Рабочая программа по биологии 5-9 классы на 2018-2023уч.г.
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа биологии 5-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 5-9 | 517.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ,
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего/начального общего образования (2009г-НОО, 2010г- ООО) данных),
-Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Примерной основной образовательной программы начального общего образования- с указанием выходных данных), -авторской программы Программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений (Москва.: Дрофа, 2013 г);
Авторской программы основного общего образования по биологии В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва: Дрофа, 2013 год);
-основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»/основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»
-Учебного плана МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»
- федерального перечня учебников;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программах по учебным предметам, курсам МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»).
Рабочая программа ориентирована на УМК (название, авторы,издательство, год издания)- по классам. Например:
1. В.В Пасечник. Биология. 5 класс.Грибы . Растения.Бактерии Издательство М.Дрофа 2014 г
2. В.В Пасечник. Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений Издательство М.Дрофа 2013 г
3. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология 7 класс Животные.Издательство М.Дрофа 2017 г
4.Колесов Д.В.Маш Р.Д. Биология 8 класс Человек. Издательство М.Дрофа 2014 г
5Пасечник В.В.КаменскийА.А. Криксунов Е.А.Биология 9 класс Издательство М.Дрофа 2014 г
Далее определяются цели и задачи изучения курса.
Затем описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объеме 1 час в неделю – 5,6,7 классы; 2 часа в неделю – 8-9 классы.
5 класс – 35 часов («Бактерии. Грибы. Растения»)
6 класс – 35 часов («Многообразие покрытосеменных растений»)
7 класс – 35 часов («Животные»)
8 класс – 68 часов («Человек»)
9 класс – 68 часов («Введение в общую биологию»)
Планируемые результаты изучения учебного предмета/курса
Программа позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
Личностные результаты
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и - эстетические чувства от общения с животными;
- признавать право каждого на собственное мнение;
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
В результате изучения курса «Биологии» будут сформированы регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Личностные универсальные учебные действия
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
Предметные результаты
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
- сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В результате изучения курса «Биология» в основной/начальной школе выпускник научится/получит возможность научиться:
Выпускник научится:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
--осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
--создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание учебного предмета/курса
5 класс
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Экскурсии
- Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов(5 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Лабораторные и практические работы
Л/р № 1 «Знакомство с увеличительными приборами.. Правила работы с ними.
Л/р № 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
Л/р № 3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках , плодов томатов, рябины, шиповника.»
Л/р № 4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Л/р № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.»
С Л/р № 6 Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.»
Раздел 4. Царство Растения (16 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Лабораторные и практические работы
Л/р № 7 «Строение мха (на местных видах).»
Л/р № 8 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.»
Л/р № 9.»Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»
6 класс
Многообразие покрытосеменных растений
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа.
Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные и практические работы
Л/р № 1»Строение семян двудольных .»
Л/р № 2»Строение семян однодольных растений.»
Л/р № 3».Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.»
Л/р № 4 »Корневой чехлик и корневые волоски.»
Л/р № 5»Строение почек. Расположение почек на стебле.»
Л/р № 6» Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
Л/р № 7»Строение кожицы листа. Клеточное строение листа.»
Л/р № 8»Внутреннее строение ветки дерева.»
Л/р№ 9»Видоизменённые побеги (клубень, луковица).»
Л/р № 10»Строение цветка.»
Л/р № 11»Ознакомление с различными видами соцветий.»
Л/р № 12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами.»
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Л/р № 13" Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.»
П/р № 1»Определение всхожести семян растений и их посев.»
П/р № 2»Вегетативное размножение комнатных растений.»
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие
сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Лабораторные и практические работы
Л/р №14»Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.»
Л/р №15»Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.»
Л/р №16»Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.»
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
ЭкскурсииПриродное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
7 класс.
Введение (2 ч)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений.Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (2 ч)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Раздел 2. Многоклеточные животные (32 ч)
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека
Л/р №1Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Л/р №2 Многообразие ракообразных
Л/р №3 Многообразие насекомых
Л/р №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб
Л/р №5 «Изучение внешнего строения пера».
