Учебный материал "Экологическая тропа"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Бессонова Светлана Михайловна

Учебный материал предназначен для проведения экскурсий по биологии, экологии в сообщество "смешанный лес". В данном материале даны описания основных групп растений смешанного леса с описанием их особенностей строения, мстообитания, жизнедеятельности. Представлены все группы растений - споровые, голосеменные, цветковые. Рассмотрены и экологические особености растений разных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekotropa.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа

Угранской школы

Юные экологи нашей школы ежегодно в любое время года с интересом исследуют живую природу нашего Угранского края.

        За десятилетие существования добровольного экологического общества выработался определенный маршрут в сообществах – смешанный лес, река, луг. Этот маршрут имеет богатое видовое разнообразие животных, растений, грибов, лишайников.

        Остановки маршрута помогают ребятам расширять кругозор, углублять знания в области естественнонаучных дисциплин. Они учатся не только видеть окружающий их мир, но и наблюдать, сравнивать, проводить собственные небольшие исследования, изучать природные явления, описывать и фиксировать натуральные объекты, определять их. И в результате большой работы они получают знания не только из книг, но и при прямом контакте с живой природой. Эти знания они с удовольствием используют при подготовке к урокам биологии, готовят доклады и беседы для учащихся.

На этом стенде мы, юные экологи, представляем вашему вниманию некоторые из остановок маршрута «Экологическая тропа».

Фотоматериалы подготовили учащиеся – члены общества «Юный эколог».

Остановка

«Красная книга Смоленской области»

Страусник обыкновенный

Отдел – Папоротникообразные

Семейство – Многоножковые

Особенности морфологии и биологии:

Крупный папоротник, до 1м высоты. Многолетник с толстым корневищем и подземными ползучими побегами. Листья двух видов: вегетативные зеленые и спороносные томно-коричневые. Первые – крупные, снизу опушенные, глубоко перисто-раздельные, в очертании обратно-ланцетные, с обоих концов суженные на коротких черешках, образуют красивую раскидистую листовую розетку. Спороносные листья небольшие, до 20-50см, развиваются внутри воронки, сначала светло-зеленые, затем становятся коричневыми, жесткими. Споры созревают а июле-августе. Образует куртины разных размеров, редко обнаруживаются заросли.

 

Места обитания: влажные, хвойные, преимущественно еловые леса, днища оврагов, около ручьев на богатой почве.

В Смоленской области распространен по всей территории. Отмечен на территории национального парка «Смоленское Поозерье».

Основные лимитирующие факторы: узкая экологическая валентность, изменение естественных условий местообитания, рубка леса.

Необходимые меры охраны: обследование известных и выявление новых местонахождений вида, контроль за состоянием популяции, охрана территорий.

Остановка

                    «Лишайники»

ЛИШАЙНИКИ Растут на почве, деревьях, гнилой древесине, горных породах; играют существенную роль в почвообразовании. Лишайники используют для получения антибиотиков, ароматических веществ, лакмуса; многие виды — индикаторы загрязнения окружающей среды; некоторые — пища оленей.

Ксантория настенная

Таллом. Таллом свыше 3 см в диаметре, в виде правильных оранжево-желтых розеток, состоящих из крупных, широких, округлых по краю лопастей. На концах лопасти выемчато-изрезанные.Апотеции. В центре таллома многочисленные апотеции, диск которых обычно окрашен ярче таллома. Местообитания. Эпифит, обитающий на коре деревьев, растет также на обработанной древесине, особенно часто на заборах и стенах построек. Распространение. По всей России.

Пармелия

Пармелия Parmeliansis — надземный лишайник высотой (длиной) 3-5 см, с листовым слоевищем. Слоевищные лопасти шириной до 2 мм, плоские, сильноизвилистые. Верхняя поверхность слоевищных лопастей зеленовато-желтая, иногда с коричневым оттенком. Нижняя поверхность светло-коричневая или беловатая, с немногочисленными короткими волосками. Растет на солонцеватых каштановых почвах в степях и полупустынях на юге и юго-востоке России.

