Рабочая программа по биологии 5-9 классы на 2018-2023уч.г.
рабочая программа по биологии на тему

Оболенских Алла Анатольевна

Рабочая программа биологии 5-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по биологии 5-9517.25 КБ

Предварительный просмотр:

F:\А.А\А.А. 2.tif

Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии  для 5-9 классов  разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273 –ФЗ,

-федерального государственного  образовательного стандарта основного общего/начального общего образования (2009г-НОО, 2010г- ООО) данных),

-Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Примерной основной образовательной программы начального общего образования- с указанием выходных данных), -авторской  программы Программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений (Москва.: Дрофа, 2013 г);

Авторской программы основного общего образования по биологии В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва: Дрофа, 2013 год);

-основной образовательной программы основного общего образования  МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»/основной образовательной программы начального  общего образования  МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

-Учебного плана МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

-  федерального перечня учебников;

-  Положения  о структуре, порядке разработки и утверждения  рабочих программах по  учебным предметам, курсам  МОУ  «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»).

Рабочая программа ориентирована на УМК (название, авторы,издательство, год издания)- по классам. Например:

1. В.В Пасечник. Биология. 5 класс.Грибы . Растения.Бактерии  Издательство М.Дрофа 2014 г

 2. В.В Пасечник. Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений Издательство М.Дрофа 2013 г

3. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология 7 класс Животные.Издательство М.Дрофа 2017 г

4.Колесов Д.В.Маш Р.Д. Биология 8 класс Человек. Издательство М.Дрофа 2014 г

5Пасечник В.В.КаменскийА.А. Криксунов Е.А.Биология 9 класс  Издательство М.Дрофа 2014 г

 Далее определяются цели и задачи изучения курса.

 Затем описание  места учебного предмета в учебном плане

Учебный план  предусматривает обязательное изучение биологии  на этапе основного общего образования в объеме 1 час в неделю – 5,6,7 классы; 2 часа в неделю – 8-9 классы.

5 класс – 35 часов («Бактерии. Грибы. Растения»)

6 класс – 35 часов («Многообразие покрытосеменных растений»)

7 класс – 35 часов («Животные»)

8 класс – 68 часов («Человек»)

9 класс – 68 часов («Введение в общую биологию»)

  Планируемые результаты изучения учебного предмета/курса

Программа позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной

программы основного общего образования:

Личностные результаты

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и - эстетические чувства от общения с животными;

- признавать право каждого на собственное мнение;

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

 

 В   результате изучения курса «Биологии» будут сформированы  регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.  

 Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.  

Личностные универсальные учебные действия

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,

нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

 Предметные результаты

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
  • сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В результате  изучения  курса «Биология» в основной/начальной  школе выпускник научится/получит возможность научиться:

Выпускник научится:

пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;  

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

--осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

--создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

                                                 Содержание учебного предмета/курса

5 класс

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсии

  1. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов(5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Лабораторные и практические работы

Л/р № 1 «Знакомство с увеличительными приборами.. Правила работы с ними.

Л/р № 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Л/р № 3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках , плодов томатов, рябины, шиповника.»

Л/р № 4  «Рассматривание под микроскопом  готовых микропрепаратов различных растительных  тканей»

Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Л/р № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.»

С Л/р № 6 Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.»

Раздел 4. Царство Растения (16 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Лабораторные и практические работы

Л/р № 7 «Строение мха (на местных видах).»

Л/р № 8 «Строение спороносящего хвоща и  спороносящего папоротника.»

Л/р № 9.»Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»

6 класс

 Многообразие покрытосеменных растений

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа.

Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные и практические работы

Л/р № 1»Строение семян двудольных .»

Л/р № 2»Строение семян однодольных растений.»

Л/р № 3».Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.»

Л/р № 4 »Корневой чехлик и корневые волоски.»

Л/р № 5»Строение почек. Расположение почек на стебле.»

Л/р № 6» Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

Л/р № 7»Строение кожицы листа. Клеточное строение листа.»

Л/р № 8»Внутреннее строение ветки дерева.»

Л/р№ 9»Видоизменённые побеги (клубень, луковица).»

Л/р № 10»Строение цветка.»

Л/р № 11»Ознакомление с различными  видами  соцветий.»

Л/р № 12 «Ознакомление с  сухими и сочными плодами.»

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Л/р № 13" Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.»

П/р № 1»Определение всхожести семян растений и их посев.»

П/р № 2»Вегетативное размножение комнатных растений.»

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие

сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Лабораторные и практические работы

Л/р №14»Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.»

Л/р №15»Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.»

