Рабочая программа по биологии 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Старицына Ольга Васильевна

Рабочая программа по биологии для 10 класса по линии учебников Пономаревой И.Н.Базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_baza_10_kl.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   2018   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________2018   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»_________2018    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии  
10аб классы
(базовый уровень)

(среднее общее образование)

Количество часов: 35

Программа составлена на основе

авторской программы по УМК Пономаревой И.Н. Биология 10 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, базовый уровень\ И.Н Пономарева, О. А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под редакцией профессора И. Н. Пономаревой 2-е издание, переработанное- М. Вентана- Граф, 2009г.

Составители: Старицына О.В.

учитель биологии

МБОУ гимназии г. Советский

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по БИОЛОГИИ для __10-х__ классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

        Рабочая программа по предмету БИОЛОГИЯ составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования по ФК ГОС 10-11 классы МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2017 г. №309 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2018-2019 учебный год».

Цель курса: дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле.

Задачи:

  • приобщить к осмыслению (сущности жизни, бытия, познания, практики и т.д.) эстетических, этических, правовых норм, ценностей, идеалов и правил, касающихся культуры общения с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальными картинами мира;
  • познакомить с научными принципами биологического познания (причинностью, системностью, историзмом); научить видеть их истоки; развить умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;
  • овладеть логической структурой и концептуальным аппаратом важнейших биологических и пограничных теорий и идей, умением пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;
  • усвоить прикладные теории, связанные с использованием живых систем; вооружить знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии, практическими навыками обращениями с биосистемами.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
  • объяснять последствия влияния мутагенов;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Личностные результаты обучения:

  • - формирование гражданской ответственности и правовое самосознание, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;
  • - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки и последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правила поведения в природе;
  • -  развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложные и противоречивые пути развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности, происхождении человека, жизни) в ходе работы с различными источниками информации;
  • - находить и анализировать информацию о живых объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
  • - обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
  • - сравнивать, анализировать и оценивать биологическую информацию
  • - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов
  • - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  •  сформировать  мотивацию к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
  •  сформировать научную картину мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических
  • знаний и умений;
  •  признать высокую ценность жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового
  • образа жизни;
  •   получить знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Метапредметные результаты.

  • Выпускник получит возможность научиться:
  •  аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению особенностей структурных уровней организации жизни;
  •  развивать представления о современной естественнонаучной картине мира;
  •  применять коммуникативные компетентности при работе в паре или в группе при обсуждении проблемных вопросов курса
  •  характеризовать этапы становления и развития биосферы Земли;
  •  раскрывать условия устойчивости и неустойчивости биосферы;
  •  аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о возможных последствиях деятельности человека в биосфере.
  •  соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  •  составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  •  применять знания об экологической нише и жизненной форме организмов в суждениях о коадаптации и коэволюции организмов;
  •  аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению сопряжённого развития приспособительных признаков у
  • организмов.
  •  находить биологическую информацию в учебной, научно-популярной, справочной литературе и Интернете о популяции, эволюции,
  • оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  •  аргументировать свою точку зрения при обсуждении движущих сил эволюции;
  •  проявлять ключевые компетентности при объяснении особенностей биологического прогресса и регресса;
  •  аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы сохранения природных видов;
  •  соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Предметные результаты.

 выявлять и объяснять основные свойства живого;

 характеризовать многообразие структурных уровней организации жизни;

 рассматривать и объяснять общие признаки биосистемы;

 анализировать и оценивать практическое значение биологии;

 называть и объяснять роль методов исследования в биологии

 характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;

 объяснять роль живого вещества в существовании биосферы;

 объяснять сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

 характеризовать и сравнивать гипотезы о происхождении жизни на Земле;

 раскрывать сущность эволюции и называть её этапы;

 называть и характеризовать среды жизни на Земле;

 определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов

 характеризовать биогеоценоз как биосистему и экосистему;

 раскрывать особенности и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи;

 характеризовать структуру и строение биогеоценоза;

 объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценозов;

 сравнивать устойчивость естественных культурных экосистем;

 объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;

 раскрывать процесс смены биогеоценозов и называть её причины;

 характеризовать периодические изменения биогеоценозов;

 классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле.