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и
продолжительность жизни животных.
Л/р № 6«Изучение особенностей различных покровов тела».
Л/р №7«Изучение стадий развития животных и определение их возраста
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
8 класс .
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма (4 ч)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной
и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы:
Л/р№ 1» Проявление мигательного рефлекса Коленный рефлекс «
Раздел 4. Опорно- двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторные и практические работы:
Л/р№ 2» Мышцы человеческого тела (выполняется дома).»
Л/р№ 3»Утомление при статической работе.»
Л/р№ 4 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).»
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и
гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы:
Л/р №5 «Функции венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.»
Л/р № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Л/р № 7»Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.»
Раздел 7. Дыхание (4 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторные и практические работы:
Л/р№ 8» Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.»
Раздел 8. Пищеварение (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Л/р№ 9«Действие ферментов слюны на крахмал».
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Л/р№ 10 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и
солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение
и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Раздел 11. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Лабораторные и практические работы
Л/р№11«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга».
Л/р№ 12«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
Л/р№ 13«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа».
9 класс
Введение
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Тема 1. Молекулярный уровень
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.
Тема 2. Клеточный уровень
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.
Тема 3. Организменный уровень
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Тема 5. Экосистемный уровень
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Тема 6. Биосферный уровень
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов всего | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ, экскурсий
|
1 | Введение | 6 | 1 | Э- 1 |
2 | Клеточное строение организмов | 5 | Л/р 4 | |
3 | Бактерии | 2 | ||
4 | Грибы | 5 | Л/р 2 | |
5 | Растения | 16 | 1 | Л/р 3 Э -1 |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов всего | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ, экскурсий
|
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | 1 | Л/р 12 |
2 | Жизнь растений | 9 | Л/р 1 П/р 2 | |
3 | Классификация растений | 6 | Л/р 3 | |
4 | Природные сообщества | 5 | 1 | Э 1 |
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов всего | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ, экскурсий
|
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Раздел 2 Простейшие | 2 | ||
3 | Раздел 3 Многоклеточные животные | 20 | Л/р 5 | |
4 | Раздел 4 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных | 11 | 1 | Л/р 2 |
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов всего | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ, экскурсий
|
1 | Раздел 1 Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | 1 | |
2 | Раздел 2 Происхождение человека | 3 | ||
3 | Раздел 3 Строение организма | 4 | Л/р 1 | |
4 | Раздел 4 Опорно-двигательная система | 8 | Л/р 3 | |
5 | Раздел 5 Внутренняя среда организма | 3 | Л/р 3 | |
6 | Раздел 6 Кровеносная и лимфатическая системы организма | 7 | ||
7 | Раздел 7 Дыхание | 4 | Л/р 1 | |
8 | Раздел 8 Пищеварение | 7 | Л/р 1 | |
9 | Раздел 9 Обмен веществ и энергии | 3 | Л/р 1 | |
10 | Раздел 11 Нервная система | 5 | Л/р 2 | |
11 | Раздел 12 Анализаторы. Органы чувств | 5 | ||
12 | Раздел 13 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | Л/р 1 | |
13 | Раздел14 Железы внутренней секреции | 2 | ||
14 | Раздел 15 Индивидуальное развитие организма | 5 | 1 |
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов всего | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ, экскурсий
|
1 | Введение | 3 | ||
2 | Тема 1. Молекулярный уровень | 9 | ||
3 | Тема 2. Клеточный уровень | 13 | ||
4 | Тема 3. Организменный уровень | 13 | ||
