элективный курс по экологии 5 кл.
элективный курс по экологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 1-11 классы. Под редакцией доктора биологических наук, профессора С.И. Беляниной и кандидата биологических наук, доцента Ю.И. Буланого 2001 года.
Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Окружающий мир».
Цель: ввести учащихся 5 класса в мир экологических понятий через установление общих признаков жизни.
Задачи:- убедить учащихся не только в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.
ªосвоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты
ªразвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
ªвоспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
ªиспользование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Экология»
Обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы ,экскурсии, создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у пятиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях ;
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у пятиклассников
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
- эстетических эмоций,
- положительного отношения к учёбе,
- умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных
пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
- способствовать экологическому воспитанию, формированию у учащихся коммуникативной компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у учащихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение экологии в объеме 0.5 часа в неделю, всего 18 часов.
№ п\п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Введение | 1ч. |
2 | Среды жизни | 7ч. |
3 | Природные сообщества. Экосистемы | 5ч. |
4 | Влияние человека на биосферу | 4ч. |
5. | Итоговое занятие | 1 ч. |
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Методическая база: учебник «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс (авт. Т.С. Сухова, В.И. Строганов)
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема урока. Тип урока. Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Введение (1час) | ||||||
1. | Предмет экологии. Ее разделы. Вводный урок. | Экология как наука. Взаимосвязь с другими науками. | ||||
Раздел 1. Среды жизни (7ч) | ||||||
2. | Среда обитания. Факторы среды. | Среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. | Знать особенности строения тела, позволяющие организмам жить в этих условиях. Три группы факторов. Уметь выделять характерные признаки животных в связи с их средой обитания | |||
3 4. | Кто живет в воде. Подводный мир Презентация | Вода – среда обитания, благоприятные условия, планктон, нектон, бентос. | Знать приспособления организмов к водной среде. Уметь отличить водные организмы то других. | |||
5 6. | Обитатели суши. Обитатели суши Презентация
| Наземно-воздушная среда обитания, благоприятные условия: свет, температура, влага. | Знать приспособления организмов к наземно-воздушной среде. Уметь определять по признакам организмы разных экологических групп. | |||
7 8. | Кто живет в почве. Презентация | Почва-среда обитания, обитатели почвы. | Знать условия среды обитания и признаки организмов. Уметь определять по признакам организмы, живущие в почве. | |||
Раздел 2. Природные сообщества. Экосистема (5 ч) | ||||||
9 10. | Природные сообщества. Экосистема. | Биоценозы, искусственные сообщества, круговорот веществ. Экосистема. | Знать взаимосвязи живых организмов в природном сообществе. Уметь составлять схемы цепей питания обитателей экосистем. | |||
11. | Практическая работа «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке» | Научиться бережно, относиться к природе. | Изучить разнообразие растений. Определить их санитарное состояние. | |||
12. | Как живут организмы в природных сообществах | Биотические факторы. | Знать значение биоразнообразия природного сообщества для сохранения экосистемы. Уметь приводить примеры видов отношений между организмами. | |||
13 | Человек – часть живой природы. | Жизнь и здоровье человека. Окружающая среда. | Знать свойства человека как живого организма. Уметь отличать человека от животных. | |||
Раздел 3. Влияние человека на биосферу (4ч.) | ||||||
14 15 16 17 | Влияние человека на биосферу. Загрязнение воды Презентация Загрязнение воздуха «Свалки». Презентация | Хозяйственная деятельность человека. Загрязнение среды. | Знать, как влияет хозяйственная деятельность человека на окружающую среду. Уметь приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду. | |||
18 | Итоговое занятие | Обобщение полученных знаний курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по экологии для 6 класса
Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...
Элективный курс по экологии 7 класс
Актуальность программы обусловлена неблагоприятными условиями жизни на планете...
Элективный курс "Практикум "Экология села Большой Ломовис".
Углубленное освоение экологических знаний, формирование умений и навыков, совершенствование методики изучения экологической обстановки в своей местности в процессе изучения экологической ситуации...
Элективные курсы:"Практическая экология"
Расширение знаний учащихся в вопросах экологии квартиры и экологии человеческого организма. Применение данных знаний учащимися в своей дальнейшей жизни....
Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"
Элективный курс «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...
Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов
Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...