Конспект урока биологии в 8 классе по теме « Земноводные».
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Представлен урок обобщения и систематизации материала с компьютерной презентацией для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Форма проведения урока: урок-игра.
Урок построен по типу телевизионной игры « Что, где, когда?» в технологии групповой деятельности. Участниками урока являются не только дети, но и учителя, которые также вовлекаются в активный познавательный процесс обучения, что позволяет учащимся лучше закрепить и обобщить полученные знания, а также расширить свой кругозор по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zemnovodnye_na_sayt.docx | 23.84 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_zemnovodnye.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе.
Тема: « Земноводные».
Тип урока – урок обобщения и систематизации изученного материала.
Форма урока: урок-игра.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о земноводных.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД ): закрепить и расширить знания учащихся по теме « Земноводные»: особенности образа жизни, внешнего и внутреннего строения, развития и размножения, многообразия видов.
Коррекционно-развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать память, мыслительные процессы: умение анализировать, сравнивать и делать выводы. Расширять кругозор и активный словарь учащихся.
Воспитательные (формирование регулятивных УУД): воспитывать положительные личностные качества: чувства коллективизма – товарищества и взаимопомощи. Прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
- Таблицы «Класс Земноводные. Лягушка».
- Фотографии и рисунки с изображением земноводных;
- Компьютерная презентация.
- Аудиозапись голосов земноводных.
Оформление доски – запись темы, изображения земноводных.
Оформление класса – расстановка столов для групповой работы, игровое поле.
Этапы урока.
I. Организационный этап:
1.Приветствие. Здравствуйте дети. У нас сегодня урок биологии. Как ваше настроение? Я рада, что у вас всё хорошо, собрались и приступаем к уроку. Тему нашего урока вы узнаете, расшифровав слово на доске.
И М Ф И А Б И
4 2 3 7 1 5 6
Да, действительно, это амфибии, которых мы изучали с вами в течение последних уроков. А как их ещё называют по-другому? – («Земноводные»).
Напомните мне, пожалуйста, что означает слово «Земноводные»?
Ответы детей: Название сред обитания – земля, вода.
Учитель: А что означает слово «Амфибии»?
Ответы детей: «двоякоживущие».
Каких животных мы относим к земноводным? ( Слайд 3).
Земноводные, или амфибии, - это первые позвоночные животные, предки которых вышли из воды на сушу и приспособились к наземным условиям жизни. Это исключительно интересная группа позвоночных. Они служат объектом для исследований многим поколениям учёных - экспериментаторов, тем самым помогая сделать научные открытия (Слайд 4)
Видов земноводных достаточно много и некоторые из них имеют интересные названия. Вам предлагается головоломка « Как их зовут?». Картинки в кружочках будут вам подсказками. Ну что – догадались, как их зовут? (Слайд 5,6).
Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Оказывается большинство ребят своими любимцами считают млекопитающих и только очень немногие отдают предпочтение рыбам, пресмыкающимся и земноводным.
Саламандра, тритон:- эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество. Ведь точно известно, что дети не видевшие, а главное не слышавшие о жабах дурные истории, берут их в руки без содрогания. Предрассудки, суеверия, сколько их еще! И далеко не всегда они безвредны. Многим жабам, например, стоило жизни поверье, будто от контакта с ними на коже появляются бородавки. Причина предосудительного отношения к этим животным кроется в незнании их образа жизни. Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают.
Многие люди неоднозначно относятся к земноводным. Очень немногие отдают предпочтение амфибиям. Саламандра, тритон:- эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется. Чаще всего эмоции отрицательные, но это невежество. Именно невежество. Ведь точно известно, что дети не видевшие, а главное не слышавшие о жабах дурные истории, берут их в руки без содрогания. Предрассудки, суеверия, далеко не всегда безвредны. Многим жабам, например, стоило жизни поверье, будто от контакта с ними на коже появляются бородавки. Причина такого отношения к этим животным кроется в незнании их образа жизни. Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают.
Учитель: А сейчас я хочу обратиться к вам от имени земноводных.
Что ж обидела, и многим нас природа-мать.
Мы не можем бегать, нам нельзя летать.
Мы в воде, на суше любим обитать,
Пищу очень разную способны поедать.
О потомстве помним, как же, бережем!
А людей боимся, с содроганьем ждём.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним те знания, которые изучали на предыдущих уроках и еще раз убедимся, что, действительно, земноводные не столь совершенны, но они полезны и требуют защиты (слайд 7).
Я для вас приготовила небольшой сюрприз. Наш урок пройдет в игровой форме. Сейчас вы сыграете командой в игру « Знатоки земноводных» (по аналогии игры «»). Перед вами игровое поле. На нём сектора с заданиями, причём вопросы о земноводных подобраны из области тех предметов, которые вы изучаете в школе, а некоторые вопросы заданы сотрудниками нашей школы. Вы вращаете волчок, стрелка указывает на вопрос. Некоторые вопросы зачитываю я, некоторые вы сами. Хочется напомнить вам, что вы играете одной командой. От того, как вы сможете выслушать друг друга, принять единое решение, а также от мудрости капитана, зависит успех вашей команды. Капитан команды принимает решение, кто будет отвечать. Пожелание капитану - дать возможность ответить всем участникам игры. У вас есть одна подсказка-помощь педагогов. Постарайтесь её взять, когда у вас будет сложная ситуация. За каждый правильный ответ вы получаете макет земноводного. Его вы помещаете пока ещё в пустой террариум. Террариум – это помещение для содержания небольших наземных животных, главным образом пресмыкающихся и земноводных. К концу урока в нём должно быть 12 земноводных.Итак, начинаем.