5 | Тема 4. Популяционно-видовой уровень | 8 | ||
6 | Тема 5. Экосистемный уровень | 6 | Л/р 1 | |
7 | Тема 6. Биосферный уровень | 16 | 1 | |
Приложение №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
5класс
№ п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Количество часов | |
по плану | по факту | |||
Введение | 6 | |||
Биология — наука о живой природе. | 1 | |||
Методы исследования в биологии. | 1 | |||
Разнообразие живой .природы Входная диагностическая работа | 1 | |||
Среды обитания организмов | 1 | |||
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | |||
Экскурсия .Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных | 1 | |||
Клеточное строение организмов | 5 | |||
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Л/ р №1 «Знакомство с увеличительными приборами» | 1 | |||
Строение клетки Л/ р №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом». | 1 | |||
Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Л/р №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках плодов томатов, рябины, шиповника.» | 1 | |||
Ткани Л/р №4«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1 | |||
Повторение | 1 | |||
Царство бактерий | 3 | |||
Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | |||
Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | |||
Обобщающий урок | 1 | |||
Царство грибов | 4 | |||
Общая характеристика грибов Л/ р №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | 1 | |||
Шляпочные грибы | 1 | |||
Дрожжи, плесневые грибы. Л/р №6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | 1 | |||
Грибы-паразиты. | 1 | |||
Растения | 16 | |||
Разнообразие. Распространение, значение растений | 1 | |||
Строение одноклеточных водорослей. | 1 | |||
Многоклеточные водоросли | 1 | |||
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. | 1 | |||
Мхи. Многообразие мхов Л/ р №7 «Строение мха» | 1 | |||
Папоротники, хвощи, плауны. Л/ р №8 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | 1 | |||
Повторение | 1 | |||
Голосеменные, их строение и разнообразие. Л/ р №9 «Строение хвои и шишек хвойных» | 1 | |||
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. | 1 | |||
Происхождение растений | 1 | |||
Основные этапы развития растительного мира. | 1 | |||
Повторение по теме: «Царство Растения» | 1 | |||
Повторение | 1 | |||
Итоговое тестирование | 1 | |||
Экскурсия | 1 | |||
Обобщающее повторение | 1 |
Приложение №2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
6 класс
№ п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Количество часов | |
по плану | по факту | |||
Раздел 1. Клеточное строение организмов | 14 | |||
Строение семян двудольных растений. Л/Р №1 Изучение строения семян двудольных растений. | 1 | |||
Строение семян однодольных растений. Л/Р №2 Изучение строения семян однодольных растений | 1 | |||
Виды корней. Типы корневых систем. Л/Р№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | 1 | |||
Строение корней .Л/Р№4 Корневой чехлик и корневые волоски | 1 | |||
Условия произрастания и видоизменения корней. Входная диагностическая работа | 1 | |||
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.Л/Р№5 Строение почек. Расположение почек на стебле | 1 | |||
Внешнее строение листа Л/р№6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | 1 | |||
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Л/Р№7 Строение кожицы листа Клеточное строение листа | 1 | |||
Строение стебля. Многообразие стеблей .Л/Р№ 8 Внутреннее строение ветки дерева. | 1 | |||
Видоизменение побегов Л/Р№ 9 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | 1 | |||
Цветок и его строение Л/Р 10 Изучение строения цветка | 1 | |||
Соцветия Л/Р №11 Ознакомление с различными видами соцветий | 1 | |||
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л/Р№ 12 Ознакомление с сухими и сочными плодами | 1 | |||
Контрольно- обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | |||
Раздел 2. Жизнь растений | 9 | |||
Минеральное питание растений | 1 | |||
Фотосинтез | 1 | |||
Дыхание растений | 1 | |||
Испарение воды растениями. Листопад. | 1 | |||
Передвижение воды и питательных веществ в растении Л/Р№ 13 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю | 1 | |||
Прорастание семян П/ р№ 1 Определение всхожести семян растений и их посев | 1 | |||
Способы размножения растений. | ||||
Половое размножение покрытосеменных растений | ||||
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. П/ р № 2 Вегетативное размножение комнатных растений | ||||
