Конспект урока :Подготовка к ЕГЭ по теме Онтогенез.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
урок 11 класс дистанционно . Выполнить 3 задания по конспекту . Оценивается работа 1 ,12.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
24. 112018 11 класс дистанционно.Е В. Шилова
Урок - практикум
Тема: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».
Цель урока:1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.
2. Отработать навыки решения заданий части 1(зад.26-33) и часть 2 (зад.35 и 36).
Задачи: Формировать навыки работы с заданиями части 1 и 2 (В и С).
Развивать теоретическое мышление.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Работа ученика на уроке по инструктивной карточке (задания, которые необходимо выполнить, указания к работе и оценивание результатов).
- Жизнь – есть воспроизведение себе
подобных через себе неподобных.
- Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет ряд непохожих друг на друга стадий).
Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.
Заполните схему:
1. ? – индивидуальное развитие организмов. (онтогенез)
Оплодотворение рождение или ? (смерть)
выход из яйцевых
оболочек
Эмбриональный Постэмбриональный
период период
- ?(дробление) -? (прямое)
- ?(гаструляция) - ? (непрямое)
- ? (гистогенез и органогенез)
- Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.
Задание №1
29.Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями
2. Эмбриональный период развития.
- Итак, эмбриональный период развития, давайте выполним задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
Задание №2.
33.Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
А) нейруляция
Б) зигота
В) бластула
Г) морула
Д) гаструла
Е) нейрула
Ответ: бгвдае
При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части С2, работу с рисунками.
Задание №3
35. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?
Ответ:
1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА
2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.
3. Из мезодермы формируются органы – опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем
- Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.
органы | эктодерма | энтодерма | мезодерма |
Головной мозг |
|
| |
Почки |
|
| |
Кости и хрящи |
|
| |
Легкие |
|
| |
Кровь | |||
Кишечник |
|
| |
Эпителий кожи |
|
| |
Органы слуха |
|
| |
Пищеварительные железы |
|
| |
Мышечная ткань |
|
|
- В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).
- В чем заключается некорректность данного задания?
Задание №4
30.Установите соответствие
Структура организма | Зародышевые листки | ||||||||||||||||
А) печень Б) органы чувств В) скелет Г) кожа Д) головной мозг Е) кровеносная система Ж) органы слуха З) спинной мозг | 1)Эктодерма 2)Энтодерма 3)Мезодерма
|
(Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков. Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).
Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов.
Выполните задание №5.
36.Найди ошибки в приведенном тексте
1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.
2. Гаметы участвуют в оплодотворении.
3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.
4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.
Ответы:
1. Онтогенез начинается с момента образования зиготы.
3. Зигота, подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных после выхода из яйца или рождения.
- Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон).
- Постэмбриональное развитие.
- Почему стал необходим постэбриональный период развития в онтогенезе?
(У родившейся (или вылупившейся из яйца) особи не всегда полностью сформированы все органы и ткани. Необходимо чтобы образовалась взрослая особь, способная к воспроизводству себе подобных).
- Что такое прямое развитие, непрямое или развитие с метаморфозом? (прямое – родившиеся особи имеют все органы, свойственные взрослым организмам, непрямое – новый организм внешне не похожий на взрослую особь, имеет особые личиночные органы).
-На какие группы оно делится? (у насекомых с полным и неполным превращением)
- В чем заключается преимущество непрямого развития?
- Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
- Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
- Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
- Переживание неблагоприятных условий среды (н-р, куколка насекомых).
Выполните задание №6
31. Установите соответствие
Организмы | Способы постэмбрионального развития | ||||||||||||
А) Речной рак Б) Сизый голубь В) Уж обыкновенный Г) Остромордая лягушка Д) Прыткая ящерица Е) Медуза |
2) Непрямое
|
Работа с информацией на слайде.
-Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?
-Для каких насекомых оно характерно?
Работа с информацией на слайде.
- Назовите, какие стадии в своем развитии проходит бабочка?
Для каких насекомых характерен такой тип развития?
Выполним задание №7.
32. Установите соответствие
Организмы | Типы развития | ||||||||||||||
А) Майский жук Б) Капустная белянка В) Клоп водомерка Г) Зелёная тля Д) Пчела медоносная Е) Азиатская саранча Ж) Таракан | 1) С полным превращением 2) С неполным превращением
|
- Особенности онтогенеза животных.
Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.
Задание №8
26. Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?
- Одноклеточная стадия
2) Покровительственная окраска
3) Размеры тела
4) Плавательная перепонка
5) Бластула
6) гаструла
Ответ: 2 3 4.
- Наибольшее затруднение вызывают вопросы на определение последовательности этапов циклов развития живых организмов, в том числе паразитических червей.
На слайде представлены изображения этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.
Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание №8.
Задание №9
33. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца
А) Внедрение личинок в организм моллюска.
Б) Выход из яйца личинок с ресничками.
В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.
Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.
Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.
Е) инцистирование личинок.
Ответ: дбагев .
6.Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэбриональный период, имеет свои критические периоды.
Выполните задание №10.
33.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.
А) развитие двух организмов из нейрулы
Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша
В) образование оплодотворённой яйцеклетки
Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул
Д) дробление зиготы и формирование двух бластул
Ответ: в д б г а
В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.
Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:
- Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
- Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
- Не употреблять алкогольные напитки;
- Не курить;
- Не принимать наркотические средства;
- Полноценно питаться;
- Заниматься спортом.
Рефлексия:
Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №2.
Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итого | оценка |
Критерии оценки:
«2» - 0 – 9
«3» - 11 – 13
«4» - 14 – 16
«5» - 17 - 22
И наш урок хотелось бы закончить словами:
-Ребенок- это чудо, Божий величайший дар,
которым Бог может наградить человека.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.
Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...
Конспект урока по физической культуре на тему "Кроссовая подготовка. Длительный бег в чередовании с ходьбой."
План - конспект урока по физической культуре на тему "Кроссовая подготовка. Длительный бег в чередовании с ходьбой."...
План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3: Обязательная подготовка граждан к военной службе.
План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3: Обязательная подготовка граждан к военной службе....
Открытый урок в 9 классе на тему "Онтогенез. Эмбриональный период развития".
Тема: Эмбриональный период развития. Онтогенез. Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.Тип урока – комбинированный.Образ...
Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"
Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...
Конспект урока - Подготовка к ОГЭ по теме «Неравенства и системы неравенств»
Конспект урока - Подготовка к ОГЭ по теме «Неравенства и системы неравенств»...