Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Концентрический курс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и может быть использована в работе по УМК "Сфера жизни" Биология. Введение в биологию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО______________________ Руководитель________________протокол №____от____________ | «Согласовано» зам. директора по УВР _______________/О.А.Куделина « »______________2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гавриловская средняя школа» __________ / М.А.Сироткина приказ №________ « »_______________2016г |
Рабочая программа
по Биологии для 5 класса
Составлена на основе ФГОС основного общего образования
Составитель: Миронова Елена Юрьевна,
учитель первой квалификационной категории.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
. Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2014 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию. 5 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2014
2. Цели обучения:
- Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
3.Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
4. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 35 часов ( 1 час в неделю, 35 учебных недель).
5 Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
- понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
6. Результаты освоения учебного предмета.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др);
- Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
- Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Определять роль в природе различных групп организмов;
- Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
- Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- Перечислять свойства живого организма;
- Различать (по таблицам) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
7. Содержание учебного предмета.
Биология. Введение в биологию. 5 класс (Концентрический курс)
(35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
8. Календарно-тематичесое планирование учебного процесса.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся ( личностные, метапредметные, предметные) | Форма контроля | Дата проведения | |||
план | факт | ||||||||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов + 1 час резервного времени | |||||||||
1 | Введение. Что такое живой организм. | 1 | Базовые понятия: биология, живой организм, признаки живого. | Предметные: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные : проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Фронтальный опрос по вопросам стр. 11 учебника. | 2.09.15 | |||
2 | Наука о живой природе. | 1 | Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. | П – понимание что биология – наука о живых организмах, интерес к изучению биологических наук и их объектов. Мета – поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям. Л – развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации. | Устно отвечать на вопросы стр. 16 учебника, узнать об одной из биологических наук больше, чем сказано в учебнике, записать кратко 3-5 предложений в тетрадь о ней. Принести по три листочка дуба, клена, соцветия бархатцев | 9.09.15 | |||
3. | Методы изучения природы. Практическая работа №1 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. | 1 | Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований. проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. | П – создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний. Мета – понимание сути методов изучения природы, использование для решения поставленных задач различных источников информации, владение умениями совместной деятельности. Л – развитие умений ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. | Отвечать на вопросы стр. 22, в рабочей тетради выполнить задания № 19, 20, 21. Провести наблюдение и измерение одного живого объекта, подготовить об этом небольшой рассказ | 16.09.15 | |||
4. | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа» | 1 | Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. | П – создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний. Мета – умение работать в группе, формулирование цели, поиск и анализ информации, оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников. Л – развитие умений ставить учебные задачи и решать их. | Ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 26 учебника | 23.09.15 | |||
5 | Живые клетки. Лабораторная работа №2 « Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | Клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма | П – познакомятся со строением клетки, научатся называть органоиды клетки, узнавать на таблицах основные органоиды клетки. Мета – владеть приемами исследовательской деятельности, подводить итоги работы, формулировать выводы. Л – стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образование | Ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 32 учебника | 30.09.15 | |||
6 | Химический состав клетки. | 1 | Неорганические вещества, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты | П – научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. Мета – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни. необходимость | Ответить на вопросы стр. 38 учебника устно. | 7.10.15 | |||
7 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые и сложные вещества | П – научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы. Мета – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации Л – проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания.. | Составить кроссворд с ключевым словом «Клетка» | 14.10.15 | |||
8 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Естественные науки, персоналии естествоиспытателей | П – научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Мета – применять приемы работы с информацией, планировать учебные сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка. Л - проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания. | Найти дополнительный материал об одном из ученых и составить сообщение из 10 предложений , записать его в тетрадь. Подготовиться к контрольному срезу по разделу « Живой организм». | 21.10.15 | |||
9 | Обобщающее повторение по разделу «Живой организм» Контрольный срез №1 | 1 | См уроки 1-8 | П – научатся применять полученные знания в практической работе. Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. Л – правильно идентифицируют себя с позиции школьника, проявляют интеллектуальные и творческие способности | Повторение основных понятий темы | 28.10.15 | |||
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов + 1 час резервного времени | |||||||||
10 | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период, динозавр. | П – научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов. Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы Л- имеют адекватную позитивную самооценку, чувства самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении
| Составить рассказ об одном из животных прошлого, используя разные источники информации (на 1 минуту) Вспомнить, что изучает наука палеонтология. | 18.11.15 | |||
11 | Разнообразие живого. | 1 | Систематика, классификация, царство природы, вид. | П – научиться называть основные признаки представителей царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ. Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос Л- проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания.. | Ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 59 учебника. | 25.11.15 | |||
12 | Бактерии. | 1 | Существенные признаки представителей царства бактерий, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П- научатся различать изученные объекты в природе. Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос Л – понимают социальную роль и нравственную позицию ученика. | Задание по карточкам устно, отвечать на вопросы учебника стр.63 | 2.12.15 | |||
13 | Грибы. | 1 | Существенные признаки представителей царства грибы , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика. | Найти пословицы, поговорки, стихи, загадки о грибах. ( по 1, записать в тетрадь) Устно отвечать на вопросы стр. учебника 67 | 9.12.15 | |||
14 | Растения. Водоросли. | 1 | Существенные признаки представителей царства растений, водорослей. их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета – –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-эстетическое оценивание изучаемого материала. | Стр. учебника 72. ответить на вопросы устно, выполнить оформление буклета. | 16.12.15 | |||