Раздел 3. Классификация растений | 6 | |||
Систематика растений | 1 | |||
Класс Двудольные растения. Семейств Крестоцветные и Розоцветные Л/Р№ 14 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений | 1 | |||
Семейства Пасленовые и Бобовые. | 1 | |||
Сложноцветные Л/Р №15 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений | 1 | |||
Класс Однодольные. Семейства Злаковые Лилейные .Л/Р№16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений | 1 | |||
Контрольно- обобщающий урок | 1 | |||
Природные сообщества | 5 | |||
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | 1 | |||
Развитие и смена растительных сообществ. | 1 | |||
Итоговое повторение | 1 | |||
Итоговое тестирование | ||||
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Экскурсия Природное сообщество и человек |
Приложение №3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
7 класс
№ п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Количество часов | ||
по плану | по факту | ||||
Введение | 1 | ||||
Зоология- как наука. | 1 | ||||
Раздел 1 Многообразие животных ГЛАВА 1 Простейшие | 1 | ||||
Общая характеристика Простейших | 1 | ||||
Многообразие и значение простейших | 1 | ||||
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | 1 | ||||
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение. | 1 | ||||
Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви | 1 | ||||
Тип Кольчатые черви. Л/ р № 1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей» | 1 | ||||
Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие | 1 | ||||
Тип Иглокожие. | 1 | ||||
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Л/ р № 2 «Многообразие ракообразных» | 1 | ||||
11. | Тип Членистоногие. Класс Насекомые Л/ р № 3 «Многообразие насекомых» | 1 | |||
12. | Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные. | 1 | |||
13. | Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение | 1 | |||
14. | Классы рыб: Хрящевые, Костные Л/ р № 4» Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | 1 | |||
15. | Основные систематические группы рыб | 1 | |||
16. | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение. | 1 | |||
17. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение | 1 | |||
18. | Класс Птицы. Л/ р № 5 «Изучение внешнего строения пера» | 1 | |||
19 | Многообразие птиц | 1 | |||
20 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни | 1 | |||
21 | Экологические группы млекопитающих | 1 | |||
22 | Экологические группы млекопитающих | 1 | |||
23 | Обобщающий урок | 1 | |||
РАЗДЕЛ 2 Строение , индивидуальное развитие, эволюция ГЛАВА 3 Эволюция строения и функций органов и их систем . | 7 | ||||
24 | Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Л/ р № 6 «Изучение особенностей различных покровов тела» | 1 | |||
25 | Органы дыхания и газообмен | 1 | |||
26 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | |||
27 | Кровеносная система. Кровь | 1 | |||
28 | Органы выделения | 1 | |||
29 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма | ||||
30 | Продление рода. Органы размножения. Л/р № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста» | ||||
31 | Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | ||||
32 | Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды | ||||
33 | Итоговое тестирование | ||||
34 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение знаний по пройденному курсу. |
Приложение №4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
8 класс
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | |||||
по плану | по факту | |||||||
Введение | 2 | |||||||
1 | Науки о человеке Здоровье и его охрана | 1 | ||||||
2 | Становление наук о человеке
| 1 | ||||||
Происхождение человека. | 3 | |||||||
3 | Систематическое положение человека | 1 | ||||||
4 | Историческое прошлое людей. Входная диагностическая контрольная работа | 1 | ||||||
5 | Расы человека. Среда обитания | 1 | ||||||
Строение и функции организма. | 1 | |||||||
6 | Общий обзор организма | 1 | ||||||
Клеточное строение организма | 3 | |||||||
7 | Клеточное строение организма. | 1 | ||||||
8 | Ткани. | 1 | ||||||
9 | Рефлекторная регуляция. Л/р №1 «Проявление мигательного рефлекса» | 1 | ||||||
Опорно - двигательная система | 8 | |||||||
10 | Значение опорно – двигательного аппарата, его состав системы. | 1 | ||||||
11 | Скелет человека. Осевой скелет | 1 | ||||||
12 | Скелет поясов свободных конечностей. | 1 | ||||||
13 | Строение мышц. Л/р №2. « Мышцы человеческого тела (выполняется дома).
