Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Концентрический курс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и может быть использована в  работе по УМК "Сфера жизни" Биология. Введение в биологию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании ШМО______________________

Руководитель________________протокол №____от____________

«Согласовано»

 зам. директора по УВР

_______________/О.А.Куделина

«     »______________2016   г.

«Утверждаю»

 Директор

МОУ «Гавриловская средняя школа»

  __________  / М.А.Сироткина

приказ №________

«     »_______________2016г

Рабочая программа

по Биологии для 5 класса

Составлена на основе ФГОС основного общего образования

Составитель: Миронова Елена Юрьевна,

учитель первой квалификационной категории.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

. Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2014 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешакова.  Биология. Введение в биологию. 5 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2014

2. Цели обучения:

  • Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи обучения:

  • Формирование целостной научной картины мира;
  • Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
  • Овладение научным подходом к решению различных задач;
  • Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

3.Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

4. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 35 часов ( 1 час в неделю, 35 учебных недель).

5 Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.

        В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

        Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

        Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

        Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

        Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

        Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

6. Результаты освоения учебного предмета.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др);
  • Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
  • Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Определять роль в природе различных групп организмов;
  • Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
  • Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • Перечислять свойства живого организма;
  • Различать (по таблицам) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;
  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

                                                                                      7. Содержание  учебного предмета.

Биология. Введение в биологию. 5 класс (Концентрический курс)

(35 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

        Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

        Лабораторные и практические работы:

        Знакомство с оборудованием для научных исследований.

        Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

        Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

        Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

        Строение клеток кожицы чешуи лука*.

        Определение состава семян пшеницы.

        Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

        

Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

        Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

        Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

        Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  •  самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)

        Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

        Лабораторные и практические работы:

        Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

        Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

        Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)

        Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность   жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

        Лабораторные и практические работы:

        Измерение своего роста и массы тела.

        Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

        Учащиеся должны уметь:

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Ученик получит возможность учиться:

  •  соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
  •  выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

8. Календарно-тематичесое планирование учебного процесса.

№ урока

Тема урока

Количество

 часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

 ( личностные, метапредметные, предметные)

Форма контроля

Дата проведения

план

факт

                                  Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов + 1 час резервного времени

1

Введение. Что такое живой организм.

1

Базовые понятия: биология, живой организм, признаки живого.

Предметные: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные : проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Фронтальный опрос по вопросам стр. 11 учебника.

2.09.15

2

Наука о живой природе.

1

Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук.

П – понимание что биология – наука о живых организмах, интерес к изучению биологических наук и их объектов.

Мета – поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.

Л – развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.

Устно отвечать на вопросы стр. 16 учебника, узнать об одной из биологических наук больше, чем сказано в учебнике, записать кратко 3-5 предложений  в тетрадь о ней.

Принести по три листочка дуба, клена, соцветия бархатцев

9.09.15

3.

Методы изучения природы.

Практическая работа №1 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

1

Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований. проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

П – создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний.

Мета – понимание сути методов изучения природы, использование для решения поставленных задач различных источников информации, владение умениями совместной деятельности.

Л – развитие умений ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Отвечать на вопросы стр. 22, в рабочей тетради выполнить задания № 19, 20, 21.

Провести наблюдение и измерение одного живого объекта, подготовить об этом небольшой рассказ

16.09.15

4.

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»

1

Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп.

П – создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний.

Мета – умение работать в группе, формулирование цели, поиск и анализ информации, оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.

Л – развитие умений ставить учебные задачи и решать их.

Ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 26 учебника

23.09.15

5

Живые клетки.

Лабораторная работа №2  « Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

Клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма

П – познакомятся со строением клетки, научатся называть органоиды клетки, узнавать на таблицах основные органоиды клетки.

Мета – владеть приемами исследовательской деятельности, подводить итоги работы, формулировать выводы.

Л – стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образование

Ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 32 учебника

30.09.15

6

Химический состав клетки.

