Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования по предмету «Биология», Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, Программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (Биология 5-9 классы, концентрический курс, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015), Учебного плана МБОУ «Покровская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_kl_2018-2019.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа»
с. Покровка г. Славгорода Алтайского края
Согласовано:
ШУМО учителей естественнонаучного объединения
Протокол № 3 от «28» августа 2018 г.
Руководитель: ________ М.Г. Вайс
Согласовано:
заместитель директора по УВР МБОУ «Покровская СОШ»
________ Т.В. Танаева
«30» августа 2018 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ «Покровская СОШ» ________С.Н. Коровина
Приказ № 175 от «30» августа2018 г.
БИОЛОГИЯ
рабочая программа, разработанная на основе программы основного общего образования биология 5-9 классы концентрический курс (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015
Ступень: основное общее образование
5 класс
Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год
Разработчик: Вайс Марина Григорьевна,
учитель биологии
г. Славгород с. Покровка
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования по предмету «Биология», Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, Программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (Биология 5-9 классы, концентрический курс, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015), Учебного плана МБОУ «Покровская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
Обоснование выбора УМК
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина. Учебник: Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию. 5 класс.: учебник/Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – 5-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 158, [2] с.: ил.
Цель и задачи обучения предмету
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Планируемые результаты
Личностные результаты обучения
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тесту;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать с совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы;
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей;
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами;
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*[1].
Строение клеток (на готовых микропрепаратах)[2].
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время – 2 часа
Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов) | |||||
1.1 | Что такое живой организм | 1 | §1, стр. 6-11 | ||
1.2 | Наука о живой природе | 1 | §2, стр. 12-16 | ||
1.3 | Методы изучения природы. Практическая работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторная работа № 1 по теме: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | 1 | §3, стр. 17-22 | ||
1.4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство ручной лупы и светового микроскопа» | 1 | §4, стр. 23-26 | ||
1.5 | Живые клетки. Лабораторная работа № 3 по теме: «Строение клеток (на готовых микропрепаратах)». Лабораторная работа № 4 по теме: «Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | §5, стр. 27-32 | ||
1.6 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 5 по теме: «Определение состава семян пшеницы». | 1 | §6, стр. 33-38 | ||
1.7 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 6 по теме: «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов» | 1 | Повторить §6, стр. 33-38; самостоятельное изучение §7, стр. 39-46 | ||
1.8 | Великие естествоиспытатели | 1 | §8, стр. 47-50 | ||
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов) | |||||
2.1 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | §9, стр. 52-56 | ||
2.2 | Разнообразие живого | 1 | §10, стр. 57-59 | ||
2.3 | Бактерии | 1 | §11, стр. 60-63 | ||
2.4 | Грибы | 1 | §12, стр. 64-67 | ||
2.5 | Водоросли | 1 | §13, стр. 69-72 | ||
2.6 | Мхи | 1 | §14, стр. 73-75 | ||
2.7 | Папоротники | 1 | §15, стр. 76-78 | ||
2.8 | Голосеменные растения | 1 | §16, стр. 79-82 | ||
2.9 | Покрытосеменные растения | 1 | §17, стр. 83-87 | ||
2.10 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | §18, стр. 88-90 | ||
2.11 | Простейшие | 1 | §19, стр. 91-93 | ||
2.12 | Беспозвоночные | 1 | §20, стр. 94-96 | ||
2.13 | Позвоночные | 1 | §21, стр. 97-99 | ||
2.14 | Значение животных в природе и жизни человека. Практическая работа № 2 по теме: «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации» | 1 | §22, стр. 100-102 | ||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов) | |||||
3.1 | Три среды обитания | 1 | §23, стр. 104-105 | ||
3.2 | Три среды обитания. Практическая работа № 3 по теме: «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | 1 | §23, стр. 106-108 | ||
3.3 | Жизнь на разных материках | 1 | §24, стр. 109-114 | ||
3.4 | Природные зоны | 1 | §25, стр. 115-116 | ||
3.5 | Природные зоны | 1 | §25, стр. 117-120 | ||
3.6 | Жизнь в морях и океанах | 1 | §26, стр. 121-126 | ||
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов + 2 часа резерва) | |||||
4.1 | Как человек появился на Земле | 1 | §27, стр. 128-134 | ||
4.2 | Как человек изменил Землю. Практическая работа № 4 по теме: «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | 1 | §28, стр. 135-139 | ||
4.3 | Жизнь под угрозой | 1 | §29, стр. 140-142 | ||
4.4 | Не станет ли Земля пустыней | 1 | §30, стр. 143-145 | ||
4.5 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 5 по теме: «Измерение своего роста и массы тела» | 1 | §31, стр. 146-153; практическая работа № 6 по теме: «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | ||
4.6 | Повторение по теме: «Здоровье человека и безопасность жизни». Резерв | 1 | |||
4.7 | Повторение по теме: «Здоровье человека и безопасность жизни». Резерв | 1 | |||
Итого: 35 часов |
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу | Номер приказа | |
Планируемая | Фактическая | ||||
[1] Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.
[2] Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...