Л/р №16»Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.»

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

ЭкскурсииПриродное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

 

7 класс.

Введение (2 ч)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений.Систематика животных.

Раздел 1. Простейшие (2 ч)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Раздел 2. Многоклеточные животные (32 ч)

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека

Л/р №1Знакомство с многообразием  кольчатых червей.

Л/р №2  Многообразие ракообразных

Л/р №3  Многообразие насекомых

Л/р №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб

Л/р №5 «Изучение внешнего строения пера».

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и

продолжительность жизни животных.

Л/р № 6«Изучение особенностей различных покровов тела».

Л/р №7«Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

8 класс .

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Раздел 3. Строение организма (4 ч)

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной

и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные и практические работы:

Л/р№ 1» Проявление мигательного рефлекса Коленный рефлекс «

Раздел 4. Опорно- двигательная система (7 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Лабораторные и практические работы: 

Л/р№ 2» Мышцы человеческого тела (выполняется дома).»

Л/р№ 3»Утомление при статической  работе.»

Л/р№ 4 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).»

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и

гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторные и практические работы:

 Л/р №5 «Функции венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.»

Л/р № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Л/р № 7»Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.»

Раздел 7. Дыхание (4 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторные и практические работы:

Л/р№ 8» Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.»

Раздел 8. Пищеварение (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Л/р№ 9«Действие ферментов слюны на крахмал».

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Л/р№ 10 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и

солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение

и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Раздел 11. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Лабораторные и практические работы

Л/р№11«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга».

Л/р№ 12«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

Л/р№ 13«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа».

9 класс

Введение

        Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления  о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Тема 1. Молекулярный уровень

        Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.

Тема 2. Клеточный уровень

        Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии  - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.

Тема 3. Организменный уровень

        Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.

        

Тема 4. Популяционно-видовой уровень

        Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

        

Тема 5. Экосистемный уровень

        Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

        

Тема 6. Биосферный уровень

        Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

        

                                                        Тематическое планирование

5 класс

п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов всего

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных

работ,

экскурсий

 

1

Введение

 6

1

Э- 1

2

Клеточное строение организмов

5

Л/р 4

3

Бактерии

2

4

Грибы

5

Л/р 2

5

Растения

16

1

Л/р 3

Э -1

Тематическое планирование

6 класс

п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов всего

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных

работ,

экскурсий

 

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

 14

1

Л/р 12

2

Жизнь растений

9

Л/р 1

П/р 2

3

Классификация растений

6

Л/р 3

4

Природные сообщества

5

1

Э 1

Тематическое планирование

7 класс

п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов всего

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных

работ,

экскурсий

 

1

Введение

 1

1

2

Раздел 2 Простейшие 

2

3

Раздел 3 Многоклеточные животные 

20

Л/р 5

4

Раздел 4 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных 

11

1

Л/р 2

                                                              Тематическое планирование

8 класс

п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов всего

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных

работ,

экскурсий

 

1

Раздел 1 Введение. Науки, изучающие организм человека 

 2

1

2

Раздел 2 Происхождение человека 

3

3

Раздел 3 Строение организма 

4

Л/р 1

4

Раздел 4 Опорно-двигательная система 

8

Л/р 3

5

Раздел 5 Внутренняя среда организма

3

Л/р 3

6

Раздел 6 Кровеносная и лимфатическая системы организма 

7

7

Раздел 7 Дыхание 

4

Л/р 1

8

Раздел 8 Пищеварение 

7

Л/р 1

9

Раздел 9 Обмен веществ и энергии 

3

Л/р 1

10

Раздел 11 Нервная система 

5

Л/р 2

11

Раздел 12 Анализаторы. Органы

чувств 

5

12

Раздел 13 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика 

5

Л/р 1

13

Раздел14 Железы внутренней секреции 

2

14

Раздел 15 Индивидуальное развитие организма 

5

1

Тематическое планирование

9 класс

п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов всего

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных

работ,

экскурсий

 

1

        Введение

 3

2

Тема 1. Молекулярный уровень

9

3

Тема 2. Клеточный уровень

13

4

Тема 3. Организменный уровень

13

5

Тема 4. Популяционно-видовой уровень

8

6

Тема 5. Экосистемный уровень

6

Л/р 1

7

Тема 6. Биосферный уровень

16

1

                                                                                                                                       Приложение №1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

5класс

 п/п

Дата

Название раздела, тема урока

Количество часов

по плану

по факту

Введение

6

Биология — наука о живой природе.

1

Методы исследования в биологии.

