Рабочая программа по биологии 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 10 класса по линии учебников Пономаревой И.Н.Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_baza_10_kl.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 2018 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________2018 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»_________2018 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
10аб классы
(базовый уровень)
(среднее общее образование)
Количество часов: 35
Программа составлена на основе
авторской программы по УМК Пономаревой И.Н. Биология 10 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, базовый уровень\ И.Н Пономарева, О. А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под редакцией профессора И. Н. Пономаревой 2-е издание, переработанное- М. Вентана- Граф, 2009г.
Составители: Старицына О.В.
учитель биологии
МБОУ гимназии г. Советский
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по БИОЛОГИИ для __10-х__ классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Рабочая программа по предмету БИОЛОГИЯ составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования по ФК ГОС 10-11 классы МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2017 г. №309 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2018-2019 учебный год».
Цель курса: дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле.
Задачи:
- приобщить к осмыслению (сущности жизни, бытия, познания, практики и т.д.) эстетических, этических, правовых норм, ценностей, идеалов и правил, касающихся культуры общения с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальными картинами мира;
- познакомить с научными принципами биологического познания (причинностью, системностью, историзмом); научить видеть их истоки; развить умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;
- овладеть логической структурой и концептуальным аппаратом важнейших биологических и пограничных теорий и идей, умением пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;
- усвоить прикладные теории, связанные с использованием живых систем; вооружить знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии, практическими навыками обращениями с биосистемами.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Личностные результаты обучения:
- - формирование гражданской ответственности и правовое самосознание, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;
- - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки и последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правила поведения в природе;
- - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложные и противоречивые пути развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности, происхождении человека, жизни) в ходе работы с различными источниками информации;
- - находить и анализировать информацию о живых объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
- - обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
- - сравнивать, анализировать и оценивать биологическую информацию
- - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов
- - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- сформировать мотивацию к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
- сформировать научную картину мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических
- знаний и умений;
- признать высокую ценность жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового
- образа жизни;
- получить знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные результаты.
- Выпускник получит возможность научиться:
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению особенностей структурных уровней организации жизни;
- развивать представления о современной естественнонаучной картине мира;
- применять коммуникативные компетентности при работе в паре или в группе при обсуждении проблемных вопросов курса
- характеризовать этапы становления и развития биосферы Земли;
- раскрывать условия устойчивости и неустойчивости биосферы;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о возможных последствиях деятельности человека в биосфере.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- применять знания об экологической нише и жизненной форме организмов в суждениях о коадаптации и коэволюции организмов;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению сопряжённого развития приспособительных признаков у
- организмов.
- находить биологическую информацию в учебной, научно-популярной, справочной литературе и Интернете о популяции, эволюции,
- оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- аргументировать свою точку зрения при обсуждении движущих сил эволюции;
- проявлять ключевые компетентности при объяснении особенностей биологического прогресса и регресса;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы сохранения природных видов;
- соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Предметные результаты.
выявлять и объяснять основные свойства живого;
характеризовать многообразие структурных уровней организации жизни;
рассматривать и объяснять общие признаки биосистемы;
анализировать и оценивать практическое значение биологии;
называть и объяснять роль методов исследования в биологии
характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;
объяснять роль живого вещества в существовании биосферы;
объяснять сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
характеризовать и сравнивать гипотезы о происхождении жизни на Земле;
раскрывать сущность эволюции и называть её этапы;
называть и характеризовать среды жизни на Земле;
определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов
характеризовать биогеоценоз как биосистему и экосистему;
раскрывать особенности и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи;
характеризовать структуру и строение биогеоценоза;
объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценозов;
сравнивать устойчивость естественных культурных экосистем;
объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;
раскрывать процесс смены биогеоценозов и называть её причины;
характеризовать периодические изменения биогеоценозов;
классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле.
