Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Вайс Марина Григорьевна

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного  общего образования по предмету «Биология», Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, Программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (Биология 5-9 классы, концентрический курс, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015), Учебного плана МБОУ «Покровская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_kl_2018-2019.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа»

с. Покровка г. Славгорода Алтайского края

Согласовано:

ШУМО учителей естественнонаучного объединения

Протокол № 3 от «28» августа 2018 г.

Руководитель: ________ М.Г. Вайс

Согласовано:

заместитель директора по УВР МБОУ «Покровская СОШ»

________ Т.В. Танаева

 «30» августа 2018 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «Покровская СОШ» ________С.Н. Коровина

Приказ № 175 от «30» августа2018 г.

БИОЛОГИЯ

рабочая программа, разработанная на основе программы основного общего образования биология 5-9 классы концентрический курс (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015

Ступень: основное общее образование

5 класс

 Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год

Разработчик: Вайс Марина Григорьевна,

учитель биологии

г. Славгород с. Покровка

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного  общего образования по предмету «Биология», Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, Программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (Биология 5-9 классы, концентрический курс, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015), Учебного плана МБОУ «Покровская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

Обоснование выбора УМК

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина. Учебник: Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию. 5 класс.: учебник/Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – 5-е изд. Стереотип. –  М.: Дрофа, 2016. – 158, [2] с.: ил.

Цель и задачи обучения предмету

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Планируемые результаты

Личностные результаты обучения

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи;

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тесту;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать с совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

- основные признаки живой природы;

- устройство светового микроскопа;

- основные органоиды клетки;

- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы;

- основные среды обитания живых организмов;

- природные зоны нашей планеты, их обитателей;

- предков человека, их характерные черты, образ жизни;

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др.

Учащиеся получат возможность научиться:

- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

- характеризовать методы биологических исследований;

- работать с лупой и световым микроскопом;

- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- приводить примеры обитателей морей и океанов;

- наблюдать за живыми организмами;

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*[1].

Строение клеток (на готовых микропрепаратах)[2].

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время – 2 часа

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс (35 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)

1.1

Что такое живой организм

1

§1, стр. 6-11

1.2

Наука о живой природе

1

§2, стр. 12-16

1.3

Методы изучения природы. Практическая работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторная работа № 1 по теме: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

1

§3, стр. 17-22

1.4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»

1

§4, стр. 23-26

1.5

Живые клетки. Лабораторная  работа № 3 по теме: «Строение клеток (на готовых микропрепаратах)».  Лабораторная работа № 4 по теме: «Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

§5, стр. 27-32

1.6

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 5 по теме: «Определение состава семян пшеницы».

1

§6, стр. 33-38

1.7

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 6 по теме: «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов»

1

Повторить §6, стр. 33-38; самостоятельное изучение §7, стр. 39-46

1.8

Великие естествоиспытатели

1

§8, стр. 47-50

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)

2.1

Как развивалась жизнь на Земле

1

§9, стр. 52-56

2.2

Разнообразие живого

1

§10, стр. 57-59

2.3

Бактерии

1

§11, стр. 60-63

2.4

Грибы

1

§12, стр. 64-67

2.5

Водоросли

1

§13, стр. 69-72

2.6

Мхи

1

§14, стр. 73-75

2.7

Папоротники

1

§15, стр. 76-78

2.8

Голосеменные растения

1

§16, стр. 79-82

2.9

Покрытосеменные растения

1

§17, стр. 83-87

2.10

Значение растений в природе и жизни человека

1

§18, стр. 88-90

2.11

Простейшие

1

§19, стр. 91-93

2.12

Беспозвоночные

1

§20, стр. 94-96

2.13

Позвоночные

1

§21, стр. 97-99

2.14

Значение животных в природе и жизни человека. Практическая работа № 2 по теме: «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации»

1

§22, стр. 100-102

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)

3.1

Три среды обитания

1

§23, стр. 104-105

3.2

Три среды обитания. Практическая работа № 3 по теме: «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

1

§23, стр. 106-108

3.3

Жизнь на разных материках

1

§24, стр. 109-114

3.4

Природные зоны

1

§25, стр. 115-116

3.5

Природные зоны

1

§25, стр. 117-120

3.6

Жизнь в морях и океанах

1

§26, стр. 121-126

Раздел 4. Человек на Земле (5 часов + 2 часа резерва)

4.1

Как человек появился на Земле

1

§27, стр. 128-134

4.2

Как человек изменил Землю. Практическая работа № 4 по теме: «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»

1

§28, стр. 135-139

4.3

Жизнь под угрозой

1

§29, стр. 140-142

4.4

Не станет ли Земля пустыней

1

§30, стр. 143-145

4.5

Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 5 по теме: «Измерение своего роста и массы тела»

1

§31, стр. 146-153; практическая работа № 6 по теме: «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

4.6

Повторение по теме: «Здоровье человека и безопасность жизни». Резерв

1

4.7

Повторение по теме: «Здоровье человека и безопасность жизни». Резерв

1

Итого: 35 часов

Лист внесения изменений

№ п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Основание для внесения изменений в программу

Номер приказа

Планируемая

Фактическая


[1] Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.  

[2] Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...