Гипогимния

Один из самых распространенных лесных эпифитных лишайников. Гипогимния вздутая обычно покрывает однотонным серым покровом стволы и ветви деревьев в хвойных и березовых лесах таёжной зоны и в горных лесах.Широко распространены также гипогимния трубчатая, гипогимния мучнистая. Чувствительны к загрязнению воздуха. Содержит антибиотические вещества.

Эверния

Эверния - род лишайников семейства усниновых. Слоевище мягкое, кустистое; состоит из цилиндрических или сплющенных узких ветвящихся лопастей. Сверху зеленовато-серое, снизу однотонное до беловатого. Содержит эверниевую, усниновую и др. лишайниковые кислоты. Около 15 видов, на стволах и ветвях деревьев, реже на почве. Некоторые виды (главный из которых Е. prunastri) используются в парфюмерной и медицинской промышленности.

Кладония

 Кладония род лишайников. Известно около 300 видов К., обитающих на почве, главным образом в лесах (преимущественно сосновых), тундрах и болотах. На С. ряд видов К. служит кормом оленям, некоторые виды содержат усниновую кислоту и имеют лекарственное значение.

Остановка

«Грибы-паразиты»

Данный вид грибов питается только за счет своих хозяев - живых организмов, в следствие чего организм-донор получает огромный вред или погибает. Крупные грибы-паразиты встречаются очень редко. Например, опёнок осенний обитает на живых деревьях. В качестве организма-донора могут выступать и другие грибы. Например, паразитирующая вольвариелла селится на говорушках, а паразитирующий моховик - на ядовитых дождевиках. Среди грибов-паразитов имеются и микроскопические виды, которые тоже играют немалую роль в природе. Например, в тропических лесах распространены головнёвые и ржавчинные грибы, которые способны уничтожать до 50% урожая.

Трутовик серно-желтый

Данный вид грибов питается только за счет своих хозяев - живых организмов, в следствие чего организм-донор получает огромный вред или погибает. Крупные грибы-паразиты встречаются очень редко. Например, опёнок осенний обитает на живых деревьях. В качестве организма-донора могут выступать и другие грибы. Например, паразитирующая вольвариелла селится на говорушках, а паразитирующий моховик - на ядовитых дождевиках. Среди грибов-паразитов имеются и микроскопические виды, которые тоже играют немалую роль в природе. Например, в тропических лесах распространены головнёвые и ржавчинные грибы, которые способны уничтожать до 50% урожая.

Трутовик окаймленный 

Отличительной особенностью этого гриба является беловатая, желтоватая или оранжевая полоса по краю красновато-бурого или почти черного плодового тела. Нарастающие края и молодые плодовые тела выделяют бесцветную жидкость, крупные капли которой как бы застывают на поверхности гриба.
Плодовые тела твердые, копытообразные, очень изменчивы по окраске, форме и величине.
Ножки нет, грибы прикреплены боком к дереву. Растет на пнях, на сухих и иногда на живых ослабленных деревьях.

Трутовик березовый

Гриб однолетний, но отмершее плодовое тело сохраняется долго. Изначально оно белое, языковидное или клубнеобразное, с возрастом образует подковообразную или почковидную шляпку диаметром 30 см, у основания сужающуюся. Край поначалу завернутый, кожица легко удаляется. Мякоть у молодых экземпляров мягкая и сочная, с кисловатым запахом, у старых — корковидная, жесткая. Трубчатый слой короткий, легко удаляется; поры белые, позже коричневатые, очень мелкие. Сезон и место. Растет с начала лета до осени на ослабевших или сухих стволах березы. Часто поднимается рядами на несколько метров. Сходство. Легко отличить по светлой окраске и местоположению (березовые стволы). Оценка. Гриб съедобен в самом раннем возрасте, позже становится очень жестким

Остановка

«Мхи»

Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Иногда роль мохообразных в сообществе сильно возрастает в связи с резким изменением условий местообитания, вызванным воздействием животных, человека и факторов, обусловленных жизнедеятельностью самого сообщества растений.