1

Разнообразие живой .природы

Входная диагностическая работа

Среды обитания организмов

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Экскурсия .Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

Клеточное строение организмов

5

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Л/ р №1 «Знакомство с увеличительными  приборами»

Строение клетки

Л/ р  №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука  и рассматривание его под  микроскопом».

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.

Л/р №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках плодов томатов, рябины, шиповника.»

Ткани

Л/р №4«Рассматривание под   микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Повторение

Царство бактерий

3

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Обобщающий урок

1

Царство грибов

4

Общая характеристика грибов

Л/ р  №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

Шляпочные грибы

1

Дрожжи, плесневые грибы. Л/р  №6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

1

Грибы-паразиты.

1

Растения

16

Разнообразие. Распространение, значение растений

1

Строение одноклеточных водорослей.

1

Многоклеточные водоросли

1

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания.

1

Мхи. Многообразие мхов   Л/ р №7 «Строение мха»

1

Папоротники, хвощи, плауны. Л/ р  №8 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

1

Повторение

1

Голосеменные, их строение и разнообразие.

Л/ р  №9 «Строение хвои и шишек хвойных»

1

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

1

Происхождение растений

1

Основные этапы развития растительного мира.

1

Повторение по теме: «Царство Растения»

1

Повторение

1

Итоговое тестирование

1

Экскурсия

1

Обобщающее повторение

1

Приложение №2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

6 класс

№ п/п

Дата

Название раздела, тема урока

Количество часов

по плану

по факту

Раздел 1. Клеточное строение организмов

14

Строение семян двудольных растений.  Л/Р №1 Изучение строения семян двудольных растений.

1

Строение семян однодольных растений.

Л/Р №2 Изучение строения семян однодольных растений

1

Виды корней. Типы корневых систем. Л/Р№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Строение корней

.Л/Р№4  Корневой чехлик и корневые волоски

Условия произрастания и видоизменения корней.

Входная диагностическая работа

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.Л/Р№5  Строение почек. Расположение почек на стебле

Внешнее строение листа Л/р№6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Л/Р№7  Строение кожицы листа Клеточное строение листа

1

Строение стебля. Многообразие стеблей

.Л/Р№ 8 Внутреннее  строение ветки дерева.

1

Видоизменение побегов  Л/Р№ 9 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

1

Цветок и его строение  Л/Р 10 Изучение строения цветка

1

Соцветия  Л/Р №11 Ознакомление с различными видами соцветий

1

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян  Л/Р№ 12 Ознакомление с сухими и сочными плодами

1

Контрольно- обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

Раздел 2. Жизнь растений 

9

Минеральное питание растений

1

Фотосинтез

1

Дыхание растений

1

Испарение воды растениями. Листопад.

1

Передвижение воды и питательных веществ в растении  Л/Р№ 13  Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1

Прорастание семян  П/ р№ 1 Определение всхожести семян растений и их посев

1

Способы размножения растений.

Половое размножение  покрытосеменных  растений

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. П/ р № 2 Вегетативное размножение комнатных растений

Раздел 3. Классификация растений 

6

Систематика растений

1

Класс Двудольные растения. Семейств Крестоцветные и Розоцветные Л/Р№ 14 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

1

Семейства Пасленовые и Бобовые.

1

Сложноцветные Л/Р №15 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

1

Класс Однодольные. Семейства Злаковые Лилейные

.Л/Р№16  Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

1

Контрольно- обобщающий урок

1

Природные сообщества

5

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

1

Развитие и смена растительных сообществ.

1

Итоговое повторение

1

Итоговое тестирование

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Экскурсия  Природное сообщество и человек

                                                                                                                                Приложение №3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

7 класс

 п/п

Дата

Название раздела, тема урока

Количество часов

по плану

по факту

Введение

1

Зоология- как наука.

1

 Раздел 1 Многообразие животных       ГЛАВА 1 Простейшие

1

Общая характеристика Простейших

1

Многообразие и значение простейших

1

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

1

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение.

1

Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви

1

Тип Кольчатые черви.  Л/ р № 1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

1

Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие

1

Тип Иглокожие.

1

Тип Членистоногие. Классы:  Ракообразные, Паукообразные Л/ р № 2 «Многообразие ракообразных»

1

11.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые Л/ р № 3

«Многообразие насекомых»

1

      12.

Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные.

1

13.

Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение

1

14.

Классы рыб: Хрящевые, Костные Л/ р № 4» Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

1

15.

Основные систематические группы рыб

1

16.

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение.

1

17.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение

1

18.