15 | Мхи. | 1 | Существенные признаки представителей мхов. их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П - – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – имеют адекватную позитивную самооценку. | Устно ответить на вопросы учебника стр. 75. Письменно выполнить зад. №9 в тетради | 23.12.15 | |||
16 | Папоротники. | 1 | Существенные признаки представителей папоротников, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П - – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – имеют адекватную позитивную самооценку. | Устно ответить на вопросы учебника стр.78 | 30.12.15 | |||
17 | Голосеменные растения. | 1 | Голосеменные растения. Существенные признаки представителей голосеменных , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П –– научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета–– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Устно ответить на вопросы стр.82 учебника., письменно выполните зад. №6 в тетради | 13.01.16 | |||
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения. | 1 | Семя, цветок, покрытосеменные растения. | П- научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Стр. учебника 87 устно отвечать на вопросы. | 20.01.16 | |||
19 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические, декоративные. | П - научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Устно ответить на вопросы на стр. 90, предложить план улучшения участка местности вокруг дома, во дворе школы | 27.01.16 | |||
20 | Животные. Простейшие. | 1 | Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека. | П – научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Проверить свои знания, ответив на вопросы и выполнив задания на стр. 93 учебника | 3.02.16 | |||
21 | Беспозвоночные. | 1 | Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека. | П – научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Подготовить рассказ об одной из групп беспозвоночных, используя дополнительные источники знаний. Проверить свои знания по вопросам на стр. 96 | 10.02.16 | |||
22 | Позвоночные | 1 | Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека. | П – научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы, устанавливать черты сходства и различия. Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Работа по заданиям на стр. 99 учебника, оценить насколько хорошо вы усвоили изученный материал. вопрос №9 письменно выполнить в тетради | 17.02.16 | |||
23 | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 | Роль животных в природе и жизни человека. | П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Мета –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Ознакомиться с выводами на с. 102 учебника, подготовить пройденный материал. | 24.02.16 | |||
24 | Контрольный срез №2 | 1 | Царство природы, бактерии, грибы, растения, животные | П – применять полученные знания в самостоятельной работе. Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. Л – осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | Повторить раздел 2 | 2.03.16 | |||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов 6 часов | |||||||||
25 | Три среды обитания живых организмов. | 1 | Наземная, водная , почвенная среда. | П- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Составить 1-2 задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строение их тела, связанные со средой обитания. | 9.03.16 | |||
26 | Жизнь на разных материках. | 1 | Материки. | П- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Выполните задания и ответьте на вопросы, предложенные на с. 114 учебника. | 16.03.16 | |||
27 | Природные зоны Земли. | 1 | Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, влажный лес. | П –- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Проверить усвоение знаний по теме, выполнив задания и ответы на вопросы в конце текста &25 на с. 120 | 6.04.16 | |||
28 | Жизнь в морях и океанах. Практическая работа №2 Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. | 1 | Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | П- научатся называть сообщества морей и океанов, приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения, животные своей местности. Мета – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Выполнить задания и ответить на вопросы &26. | 13.04.16 | |||
29 | Что мы узнали о живой природе. Жизнь на земле. Практическая работа №3. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. | 1 | См уроки 25 - 28 | П – научатся сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах, выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям. Мета- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Прочитать статью «что мы узнали из этого раздела». проверить свои знания основных понятий темы используя стр. 126 учебника | 20.04.16 | |||
30 | Контрольный срез №3 по разделу «Среда обитания живых организмов» | 1 | Среды жизни, их условия и особенности. | П – применять полученные знания в самостоятельной работе. Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. Л – осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | Повторить раздел 3 | 27.04.16 | |||
Раздел 4. Человек на земле. 5 часов | |||||||||
31 | Как человек появился на Земле. Практическая работа №4 Измерение своего роста и массы тела. | 1 | Антропогенез, предки человека, эволюция, дриопитеки, австралопитеки. | П- научиться называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни, объяснить причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | Чем человек отличается от животных, ответ записать в тетрадь, проверить свои знания по вопросам после параграфа 27. | 4.05.16 | |||
32 | Как человек изменил землю. | 1 | Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект | П- научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | Доклады о глобальных проблемах человечества | 11.05.16 | |||
33 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект | П- научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Мета-- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | Доклады о глобальных проблемах человечества | 18.05.16 | |||
34 | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа № 3. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. | 1 | Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные | П- научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др. Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л - осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | Письменный отчет о проделанной работе | 25.05.16 | |||
35 | Контрольный срез № 4 | 1 | См . материал предыдущих уроков темы | П- научатся применять полученные знания в самостоятельной работе Мета- устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности Л- проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения. | Решение тестов | 28.05.16 |
9 . Учебно-методическое и техническое обеспечение образовательного процесса
- Сонин Н.И. ,Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2015.
- Программа основного общего образования по биологии5—9 классы. Концентрический курс. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов. М:Дрофа. 2015г.
- Сонин Н.И. ,Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2015г.
- Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. ,Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
- Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». Авторы: В.Н.Кириленкова, В.И. Сивоглазов. УМК «Сфера жизни» М.: Дрофа
- Мультимедийная установка, компьютер, электромагнитная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 кл по учебнику Н.И.Сонина 1 час в неделю
календарно-тематическое планирование за год...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа. Математика. 5 класс (ФГОС). Учебник авт. И.И.Зубарева
Рабочая программа по математике, составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа для 5 класса по математике учебника Н.Я.Виленкина по ФГОС
Программа по математике составлена на 6 часов в неделю по ФГОС для учебника «Математика» 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург М....
Рабочая программа для 5 класса по математике учебника А.Г. Мордковича по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерал...
5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...
Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...