Мох сфагнум

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает. Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию мхами кислой среды. Эти условия оказываются неблагоприятными для процессов гниения, что препятствует разложению сфагнума. .Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты.

Мох «Кукушкин лен»

Своим названием он обязан внешним сходством с льном, находящимся в стадии «елочки» (молодые ростки льна).Этот мох образует рыхлые дернины на кочках в сырых хвойных лесах, на пнях, вокруг стволов деревьев. У кукушкина льна листья зеленые, а у сфагнума светло-зеленые. Еще одно отличие от сфагнума – наличие ризоидов, волосков, играющих функции корней: закрепление в субстрате, извлечение воды и питательных веществ. Кукушкин лен более жесткий, его длинные волокна похожи на ветки елочек. Водный настой мха в народной медицине применяют внутрь при кашле, отваром мха моют голову при выпадении волос. В тех районах, где не растет мох сфагнум, для укладки между венцами обычно применяют мох кукушкин лен.

Мох Шребера

Внешний вид. Дерновинки крупные, рыхлые, зеленые до светло- или желто-зеленых, блестящие. Стебель. Стебли 5-15 см длиной, восходящие, обычно перистоветвящиеся, вздутооблиственные, с прямо отстоящими, тупыми или острыми, согнутыми верхушками или утончающимися ветвями, с красноватой корой. Листья. Листья черепитчатые, вогнутые, слегка складчатые, 2-2,8 мм длиной и 1-1,5 мм шириной, яйцевидные, тупые или коротко и туповато заостренные, с короткой слабопильчатой верхушкой, внизу с отогнутыми краями. Жилка двойная, короткая или неясная. Местообитания. На сухой лесной почве, покрытых лесной подстилкой скалах и валунах, гнилой древесине, валеже, в основании деревьев, па сухих лугах, на кочках моховых облесенных болот. Распространение. В лесах, в тундрах и на лугах по всей России.

Остановка

Антропогенное влияние на сообщество «Смешанный лес».

С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования – стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности). Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга – человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т.д.), сильно зависел от нее. По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.        

 Начиная с XVI – XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияния человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.                 В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничным, всеобщая компьютеризация и т.д.), а природа почти полностью подчинена человеку. Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.                                                 В связи с этим возникает экологическая проблема – проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

  • истощение недр – на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет);
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;
  • уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычные образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная экологическая тропа

Из-за потребительского отношения к природе она  сегодня находится на грани исчезновения, и  перед   человечеством особенно остро стоит вопрос о необходимос...

Учебная экологическая тропа

Опыт работы экологических троп Забайкальского края представлен Т.В. Воропаевой, старшим преподавателем академической кафедры экологии и э.о. ЗабГГПУУчебная экологическая тропа – специально оборудованн...

Учебная биологическая тропа по биологии "Удивительное рядом"

Данная биологическая тропа способствует расширению у обучающихся знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Биологическая тропа может быть использоваться для проведения учебных занятий раз...

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории. Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее со...

Учебная Экологическая тропа на базе МОБУ СОШ №22

Работа по созданию учебной экологической тропы в школе работа кропотливая и сложная.На базе нашей школы создана тропа на основе соснового массива расположенного недалеко от нее.Ребята всех возрастов л...

Учебная экологическая тропа

В пособии рассказывается об учебной экологической тропе. Раскрыт опыт, связанный с созданием учебной экологической тропы.Адресована учителям, воспитателям, учащимся и всем, кого интересует эколо...

Учебная экологическая тропа. (Методические рекомендации для учителей географии, экологии)

Рекомендации по созданию учебной экологической тропы  разработаны с целью привлечения обучающихся к исследовательской деятельности по изучению  и сохранению природы родного края. Автор реком...