Класс Птицы. Л/ р № 5 «Изучение внешнего строения пера»

1

19

Многообразие птиц

1

20

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни

1

21

Экологические группы млекопитающих

1

22

Экологические группы млекопитающих

1

23

Обобщающий урок

1

РАЗДЕЛ 2 Строение , индивидуальное развитие, эволюция

ГЛАВА 3 Эволюция строения и функций органов и их систем .

7

24

Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Л/ р № 6 «Изучение особенностей различных покровов тела»

1

25

Органы дыхания и газообмен

1

26

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

27

Кровеносная система. Кровь

1

28

Органы выделения

1

29

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма

30

Продление рода. Органы размножения. Л/р № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

31

Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

32

Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды

33

Итоговое тестирование

34

Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение знаний по пройденному курсу.

                                                                                                                                         Приложение №4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

8 класс

             Дата

Тема урока

Количество

часов

по

плану

по

факту

Введение  

2

1

Науки о человеке Здоровье и его охрана

1

2

Становление  наук  о  человеке

 

1

Происхождение  человека.

3

3

Систематическое   положение   человека

1

4

Историческое   прошлое   людей.

Входная диагностическая контрольная работа

1

5

Расы  человека.  Среда обитания

1

Строение   и   функции  организма.

1

6

Общий   обзор  организма

1

Клеточное  строение  организма  

3

7

Клеточное  строение  организма.

1

 8

Ткани.

1

9

Рефлекторная   регуляция.

Л/р №1  «Проявление мигательного рефлекса»

1

Опорно -   двигательная   система

  8

10

Значение  опорно – двигательного аппарата, его состав  системы.

1

11

Скелет  человека. Осевой скелет

1

12

Скелет поясов  свободных конечностей.

1

13

Строение  мышц. Л/р №2. « Мышцы человеческого тела (выполняется дома).

 

 1

14

Работа  скелетных  мышц и их регуляция.

Л/р.№3»Утомление при статистической

работе»

1

15

Осанка. Предупреждение   плоскостопия.

Л/р№4 «Осанка  и  плоскостопие.».

1

16

Первая  помощь  при  ушибах, переломах  костей  и  вывихах  суставов.

1

17

Обобщающий  урок    по  теме  « Опорно –

двигательная  система»

1

18

Компоненты  внутренней  среды. Кровь.

19

Борьба  организма  с инфекцией. Иммунитет.

1

20

Иммунология  на  службе  человека.

1

Кровеносная   и   лимфатическая   системы  организма

7

21

Транспортные  системы организма.

1

22

Круги   кровообращения.

Л/р.№5  «Функция  венозных клапанов».

1

23

.Строение  и  работа  сердца.

1

24

.Движение  крови  по  сосудам.

Л/р№ 6. «Измерение  скорости кровотока в сосудах ногтевого  ложа».

1

25

Гигиена  сердечно – сосудистой  системы.

Л/р№7«Функциональная проба .Реакция сердечно сосудистой системы на дозированную нагрузку»

1

26

Первая  помощь  при кровотечениях.

1

27

Обобщающих  урок  по темам   «Внутренняя среда организма», «Кровеносная  и  лимфатическая  системы  организма». Тестирование.

1

Дыхательная система

4

28

Значение  дыхания.  Органы  дыхательной  системы.

1

29

Лёгкие. Лёгочное  и  тканевое  дыхание.

1

30

Механизм  вдоха  и выдоха. Л/р№ 8«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

1

31

Функциональные возможности дыхательной системы

1

Пищеварительная система

6

32

Питание  и  пищеварение.  

1

33

Пищеварение  в ротовой  полости.

1

34

Пищеварение  в желудке  и двенадцатипёрстной  кишке Л/р №9 « Действие  слюны  на крахмал ». в  качестве  домашнего задания.

1

35

Всасывание Роль печени.

1

36

Регуляция  пищеварения.

1

37

Гигиена  органов  пищеварения.

1

38

Обобщающий  урок.    по темам «Пищеварительная  система »,  «Дыхательная  система.» Тест

1

Обмен веществ и энергии  

3

39

Обмен  веществ  и  энергии – основное  свойство жизни.

1

40

Витамины.

1

41

Энерготраты  человека и  пищевой  рацион.

Л/р.№10 « Установление зависимости   между нагрузкой  и  уровнем  энергетического  баланса  по результатам  функциональной  пробы с задержкой  дыхания  до  и после  нагрузки

.1

Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение

5

42

Кожа – наружный покровный  орган.

1

43

Уход  за кожей.

1

     44

Терморегуляция. Закаливание организма.