| 1 | ||||||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л/р.№3»Утомление при статистической работе» | 1 | ||||||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л/р№4 «Осанка и плоскостопие.». | 1 | ||||||
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | ||||||
17 | Обобщающий урок по теме « Опорно – двигательная система» | 1 | ||||||
18 | Компоненты внутренней среды. Кровь. | |||||||
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | ||||||
20 | Иммунология на службе человека. | 1 | ||||||
Кровеносная и лимфатическая системы организма | 7 | |||||||
21 | Транспортные системы организма. | 1 | ||||||
22 | Круги кровообращения. Л/р.№5 «Функция венозных клапанов». | 1 | ||||||
23 | .Строение и работа сердца. | 1 | ||||||
24 | .Движение крови по сосудам. Л/р№ 6. «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 | ||||||
25 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Л/р№7«Функциональная проба .Реакция сердечно сосудистой системы на дозированную нагрузку» | 1 | ||||||
26 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | ||||||
27 | Обобщающих урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы организма». Тестирование. | 1 | ||||||
Дыхательная система | 4 | |||||||
28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | 1 | ||||||
29 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 | ||||||
30 | Механизм вдоха и выдоха. Л/р№ 8«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». | 1 | ||||||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы | 1 | ||||||
Пищеварительная система | 6 | |||||||
32 | Питание и пищеварение. | 1 | ||||||
33 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | ||||||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатипёрстной кишке Л/р №9 « Действие слюны на крахмал ». в качестве домашнего задания. | 1 | ||||||
35 | Всасывание Роль печени. | 1 | ||||||
36 | Регуляция пищеварения. | 1 | ||||||
37 | Гигиена органов пищеварения. | 1 | ||||||
38 | Обобщающий урок. по темам «Пищеварительная система », «Дыхательная система.» Тест | 1 | ||||||
Обмен веществ и энергии | 3 | |||||||
39 | Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни. | 1 | ||||||
40 | Витамины. | 1 | ||||||
41 | Энерготраты человека и пищевой рацион. Л/р.№10 « Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки | .1 | ||||||
Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение | 5 | |||||||
42 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | ||||||
43 | Уход за кожей. | 1 | ||||||
44 | Терморегуляция. Закаливание организма. | 1 | ||||||
45 | Выделение. | 1 | ||||||
46 | Обобщающий уроке по темам: «Обмен веществ и энергии », «Выделительная система», «Покровные органы, Теплорегуляция» Тест. | 1 | ||||||
Нервная система человека | 5 | |||||||
47 | Значение нервной системы. | 1 | ||||||
48 | Строение нервной системы. Спинной мозга | 1 | ||||||
49 | Строение головного мозга.. Л/р.№11«Пальценосовая проба и особенности движения связанные с функцией мозжечка.» | 1 | ||||||
50 | Функции переднего мозга | 1 | ||||||
51 | Отделы нервной системы. | 1 | ||||||
Анализаторы. Органы чувств | 5 | |||||||
52 | Анализаторы. | 1 | ||||||
53 | Зрительный анализатор. Л/р№ 12«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». | 1 | ||||||
54 | Гигиена зрения. | 1 | ||||||
55 | Слуховой анализатор. | 1 | ||||||
56 | Органы равновесия, обоняния и вкуса. | 1 | ||||||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | |||||||
57 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. | 1 | ||||||
58 | Врождённые и приобретённые программы поведения. Л/р.№13 «Выработка навыка зеркального письма». | 1 | ||||||
59 | Сон и сновидения. | 1 | ||||||
60 | Речь и сознание. | 1 | ||||||
61 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | ||||||
Эндокринная система | 7 | |||||||
62 | Роль эндокринной регуляции. | 1 | ||||||
63 | Функции желез внутренней секреции. | 1 | ||||||
64 | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | ||||||
65 | Наследственные и врожденные заболевания. | 1 | ||||||
66 | Развитие ребёнка после рождения. | 1 | ||||||
67 | Итоговое тестирование. | 1 | ||||||
68 | Итоговое обобщение. | 1 |
Приложение №5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
9 класс
№ урока | Дата | Наименование разделов , тем уроков | Количество часов | ||||||||||||
по плану | по факту | ||||||||||||||
1 | Биология – наука о жизни. | 1 | |||||||||||||
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | |||||||||||||
3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | |||||||||||||
Уровни организации живой природы . Молекулярный уровень. | 9 | ||||||||||||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика | .1 | |||||||||||||
