадка растений) и пр. , исходя из сложности дефектов развития ребёнка (осложнённая форма ДЦП).
К концу учебного года обучающийся должен знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Обучающийся должен уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- различать грибы и растения.
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 2 | 0 |
2 | РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС | 0 | 1 |
3 | ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ | 16 | 11 |
4 | МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 34 | 19 |
5 | РАСТЕНИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ | 0 | 1 |
6 | БАКТЕРИИ | 2 | 1 |
7 | ГРИБЫ | 2 | 1 |
8 | ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ | 3 | 0 |
9 | ЭКСКУРСИЯ | 1 | 0 |
10 | ПОВТОРЕНИЕ | 2 | 0 |
Итого: | 62 | 34 |
В связи с тем, что в авторской программе В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем дана частично, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей юноши. Планирование содержания предмета сохранено полностью (по сравнению с авторской программой), при этом отдельные разделы (введение, практические работы, экскурсия, повторение) введены целиком в другие разделы, а не выделены отдельно как в авторской программе.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» З.А.Клепининой. При этом хочется отметить, что данный учебник, хоть, и заявлен как УМК, соответствующий данной авторской программе, но качественное составляющее предмета оставляет желать лучшего.
Тематическое планирование учебного материала на 2016/2017 учебный год
Биология. Растения. Грибы и Бактерии. 7 класс (УО). Преподаватель: Варченко Екатерина Владимировна.
Раздел | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | № п/п | Дата проведения | Контрольные, практические работы. Повторение. | Прим. | Домашнее задание | |
I | РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС | 1 | ||||||
Тема | Разнообразие растений. ИОТ и ТБ. Значение растений. Охрана растений. | 1 | 1 | 06.09 | п/р Знакомство с новым учебником | с.5-13 з.2 | ||
II | ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ | 11 | ||||||
Тема | Строение растения. л/р № 1 Цветок .Строение цветка. л/р № 2 | 1 | 2 | 13.09 | л/р «Строение цветкового растения» с.15, л/р «Строение цветка» с.17 | с.14-18,з.13 | ||
Виды соцветий. Опыление цветков. | 1 | 3 | 20.09 | с.19-24, схе ма, з.17,18 | ||||
Плоды. Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. | 1 | 4 | 27.09 | с.24-31, схе ма, з.26-27 | ||||
Семя. Внешний вид и строение семени фасоли, л/р № 3. Строение семени пшеницы, л/р № 4 ИОТ и ТБ | 1 | 5 | 11.10 | л/р «Строение семени фасоли» с.33 л/р «Строение зерновки пшеницы» с.35 | с.31-337зад32 - 33 | |||
Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву, л/р № 5 | 1 | 6 | 18.10 | Опыт. Условия необходимые для прорастания семян. л/р «Определение всхожести семян» с.41 | с.37-44 ?1-5, зад.37 | |||
Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменение корней. | 1 | 7 | 25.10 | с. 44-53 з.45 | ||||
Лист. Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении. | 1 | 8 | 01.11 | Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету. | с.54-62 ?1-5 зад.54, 55 | |||
Испарение воды листьями. Дыхание растений. | 1 | 9 | 08.11 | Опыт. Испарение воды листьями | с.62-68 з.60-61 | |||
Листопад и его значение. Стебель. Строение стебля. ИОТиТБ | 1 | 10 | 22.11 | с.68-72, з.68, 69, 70 | ||||
Значение стебля в жизни растения. Разнообразие стеблей. | 1 | 11 | 29.11 | Опыты. Значение стебля в жизни растения, | с.73-79 з.74 | |||
Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения. | 1 | 12 | 06.12 | с.79-83 з.75, 76, 78, 79 | ||||
III | МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 19 | ||||||
Тема | Деление растений на группы. Мхи. Папоротники. | 1 | 13 | 13.12 | с.84-90 з.82, 83 | |||
Голосеменные хвойные растения. Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. | 1 | 14 | 20.12 | с.90-96 з.88, 90, 91 | ||||
Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры. | 1 | 15 | 27.12 | с.96-103з.93, 94 | ||||
Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве. ИОТ и ТБ. | 1 | 16 | 10.01 | с.103-109 з.99 | ||||
Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. | 1 | 17 | 17.01 | с.110-116 з.103, 104 | ||||
Овощные лилейные, л/р № 6. Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | 18 | 24.01 | л/р «Строение луковицы» с.116 | с.116-122 з. 109 | |||
Двудольные покрытосеменные растения. Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён. Овощные и технические паслёновые. Картофель, л/р № 7. Выращивание картофеля. | 1 | 19 | 31.01 | л/р «Строение клубня картофеля» с.125 | с.122-130 з. 112, 116, 117, 128 | |||
Овощные паслёновые. Томат. Баклажан и перец. Цветочно-декоративные паслёновые. | 1 | 20 | 07.02 | с.131-141з. 124, 128, 133 | ||||
Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. | 1 | 21 | 14.02 | с141-145 з. 137, 138,141 | ||||
Фасоль и соя – южные бобовые культуры. Кормовые бобовые растения. ИОТ и ТБ. | 1 | 22 | 28.02 | с145-150 з. 140, 141 | ||||
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – растение группы розоцветных. | 1 | 23 | 07.03 | с150-153 з. 146, 147 | ||||
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. | 1 | 24 | 14.03 | с153-158 з.к рис. 38,39 | ||||
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина. | 1 | 25 | 21.03 | с158-163 з.к рис.38, 39 | ||||
Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | 1 | 26 | 28.03 | с163-169 з.к рис.38, 39 | ||||
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | 27 | 04.04 | с169-173 з.153 | ||||
Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. ИОТ и ТБ. | 1 | 28 | 18.04 | с174-180 з.154-157 | ||||
Уход за комнатными растениями. Перевалка комнатных растений. Пересадка комнатных растений. Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Осенняя перекопка почвы. | 1 | 29 | 25.04 | Практическая работа. Перевалка комнатн ых растений. Пересадка комнатных растений. | с180-187 з.159 | |||
Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева.Подготовка сада к зиме. Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. | 1 | 30 | 02.05 Уплотнение за 09.05.17 | Практическая работа. Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева.Практическая работа. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. | с187-194 з.160 с194-198 з.160 с198-200 | |||
31 | ||||||||
IV | РАСТЕНИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ | 1 | ||||||
Тема | Растения – живой организм. | 1 | 32 | 16.05 | Повторение и закрепление. Ответы на ? | не задано | ||
V | БАКТЕРИИ | 1 | ||||||
Тема | Бактерии. | 1 | 33 | 23.05 | с.204-208 з. 163, 165 | |||
VI | ГРИБЫ | 1 | ||||||
Тема | Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | 1 | 34 | 30.05 | не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии составлено в соответствии с авторской прог...
Рабочая программа по алгебре индивидуального обучения на дому. 7 класс.
Рабочая программа по алгебре индивидуального обучения на дому. 7 класс. Учебник: А.Г.Мордкович....
Рабочая программа по геометрии индивидуального обучения на дому. 7 класс.
Рабочая программа по геометрии индивидуального обучения на дому. 7 класс.Л.С. Атанасян....
Рабочая программа по Физической культуре (обучение на дому больных детей, детей-инвалидов)
Индивидуальное обучения на дому больных детей, детей-инвалидов по общеобразовательным программам основного общего образования, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразов...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" (обучение на дому).
Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" (обучение на дому). Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География. 9 класс: учебник для специальных (коррек...
Рабочая программа для организации индивидуального обучения на дому по литературе для обучающегося 9в класса
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я.Коровина...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...