конспект урока «Эволюция кровеносной системы. Кровь». 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Выявление усложнения кровеносной системы животных в процессе эволюции через прослеживание её строения от кольчатых червей до млекопитающих; изучить состав крови и ее функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_biologii_na_temu_evolyutsiya_krov_sistemy.docx | 192.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии на тему «Эволюция кровеносной системы. Кровь». 7-й класс , подготовила и провела Бешевец Е.Е., учитель высшей категории МБОУ «СОШ № 174» Советского района г Казань
Цель:
- Выявить усложнения кровеносной системы животных в процессе эволюции через прослеживание её строения от кольчатых червей до млекопитающих; изучить состав крови и ее функции.
Задачи:
Образовательная:
- Учащиеся должны знать состав и функции крови;
- Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;
- Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.
Развивающая:
- Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;
- Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.
Воспитательная:
- Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
- Умение выражать свою мысль;
- Применять свои знания на практике;
- Формирование правильного восприятия окружающей природы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологии: коммуникативно – диалоговая деятельность, ИКТ, элементы игровой, здоровьесберегающей технологии
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, листы с заданиями
Ход урока:
- Актуализация знаний и умений:
Домик сделанный из сетки
Называют дети… (клеткой)
Живет в теле животных множество маленьких клеток. И есть среди них три брата: эритроцит, лейкоцит и тромбоцит (слайд 1). Кто может назвать какая система является домом этих клеток? (КС) (V) И решили наши герои отправится в прошлое, чтобы, познать историю возникновения, развития и функционирования их дома – кровеносной системы. И нас они пригласили с собой в путешествие, чтобы по дороге мы отвечали на вопросы, выполняли задания. Поедем? (…) Чтобы отправиться в путь, нам предстоит выполнить первое задание: у каждого путешествия есть название маршрута. Давайте сформулируем тему урока.
- Сообщение темы и целей урока: (слайд 2) Тема урока: «Эволюция кровеносной системы. Кровь». Цель? Познакомиться со строением и значением КС.
- Формирование новых знаний: Наши герои знают как их зовут, но не знают значения их имен. Поможем им. Как дать определение: Эритроцит, лейкоцит, тромбоцит? (слайд 3) (V)
Какую работу они совершают в организме? Попробуйте найти ответ на этот вопрос в загадке:
По реке бежит вода, Ярко – красная она. Корабли по ней плывут, Пищу органам везут, Кислород они подвозят, Углекислый газ увозят. И умеют воевать – От микробов защищать.
(запись в тетрадь) (V)
Молодцы! Отправляемся дальше в водную среду. Нас встречают животные (слайд 5), которых наши герои не знают. А вы можете их назвать? (амёба, медуза). Есть ли у них кровеносная система? (нет) А почему? (просто устроены)
Поехали дальше. Посетим почвенную среду. Что это за животное нас здесь встречает? (дождевой червь) (слайд 6) Он рассказал нашим героям о строении его КС: она замкнутая, т.е. кровь двигается только по сосудам и не выливается в полость тела, состоит из спинного и брюшного сосудов, которые соединены кольцевыми сосудами. От длинных сосудов отходят мельчайшие сосудики – капилляры. Мы говорим до свидание дождевому червю и отправляемся в путь.
Следующая остановка: «Наземно – воздушная среда».( слайд 7) Посмотрите на небо, сколько здесь насекомых летает. Кто это? (……) У них КС незамкнутая, т.е кровь из сосудов выливается в полость тела, омывает их и возвращается обратно. А чтобы проделать такой путь, ей помогает сердце своим сокращением.
Эритроциту, лейкоциту и тромбоциту всё так интересно, они торопят нас идти дальше, но мы устали и хотим отдохнуть. Поиграем?
Физкультминутка. Игра называется «Вставай, сиди». Я говорю утверждения, а вы, если с ним согласны, то встаете, если нет, то сидите..
- Ящерица дышит легкими.
- Рыба покрыта перьями
- У позвоночных животных внутренний скелет
- У голубя между пальцами плавательные перепонки
- По потребляемой пищи животных подразделяют на растительноядных , хищных, всеядных.
