Программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Старицына Ольга Васильевна

Рабочая программа по биологии для 5 класса.Линия для основной школы под руководством В.В.Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_kl.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа,
рассмотрена на заседании
кафедры

Протокол № _______от

 «__»____________2018г.

«Согласовано»

________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»___________2018г.

«Утверждено»

        приказом директора       гимназии от

«__»___________2018г.   №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

5 абвг  классы
(основное общее образование)

Количество часов: 35

Программа составлена на основе

Примерной программы основного общего образования. Биология. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения), авторской программы к УМК В. В. Песечника – М.: Дрофа, 2015г.

УЧЕБНИК: В. В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник / В. В. Пасечник. – 5-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 г.

  

Составитель: Старицына О.В.

учитель биологии

МБОУ гимназии г. Советский

2018 – 2019 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по БИОЛОГИИ для 5-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

        Рабочая программа по предмету БИОЛОГИЯ составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования по ФГОС 5-8 классы МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2017 г. №309 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2018-2019 учебный год».

Рабочая программа курса биологии в 5классе разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основании примерной основной образовательной программы 2015 г. и авторской программы В. В. Пасечника: «Биология. 5-9 классы»: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – М. : Дрофа, 2013. Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника (Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 141, [3]c.).

Рабочая программа учебного предмета «Биология» рассчитана на изучение в 5 классе биологии в объеме 35 часов.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Построение учебного содержания предмета осуществляется последовательно от общего к частному с учѐтом реализации внутрипредметных и метапредметных связей, и направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей: 

  • Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
  • Формирование представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в растительном мире;
  • Развитие умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  • Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Биология" в 5 классе.

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе; основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
  • интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать раблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными , источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно -популярной литературе, биологических словарях и рправочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые1 и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • умение адекватно использовать речевые средства для [дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты :

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов! клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний; вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ - инфекций, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости; проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем человека; на живых объектах и таблицах - органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

выявление изменчивости организмов; приспособление! организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

2. В ценностно - ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение   правил   работы i с   биологическими   Приборами   и инструментами (препарировальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение примеров оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных) простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за нимД; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

-   выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: Ьценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила поведения й кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать правила приема оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, i укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное Отношение к объектам живой природы);

-        находить информацию о растениях и животных в научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализироватк, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

-        выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

3. Содержание учебного предмета «Биология»

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Клеточное строение организмов (6 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, Световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей. Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные работы

Знакомство с увеличительными приборами. Приготовление препарата кожицы чешуи лука под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом растительных тканей.

Царство «Бактерии» (3 часа)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живбй природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство «Грибы» (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибоЬ в природе и жизни человека. Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов Изучение плесневого гриба мукора!

Царство растений (14 часов) + Резерв (1 час)

Водоросли. Многообразие водорослей - одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники - симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных -одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их мнргообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животное, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых водорослей. Изучение особенностей строения различных мхов. Изучение особенностей строения спороносящих хвоща и папоротника Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных] растений.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Название темы/урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Биология - наука о живой природе.

1

04.09

2

Методы исследования в биологии.

1

11.09

3

Разнообразие живой природы.

1

18.09

4

Среды обитания организмов.

1

25.09

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

02.10

6

Повторение по теме "Введение".

1

09.10

7

Устройство увеличительных приборов. Л.Р. № 1 "Знакомство с увеличительными приборами".

1

16.10

8

Строение клетки. Л.Р.№ 2 Приготовление препарата кожицы чешуи лука под микроскопом".

1

23.10

9

Химический состав клетки.

1

06.11

10

Жизнедеятельность клетки. Её деление и рост.

1

13.11

11

Ткани. Л.Р. № 3"Рассматривание под микроскопом растительных тканей".

1

20.11

12

Повторение по теме "Клеточное строение организмов".

1

27.11

13

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

04.12

14

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

11.12

15

Повторение по теме "Царство "Бактерии".

1

18.12

16

Общая характеристика грибов.

1

25.12

17

Грибы - паразиты.

1

13.01

18

Шляпочные грибы. Л.Р.№ 4 "Строение плодовых тел шляпочных грибов".

1

20.01

19

Плесневые грибы и дрожжи Л.Р.

1

27.01

20

Повторение по разделу "Царство "Грибы".

1

03.02

21

Разнообразие, распространение, значение растений.

1

10.02

22

Водоросли. Л.Р.№ 6 "Изучение строения зеленых водорослей".

1

17.02

23

Лишайники.

1

24.02

24

Многообразие споровых растений их значение.

1

03.03

25

Мхи. Л.Р.№7 "Изучение особенностей строения различных мхов".

1

10.03

26

Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.Р.№ 8№ "Изучение особенностей строения спороносящих хвоща и папоротника".

1

17.03

27

Высшие споровые растения. Повторение

1

24.03

28

Голосеменные.

1

07.04

29

Многообразие голосеменных. Л.Р. № 9 "Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений".

1

14.04

30

Покрытосеменные, или Цветковые.

1

21.04

31

Многообразие покрытосеменных.

1

28.04

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

05.05

33

Обобщение по темам «Царство бактерий», «Грибы».

1

12.05

34

Обощение по теме "Царство растений".

1

19.05

35

Резервный урок.

1

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...