характеризовать популяцию и вид как биосистему;
раскрывать особенности и значение популяционно- видового структурного уровня организации живой материи;
определять популяцию как генетическую систему и как единицу эволюции;
объяснять процесс появления новых видов (видообразование);
раскрывать движущие силы эволюции;
объяснять сущность современной теории эволюции;
доказывать место человека в системе живого мира.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
- Введение в курс общебиологических явлений (5 ч).
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент)
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Экскурсия
Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.
2. Биосферный уровень организации жизни. (8 ч)
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи. ,
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
3. Биогеоценотический уровень организации жизни. (10 ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования. Все виды экосистем рассматриваются на примере экосистем нашего края.
Лабораторная работа № 1.
Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
4. Популяционно-видовой уровень организации жизни. (11ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле.
Современное учение об эволюции — синтетическая теория
эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие — современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа № 2. № 2. Определение видовой принадлежности особей по морфологическому критерию на примере организмов нашего края. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных
Лабораторная работа №3.
Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных
Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных. Выявление идиоадаптации у насекомых (коллекция) или растений (виды традесканции, бегонии и др.).
Резервный урок 1 ч
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ | Название темы/урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Содержание и структура курса общей биологии. Основные свойства жизни | 1 | 07.09 | |
2 | Происхождение живого вещества. Уровни организации живой материи. | 1 | 14.09 | |
3 | Значение практической биологии. | 1 | 21.09 | |
4 | Методы изучения билогии. | 1 | 28.09 | |
5 | Повторение темы "Введение в курс общей биологии". | 1 | 05.10 | |
6 | Учение о биосфере. | 1 | 12.10 | |
7 | Функции живого вещества в биосфере. | 1 | 19.10 | |
8 | Биологическая эволюция в развитии биосферы. | 1 | 26.10 | |
9 | Биосфера как глобальная экосистема. | 1 | 09.11 | |
10 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 1 | 16.11 | |
11 | Человек как житель биосферы. | 1 | 23.11 | |
12 | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | 1 | 30.11 | |
13 | Экологические факторы и их значение. | 1 | 07.12 | |
14 | Б.Г.Ц. как особый уровень организации жизни. | 1 | 14.12 | |
15 | Б.Г.Ц. как биосистема и экосистема. Б.Г.Ц. хвойного леса и болота. | 1 | 21.12 | |
16 | Строение и свойства б.г.ц. | 1 | 11.01 | |
17 | Решение экологических задач. | 1 | 18.01 | |
18 | Совместная жизнь видов в б.г.ц. | 1 | 25.01 | |
19 | Л.Р. 1. Выявление приспособленности к среде обитания у организмов. | 1 | 01.02 | |
20 | Причины устойчивости б.г.ц. | 1 | 08.02 | |
21 | Зарождение и смена б.г.ц. Смена б.г.ц. после пожара. | 1 | 15.02 | |
22 | Агроценозы. | 1 | 22.02 | |
23 | Экологические законы природопользования. | 1 | 01.03 | |
24 | Вид, его критерии и структура. | 1 | 15.03 | |
25 | Л.р. 2. Изучение морфологического критерия вида. | 1 | 22.03 | |
26 | Популяция как форма существования вида и как единица эволюции. | 1 | 05.04 | |
27 | Видообразование - процесс увеличения видов на Земле. | 1 | 12.04 | |
28 | Этапы происхождения человека. | 1 | 19.04 | |
29 | Расы человека. | 1 | 26.04 | |
30 | Современное учение об эволюции. | 1 | 03.05 | |
31 | Результаты эволюции иее основные закономерности. | 1 | 10.05 | |
32 | Промежуточная аттестация. годовая контрольная работа. | 1 | 17.05 | |
33 | Основные направления эволюции. Лабораторная работа 3. Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных. | 1 | 24.05 | |
34 | Особенности популяционно - видового уровня жизни. | 1 | 31.05 | |
35 | Резервный урок. | 1 | 07.06 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень
Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень. 68 часов....