1

Неорганические вещества, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

П – научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Мета –  использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Л-  осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни. необходимость

Ответить на вопросы стр. 38 учебника устно.

7.10.15

7

Вещества и явления в окружающем мире.

1

Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые и сложные вещества

П – научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы.

Мета – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации

Л – проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания..

Составить кроссворд с ключевым словом «Клетка»

14.10.15

8

Великие естествоиспытатели.

1

Естественные науки, персоналии естествоиспытателей

П –  научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Мета – применять приемы работы с информацией, планировать учебные сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

Л -  проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания.

Найти дополнительный материал об одном из ученых и составить сообщение из 10 предложений , записать его в тетрадь.

Подготовиться к контрольному срезу по разделу « Живой организм».

21.10.15

9

Обобщающее повторение по разделу «Живой организм»

Контрольный срез №1

1

См уроки 1-8

П – научатся применять полученные знания в практической работе.

Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Л – правильно идентифицируют себя с позиции школьника, проявляют интеллектуальные и творческие способности

Повторение основных понятий темы

28.10.15

                                       Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов + 1 час резервного времени

10

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период, динозавр.

П – научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов.

Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы

Л- имеют адекватную позитивную самооценку, чувства самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

 

Составить рассказ об одном из животных прошлого, используя разные источники информации (на 1 минуту)

Вспомнить, что изучает наука палеонтология. 

18.11.15

11

Разнообразие живого.

1

Систематика, классификация, царство природы, вид.

П – научиться называть основные признаки представителей царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ.

Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос

Л- проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания..

Ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 59 учебника.

25.11.15

12

Бактерии.

1

Существенные признаки представителей царства бактерий, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П- научатся различать изученные объекты в природе.

Мета –  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос

Л – понимают социальную роль и нравственную позицию ученика.

Задание по карточкам устно, отвечать на вопросы учебника  стр.63

2.12.15

13

Грибы.

1

Существенные признаки представителей царства грибы , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета ––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика.

Найти пословицы, поговорки, стихи, загадки о грибах. ( по 1, записать в тетрадь)

Устно отвечать на вопросы стр. учебника 67

9.12.15

14

Растения. Водоросли.

1

Существенные признаки представителей царства растений, водорослей.  их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета – ––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-эстетическое оценивание изучаемого материала.

Стр. учебника 72. ответить на вопросы устно, выполнить оформление буклета.

16.12.15

15

Мхи.

1

Существенные признаки представителей мхов.  их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П - – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета - ––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – имеют адекватную позитивную самооценку.

Устно ответить на вопросы учебника стр. 75. Письменно выполнить зад. №9 в тетради

23.12.15

16

Папоротники.

1

Существенные признаки представителей папоротников,  их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П - – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета - ––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – имеют адекватную позитивную самооценку.

Устно ответить на вопросы учебника стр.78

30.12.15

17

Голосеменные растения.

1

Голосеменные растения. Существенные признаки представителей голосеменных ,  их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П –– научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Устно ответить на вопросы стр.82 учебника., письменно выполните зад. №6 в тетради

13.01.16

18

Покрытосеменные (цветковые) растения.

1

Семя, цветок, покрытосеменные растения.

П- научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Мета - ––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Стр. учебника 87 устно отвечать на вопросы.

20.01.16

19

Значение растений в природе и жизни человека.

1

Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические, декоративные.

П - научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Мета - ––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Устно ответить на вопросы на стр. 90, предложить план улучшения участка местности вокруг дома, во дворе школы

27.01.16

20

Животные. Простейшие.

1

Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека.

П – научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека

Мета - ––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Проверить свои знания, ответив на вопросы и выполнив задания на стр. 93 учебника

3.02.16

21

Беспозвоночные.

1

Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека.

П – научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека

Мета - ––  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Подготовить рассказ об одной из групп беспозвоночных, используя дополнительные источники знаний. Проверить свои знания по вопросам на стр. 96

10.02.16

22

Позвоночные

1

Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека.

П – научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы, устанавливать черты сходства и различия.

Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Работа по заданиям на стр. 99 учебника, оценить насколько хорошо вы усвоили изученный материал. вопрос №9 письменно выполнить в тетради

17.02.16

23

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Роль животных в природе и жизни человека.

П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания

Мета –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Ознакомиться с выводами на с. 102 учебника, подготовить пройденный материал.

24.02.16

24

Контрольный срез №2

1

Царство природы, бактерии, грибы, растения, животные

П – применять полученные знания в самостоятельной работе.

Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Л – осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

Повторить раздел 2

2.03.16

Раздел 3. Среда обитания живых организмов 6 часов

25

Три среды обитания живых организмов.

1

Наземная, водная , почвенная среда.

П- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Составить 1-2 задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строение их тела, связанные со средой обитания.

9.03.16

26

Жизнь на разных материках.

1

Материки.

П- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Выполните задания и ответьте на вопросы, предложенные на с. 114 учебника.

16.03.16

27

Природные зоны Земли.

1

Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, влажный лес.

П –- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Проверить усвоение знаний по теме, выполнив задания и ответы на вопросы в конце текста &25 на с. 120

6.04.16

28

Жизнь в морях и океанах. Практическая работа №2  Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

1

Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

П- научатся называть сообщества морей и океанов, приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения, животные своей местности.

Мета – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Выполнить задания и ответить на вопросы &26.

13.04.16

29

Что мы узнали о живой природе. Жизнь на земле. Практическая работа №3. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

1

См уроки  25 - 28

П – научатся сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах, выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям.

Мета- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Прочитать статью «что мы узнали из этого раздела». проверить свои знания основных понятий темы используя стр. 126 учебника

20.04.16

30

Контрольный срез №3 по разделу «Среда обитания живых организмов»

1

Среды жизни, их условия и особенности.

П – применять полученные знания в самостоятельной работе.

Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Л – осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

Повторить раздел 3

27.04.16

Раздел 4. Человек на земле. 5 часов

31

Как человек появился на Земле. Практическая работа №4 Измерение своего роста и массы тела.

1

Антропогенез, предки человека, эволюция, дриопитеки, австралопитеки.

П- научиться называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни, объяснить причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

Чем человек отличается от животных, ответ записать в тетрадь, проверить свои знания по вопросам после параграфа 27.

4.05.16

32

Как человек изменил землю.

1

Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект

П- научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Мета-  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

Доклады о глобальных проблемах человечества

11.05.16

33

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект

П- научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Мета-- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

Доклады о глобальных проблемах человечества

18.05.16

34

Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа № 3. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

1

Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные

П- научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др.

Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л -  осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

Письменный отчет о проделанной работе

25.05.16

35

Контрольный срез № 4

1

См . материал предыдущих уроков темы

П- научатся применять полученные знания в самостоятельной работе

Мета- устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Л- проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения.

Решение тестов

28.05.16

9 . Учебно-методическое и техническое  обеспечение образовательного процесса

  1. Сонин Н.И. ,Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2015.
  2. Программа основного общего образования по биологии5—9 классы. Концентрический курс. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов. М:Дрофа. 2015г.
  3. Сонин Н.И. ,Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2015г.
  4. Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. ,Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
  5. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова  «Биология. Введение в биологию». Авторы: В.Н.Кириленкова, В.И. Сивоглазов. УМК «Сфера жизни» М.: Дрофа
  6. Мультимедийная установка, компьютер, электромагнитная доска.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа. Математика. 5 класс (ФГОС). Учебник авт. И.И.Зубарева

Рабочая программа по математике, составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа для 5 класса по математике учебника Н.Я.Виленкина по ФГОС

Программа по математике составлена на 6 часов в неделю по ФГОС для учебника   «Математика» 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург М....

Рабочая программа для 5 класса по математике учебника А.Г. Мордковича по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по ма­тематике, федерал...

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...