 характеризовать популяцию и вид как биосистему;

 раскрывать особенности и значение популяционно- видового структурного уровня организации живой материи;

 определять популяцию как генетическую систему и как единицу эволюции;

 объяснять процесс появления новых видов (видообразование);

 раскрывать движущие силы эволюции;

 объяснять сущность современной теории эволюции;

 доказывать место человека в системе живого мира.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
  1. Введение в курс общебиологических явлений (5 ч).

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент)  

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсия

Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

2. Биосферный уровень организации жизни. (8 ч)

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

      Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.        ,

     Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

3. Биогеоценотический уровень организации жизни. (10 ч)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

   Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

  Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем.         Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования. Все виды экосистем рассматриваются на примере экосистем нашего края.

Лабораторная работа № 1.

Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

4. Популяционно-видовой уровень организации жизни. (11ч)

 Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об эволюции.   Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

   Видообразование как процесс увеличения видов на Земле.
Современное учение об эволюции — синтетическая теория
эволюции (СТЭ).

    Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.

    Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

    Биоразнообразие — современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

 Лабораторная работа № 2. № 2. Определение видовой принадлежности особей по морфологическому критерию на примере организмов нашего края. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных

Лабораторная работа №3.

Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных

Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных. Выявление идиоадаптации у насекомых (коллекция) или растений (виды традесканции, бегонии и др.).

Резервный урок 1 ч

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

Название темы/урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Содержание и структура курса общей биологии. Основные свойства жизни

1

07.09

2

Происхождение живого вещества. Уровни организации живой материи.

1

14.09

3

Значение практической биологии.

1

21.09

4

Методы изучения билогии.

1

28.09

5

Повторение темы  "Введение  в курс общей биологии".

1

05.10

6

Учение о биосфере.

1

12.10

7

Функции живого вещества в биосфере.

1

19.10

8

Биологическая эволюция  в развитии биосферы.

1

26.10

9

Биосфера как глобальная экосистема.

1

09.11

10

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

16.11

11

Человек как житель биосферы.

1

23.11

12

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

1

30.11

13

Экологические факторы и их значение.

1

07.12

14

Б.Г.Ц. как особый уровень организации жизни.

1

14.12

15

Б.Г.Ц. как биосистема и экосистема. Б.Г.Ц. хвойного леса и болота.

1

21.12

16

Строение и свойства б.г.ц.

1

11.01

17

Решение экологических задач.

1

18.01

18

Совместная жизнь видов в б.г.ц.

1

25.01

19

Л.Р. 1. Выявление приспособленности к среде обитания у организмов.

1

01.02

20

Причины устойчивости б.г.ц.

1

08.02

21

Зарождение и смена б.г.ц. Смена б.г.ц. после пожара.

1

15.02

22

Агроценозы.

1

22.02

23

Экологические законы природопользования.

1

01.03

24

Вид, его критерии и структура.

1

15.03

25

Л.р. 2. Изучение морфологического критерия вида.

1

22.03

26

Популяция как форма существования вида и как единица эволюции.

1

05.04

27

Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.

1

12.04

28

Этапы происхождения человека.

1

19.04

29

Расы человека.

1

26.04

30

Современное учение об эволюции.

1

03.05

31

Результаты эволюции иее основные закономерности.

1

10.05

32

Промежуточная аттестация. годовая контрольная работа.

1

17.05

33

Основные направления эволюции. Лабораторная работа 3. Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных.

1

24.05

34

Особенности популяционно - видового уровня жизни.

1

31.05

35

Резервный урок.  

1

07.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень

Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень. 68 часов....