1

45

Выделение.

1

46

Обобщающий уроке  по темам: «Обмен  веществ и энергии », «Выделительная  система», «Покровные  органы, Теплорегуляция» Тест.

1

Нервная система человека

5

47

Значение   нервной  системы.

1

48

Строение  нервной системы. Спинной   мозга

1

49

Строение головного  мозга..

Л/р.№11«Пальценосовая  проба и  особенности  движения связанные  с  функцией мозжечка.»

1

50

Функции переднего мозга

1

51

Отделы нервной  системы.

1

 Анализаторы.  Органы  чувств  

5

52

Анализаторы.

1

53

Зрительный  анализатор.

Л/р№ 12«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

1

54

Гигиена  зрения.

1

55

Слуховой  анализатор.

1

56

Органы  равновесия, обоняния  и  вкуса.

1

Высшая  нервная  деятельность.   Поведение. Психика.

5

57

Вклад  отечественных  учёных в разработку  учения о высшей нервной  деятельности.

1

58

Врождённые  и приобретённые  программы  поведения.

Л/р.№13  «Выработка  навыка  зеркального  письма».

1

59

Сон   и  сновидения.

1

60

Речь  и  сознание.

1

61

Воля, эмоции, внимание.

1

Эндокринная  система  

7

62

Роль  эндокринной  регуляции.

1

63

Функции  желез  внутренней  секреции.

1

64

Жизненные  циклы.  Размножение.

1

65

Наследственные  и  врожденные  заболевания.

1

66

Развитие  ребёнка  после  рождения.

1

67

Итоговое  тестирование.

1

68

Итоговое  обобщение.

1

                                                                                                                                       Приложение №5

                     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

                                                                                    9 класс

№ урока

                       Дата

Наименование разделов , тем уроков

Количество

 часов

по плану

по факту

1

Биология – наука о жизни.

1

2

Методы исследования в биологии.

1

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

Уровни организации  живой природы .

Молекулярный уровень.

9

4

Молекулярный уровень: общая характеристика

.1

5

Углеводы.

1

6

Липиды.

1

7

Состав и строение белков.

1

8

Функции белков.

1

9

Нуклеиновые кислоты

1

10

АТФ и другие органические соединения клетки

1

11

Биологические катализаторы. Вирусы.

1.

12

 Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»)

.1

«Клеточный уровень организации»

  13

13

Клеточный  уровень: общая характеристика.

1

 14

Общие  сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1    

 15

Ядро. Эндоплазматическая сеть.

1

16

 Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Лизосомы.

1

17

Митохондрии.  Пластиды.

 Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

18

 Различия в строении эукариот и прокариот.

.

1

19

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

20

Энергетический обмен в клетке

1

21

Фотосинтез и Хемосинтез

1

22

Автотрофы. Гетеротрофы.

1

23

Синтез белков в клетке

1

24

Деление клетки. Митоз.

1

25

Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

.1

Организменный уровень организации

13

27

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

28

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

.

1

29

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.

1

30

Моногибридное скрещивание.

1

31

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1

32

Дигибридное  скрещивание. Закон независимого наследования признаков

1

33

Закон независимого наследования признаков

1

34

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

35

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость Норма реакции.

1

36

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

1

37

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

1

38

Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живой природы»

1

 Популяционно- видовой  уровень.

8

39

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

1

40

Экологические факторы и условия среды

1

41

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

1

42

.Популяции как элементарная единица эволюции

1

43

Борьба за существование и естественный отбор.

1

44

Видообразование.

1

45

Макроэволюция

1

46

Обобщающий урок по теме: «Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

1

Экосистемный уровень

6

47

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

48

Состав и структура сообщества

1

49

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

Л/ р Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме

1

50

Потоки вещества и энергии в экосистеме

.

1

51

Саморазвитие экосистемы

1

52

Обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень организации живой природы.

1

Биосферный  уровень организации

16

53

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

1

54

Круговорот веществ в биосфере

1

55

Эволюция биосферы.

1

56

Гипотезы возникновения жизни.

1

57

Развитие представлений происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

1

58

Развитие жизни на Земле. Эры  древнейшей и древней жизни.

1

59

Развитие жизни в мезозое, кайнозое

1

60

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

61

Основы рационального природопользования

1

62

Обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень»

1

63

Повторение

1

64

Повторение

1

65

Повторение

1

66

Повторение

1

67

Итоговое тестирование

1

68

Обобщающее повторение по курсу

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по географии 5-9 классы на 2018-2023уч.г.

Рабочая программа по географии 5-9 классы....

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...