5 | Углеводы. | 1 | |||||||||||||
6 | Липиды. | 1 | |||||||||||||
7 | Состав и строение белков. | 1 | |||||||||||||
8 | Функции белков. | 1 | |||||||||||||
9 | Нуклеиновые кислоты | 1 | |||||||||||||
10 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | |||||||||||||
11 | Биологические катализаторы. Вирусы. | 1. | |||||||||||||
12 | Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы») | .1 | |||||||||||||
«Клеточный уровень организации» | 13 | ||||||||||||||
13 | Клеточный уровень: общая характеристика. | 1 | |||||||||||||
14 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | |||||||||||||
15 | Ядро. Эндоплазматическая сеть. | 1 | |||||||||||||
16 | Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | 1 | |||||||||||||
17 | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | |||||||||||||
18 | Различия в строении эукариот и прокариот. . | 1 | |||||||||||||
19 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | |||||||||||||
20 | Энергетический обмен в клетке | 1 | |||||||||||||
21 | Фотосинтез и Хемосинтез | 1 | |||||||||||||
22 | Автотрофы. Гетеротрофы. | 1 | |||||||||||||
23 | Синтез белков в клетке | 1 | |||||||||||||
24 | Деление клетки. Митоз. | 1 | |||||||||||||
25 | Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» | .1 | |||||||||||||
Организменный уровень организации | 13 | ||||||||||||||
27 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | |||||||||||||
28 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. . | 1 | |||||||||||||
29 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. | 1 | |||||||||||||
30 | Моногибридное скрещивание. | 1 | |||||||||||||
31 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | |||||||||||||
32 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 1 | |||||||||||||
33 | Закон независимого наследования признаков | 1 | |||||||||||||
34 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | |||||||||||||
35 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость Норма реакции. | 1 | |||||||||||||
36 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 1 | |||||||||||||
37 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | 1 | |||||||||||||
38 | Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живой природы» | 1 | |||||||||||||
Популяционно- видовой уровень. | 8 | ||||||||||||||
39 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | 1 | |||||||||||||
40 | Экологические факторы и условия среды | 1 | |||||||||||||
41 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | 1 | |||||||||||||
42 | .Популяции как элементарная единица эволюции | 1 | |||||||||||||
43 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | |||||||||||||
44 | Видообразование. | 1 | |||||||||||||
45 | Макроэволюция | 1 | |||||||||||||
46 | Обобщающий урок по теме: «Популяционно-видовой уровень организации живой природы» | 1 | |||||||||||||
Экосистемный уровень | 6 | ||||||||||||||
47 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | |||||||||||||
48 | Состав и структура сообщества | 1 | |||||||||||||
49 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме Л/ р Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме | 1 | |||||||||||||
50 | Потоки вещества и энергии в экосистеме . | 1 | |||||||||||||
51 | Саморазвитие экосистемы | 1 | |||||||||||||
52 | Обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень организации живой природы. | 1 | |||||||||||||
Биосферный уровень организации | 16 | ||||||||||||||
53 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | 1 | |||||||||||||
54 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | |||||||||||||
55 | Эволюция биосферы. | 1 | |||||||||||||
56 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | |||||||||||||
57 | Развитие представлений происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | |||||||||||||
58 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. | 1 | |||||||||||||
59 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое | 1 | |||||||||||||
60 | Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | |||||||||||||
61 | Основы рационального природопользования | 1 | |||||||||||||
62 | Обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень» | 1 | |||||||||||||
63 | Повторение | 1 | |||||||||||||
64 | Повторение | 1 | |||||||||||||
65 | Повторение | 1 | |||||||||||||
66 | Повторение | 1 | |||||||||||||
67 | Итоговое тестирование | 1 | |||||||||||||
68 | Обобщающее повторение по курсу | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по географии 5-9 классы на 2018-2023уч.г.
Рабочая программа по географии 5-9 классы....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...