Следующая станция «Позвоночные животные» (слайд 8 )
Без рук, без ног, У реки растет камыш Бегает среди камней Он по-рабочему одет А плавает… В камыше живет малыш Не угонишься за ней Удобно, просто, ловко (рыба) Он с зеленой кожицей Ухватил за хвост, но ах! На нем малиновый берет
И с зеленой рожицей. Удрала, а хвост в руках И пёстрая спецовка
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается! (собака)
Кровеносная система позвоночных животных имеет еще более сложное строение:
Перед вами КС всех позвоночных животных. (слайд 9) В чем между ними сходство? (сердце, сосуды)
Чем отличаются? (количество камер в сердце: у рыб двухкамерное (желудочек, предсердие); у земноводных трехкамерное (2 предсердия и желудочек); у птиц и млекопитающих четырехкамерное (2 предсердия, 2 желудочка) и кругов кровообращения: у рыб один, у всех остальных два)
(запись в тетрадь): (слайд 10)
- Закрепление новых знаний: Я думаю, что наши герои остались довольными от путешествия. Пора обратно в путь. А чтобы вернуться, нам надо ответить на вопросы и выполнить задания.
У всех животных есть кровеносная система? У кого нет? У кого впервые она появилась? Мы проследили усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?(слайд11)
Эволюция шла в направлении создания специализированной кровеносной системы, способной обеспечивать все клетки тела необходимыми для жизнедеятельности веществами.
(слайд 12) возьмите «Мыслительные листы». Первое задание: Перед вами дождевой червь, пчела, собака в первом столбике, во втором типы КС. Соедините стрелочками животное и его КС.
Второе задание: тест на нахождение соответствия: нарисованы сердца позвоночных животных в беспорядке. Расставьте буквы в порядке усложнения строения
А – рыбы Г - птицы
Б – земноводные Д - млекопитающие
В – пресмыкающиеся
Посмотрите на правильные ответы (слайд )
Вам понравилось путешествие? Мы говорим до свидания нашим героям, с ними встретимся в 8 классе при более подробном изучении КС человека.
- Домашнее задание: п 40, учить строение КС и определения
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ
Первое задание: Перед вами дождевой червь, пчела, собака в первом столбике, во втором типы КС. Соедините стрелочками животное и его КС.
ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ НЕЗАМКНУТАЯ
ПЧЕЛА ЗАМКНУТАЯ
СОБАКА
Второе задание: тест на нахождение соответствия: нарисованы сердца позвоночных животных в беспорядке. Расставьте буквы в порядке усложнения строения
А – рыбы Б – земноводные В - млекопитающие
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ
Первое задание: Перед вами дождевой червь, пчела, собака в первом столбике, во втором типы КС. Соедините стрелочками животное и его КС.
ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ НЕЗАМКНУТАЯ
ПЧЕЛА ЗАМКНУТАЯ
СОБАКА
Второе задание: тест на нахождение соответствия: нарисованы сердца позвоночных животных в беспорядке. Расставьте буквы в порядке усложнения строения
А – рыбы Б – земноводные В - млекопитающие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе "Эволюция кровеносной системы"
Эволюция кровеносной системы...
Эволюция кровеносной системы. Кровь.
Данный урок рассматривается в разделе" Строение, индивидуальное развитие, эволюция"...
презентация к уроку биологии в 7 классе "Кровеносная система. Кровь"
В презентации наглядно видно изменения кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих. Сравнивается строение сердца, описывается состав крови, предлагаются задания "Угадай" и вопросы для зак...
Урок 7 класс тема "Эволюция кровеносной системы"
Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих,выявить особенности строения, отличительные особенности....
конспект урока "Кровеносная система. Кровь" 7 класс
конспект урока...
Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс
Цели:1. Образовательные:Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.Проследить эволюцию кровеносной системы от дождевых червей до млекопитающих.Выяснить ...
конспект урока "Вегетативная нервная система" 8 класс
Тема: Вегетативная нервная системаОбразовательная технология: проблемно-диалогическаяЦель: сформировать представление о значении автономной нервной системы в жизни человека, показать ...