Методическая разработка по теме: «Зрительный анализатор.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Методическая разработка
по теме:
«Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
открытого урока в 9 классе
с использованием
здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analizator_-zrenie.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме:
«Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
открытого урока в 9 классе
с использованием
здоровьесберегающих технологий
Учитель биологии
Киселева Н.П
Обоснование методического комплекса урока
Цели урока:
Образовательные: создание условий для
- актуализации и расширения знаний учащихся о строении анализаторов;
- ознакомления со строением и функциями глаза;
- формирования знаний о близорукости и дальнозоркости
- ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения
- формулирования правил гигиены зрения.
Воспитательные: создание условий для
- сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие: создание условий для
- развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
- развития умений анализировать, делать выводы.
Учебно-материальное обеспечение:
- макет глазного яблока;
- рабочий лист для каждого ученика;
- раздаточный материал для рефлексии
Формы и методы:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
- Работа в парах
- Методы, активизирующие мышление
- Использование опорных схем
- Самостоятельная работа
- Эксперимент
- Наглядный метод обучения.
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний через повторение
- Целеполагание
- Изучение нового:
- Постановка проблемной ситуации
- Решение проблемы
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа учащихся
- Обсуждение результатов работы
- Беседа
- Подведение итогов урока
- Рефлексия
- Постановка домашнего задания
Планируемые результаты обучения
Знать:
- Особенности строения органа зрения;
- Функции вспомогательного аппарата глаза;
- Механизм восприятия зрительных раздражений.
Уметь:
- Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органа;
- Сознательно вырабатывать у себя полезные привычки правильного поведения, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами здоровьесберегающей технологий.
1. Орг. Момент
В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.
ТЕМА « Анализаторы»
1 вариант
- Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:
Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..
- Расположите части анализатора по порядку:
- Зона коры головного мозга
- Рецептор
- Проводящий путь.
3. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. затылочная зона а) слуховой анализатор
2. височная зона б) зрительный анализатор
3. теменная зона в) вкусовой анализатор
1. | 2. | 3. |
ТЕМА « Анализаторы»
- вариант
1. Выберите правильный ответ: чем раздражаются рецепторы глаза?
а) звуком б) светом в) вкусом
2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. теменная зона а) равновесие
2. затылочная зона б) осязание
3. височная зона в) зрение
1. | 2. | 3. |
3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?
1. нервный путь 2. Рецептор 3. Зона коры больших полушарий
Актуализация знаний через повторение
- Изучение нового материала
« Строение зрительного анализатора»
Проблемный вопрос: Почему говорят « Береги как зеницу ока»
Как вы понимаете это выражение?
- Давайте выясним, как же охраняется наше око (
- Внешнее строение глаза)
- «Мышцы глаза»
Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)
Физзарядка для глаз: Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.
Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза?
В чем состоит их принцип работы?
Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну.
« Внутреннее строение глаза»
Записи в тетради:
Оболочки глаза:
- Наружная или фиброзная
Роговица Белочная или склера
(Передняя прозрачная) ( задняя непрозрачная)
- Сосудистая оболочка -в передней части глаза называется радужка
- Сетчатка------------ рецепторы
Палочки Колбочки
Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и тд.)
« Изображения на сетчатке»; «Аккомодация хрусталика»
Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.
Обратить внимание на работу хрусталика.
Проблемные вопросы:
- Почему вредно читать лежа?
- Какие правила гигиены вы уже знаете?
- Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?
- Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?
- Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?
- Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?
- Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?
- А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза? (иридодиагностика)
«Дальнозоркость и близорукость»
Физкультминутка. «Сбросить усталость» помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.
« Гигиена зрения»
Игра « Полезно – вредно»
Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.
- Читать лежа
- Умываться по утрам
- Читать при хорошем освещении
- Смотреть на яркий свет
- Долго находиться у монитора компьютера.
« Зрительные иллюзии»
Подведение итогов урока
В заключении урока можно поиграть)
Орган зрения – это глаз.
В нем три оболочки:
Та, что белая снаружи
Назовём белочной
Та прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится
Эту часть её зовём просто роговица
Слой второй – в нём есть сосуды
Впереди он радужка
В ней отверстие - зрачок
И пигменты разные.
За зрачком у нас хрусталик
Он меняет кривизну
И поэтому мы видим
И вблизи и за версту.
Свет легко в глаз проникает
Всё в округе видно мне
Ведь в глазном есть яблоке
Тело стекловидное
В глубине лежит сетчатка
Этот слой необходим
Коль рецепторы в порядке
То нормально мы глядим.………………………………………………………
От палочек и колбочек информацию берет,
В сигналы превращает и в мозг передает (зрит. нерв)
« тощие» числом несметны
На сетчатке ……..(палочки)
Ловят сумеречный свет,
В потемках выручалочки.
На сетчатке меньше их,
Но пусть их славит лира
Они щедро дарят нам
Многоцветье мира (колбочки)
7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них смайлик , который бы отражал ваше настроение)
8. Постановка домашнего задания
Для всех:
- читать текст на стр.73-74
- составить в тетради в виде плана
1 вариант – полезно для глаз
2 вариант – вредно для глаз
По желанию:
Найти информацию о:
- влияние цвета на организм
- иридодиагностике
- дальтонизме
ТЕМА « Анализаторы»
1 вариант
- Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:
Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..
- Расположите части анализатора по порядку:
- Зона коры головного мозга
- Рецептор
- Проводящий путь.
3. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. затылочная зона а) слуховой анализатор
2. височная зона б) зрительный анализатор
3. теменная зона в) вкусовой анализатор
1. | 2. | 3. |
ТЕМА « Анализаторы»
- вариант
1. Выберите правильный ответ: чем раздражаются рецепторы глаза?
а) звуком б) светом в) вкусом
2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. теменная зона а) равновесие
2. затылочная зона б) осязание
3. височная зона в) зрение
1. | 2. | 3. |
3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?
1. нервный путь 2. Рецептор 3. Зона коры больших полушарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по биологии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор"
Организация обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам. а учитель - осуществить мотивационное управление его учением. В современной школе должна быть создана такая система обучения которая ...
Разработка урока по биологии в 8 классе на тему "Зрительный анализатор".
Разработка урока предназначена для применения при изучении зрительного анализатора в 8 классе. Содержит различные опыты и задания для проверки усвоения знаний и умений....
Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...
Авторская методическая разработка по теме "Слуховой анализатор.Строение уха."
Презентация к уроку по теме: " Слуховой анализатор.Орган слуха"...
Методическая разработка урока по теме: "Зрительный анализатор". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с содержанием понятия "анализатор", с особенностями строения и функционирования глаза как органа зрения, показывает взаимосвязь строения и функций органа....
Презентация по биологии на тему: "Зрительный анализатор"
Презентация по анатомии человека на тему: "Зрительный анализатор"...
Тест для 8 класса по теме"Зрительный анализатор"
Тест для 8 класса по теме"Зрительный анализатор"...