Учитель математики. Задача.
На болоте 2 лягушки
Похвалялись попрыгушки
Съела 5 я комаров, 8 мошек, 6 жуков!
Ну а я в два раза больше съела комаров,
И в два раза больше съела я жуков!
Вопрос: Сколько всего насекомых съела первая лягушка ну-ка отвечайте (19).
И сколько съела вторая лягушка быстро посчитайте (30).
Учитель проговаривает о пользе лягушек и жаб.
География.
1.На территории, каких стран, есть памятники лягушке за помощь во многих важных исследованиях? Ведь очень много лягушек сложили свои жизни на алтарь науки. На глобусе для вас есть подсказки - назовите эти страны. (Франция – Париж, Япония – Токио). ( Слайд 8,9,10).
2. Пустынная жаба запасает в своем теле в период дождей так много воды, что становится похожей на шишковатый теннисный мяч. С давних времён аборигены, очутившись в пустыне, разыскивают этих жаб, чтобы утолить жажду. Вопрос: На каком континенте обитает эта жаба?
Физическая культура.
Черный ящик
1.В черном ящике находится предмет, который используется человеком при плавании. В основу его конструирования были положены особенности строения лягушки. Какой это предмет?
Ответ: ласты (сконструировал француз Луи де Корле 1929 г.).
Работники пищеблока интересуются, чем и как питаются земноводные?
Ответ: Питаются червями, слизнями, насекомыми и другими беспозвоночными. Лягушка или жаба охотится с помощью языка. Завидев жука или слизня, оно молниеносно выбрасывает свой клейкий язык, и добыча прилипает к нему. Движения языка очень быстрые. Во рту у лягушки находятся небольшие зубы, которые помогают ей удерживать пищу( слайд 11).
Биологическая задача: В террариум с голодной лягушкой положили большое количество умерщвлённых насекомых. Однако, лягушка их есть не стала. Как вы думаете: почему? Ответ: Лягушка ест только движущуюся пищу.
Музыка. Назовите земноводное, в названии которого, есть музыкальная нота.
Музыкальная пауза (звуки природы с голосами земноводных). Под звуки природы учитель читает стихи.
У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретит У природы живые ноты: Песня поля и музыка моря Ручейками звенит природа, Соловьями встречает зори. Окружая леса заботой, Помогая хлебам колоситься Мы в чудесных стихах природы Открываем свои страницы
История.
В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. Что только с ними не делали, чтобы приготовить различные снадобья, - жгли, толкли, сушили, варили с разными травами. А в наше время это животное стало названием и символом крупнейшей западноевропейской обувной компании. Кто это? (показ изображения).
Литература.
Составь рассказ о жизни лягушки. ( Слайд 13,14).
Биология. Цикл размножения лягушки. Правильно расставь карточки, термины и сроки развития (изображение на карточках циклов развития лягушки).
Медицинские работники о внутреннем строении земноводных.
Команда получает тексты, в которых допущены ошибки. Надо их найти и исправить. Готовое задание зачитывается учащимися. На задание отводится 2 минуты.
Текст: Земноводные - беспозвоночные животные. Дышат атмосферным воздухом при помощи жабр. Сердце у земноводных более сложное, чем у рыб и состоит из 2-х камер. Нервная система включает головной мозг, желудок, спинной мозг, отходящие от них нервы. Головной мозг у них развит хуже, чем у рыб. Это связано с более простыми условиями жизни земноводных на суше.
Блиц - вопрос на расширение кругозора.
В таблице найдите нужные ответы на поставленные вопросы о многообразии мира земноводных. ( Слайд 15,16,17,18).
о | к | о | и | ф | а |
к | с | г | о | л | и |
к | а | л | а | м | а |
а | р | л | и | а | н |
а | г | а | к | р | д |
- Самая крупная лягушка? (голиаф).
- Самая маленькая лягушка? (карлик).
-Самое крупное земноводное? (саламандра).
-Самая ядовитая лягушка? (кокои).
Итак, ребята наш урок подходит к концу. Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, любить и защищать животных её населяющих (слайды 20,21). Сегодня вы показали неплохие знания о земноводных. Пришло время подвести итоги. Сколько земноводных накопилось у вас за игру. (Подсчет). Наш террариум заполнен.
Выставление оценок с комментариями.
Дифференцированное домашнее задание с учетом интересов, склонностей и желаний учащихся:
Приготовить на выбор:
1. Интересные сообщения о земноводных.
2. Рисунки с изображением амфибий.
Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Земноводные
Ч есночница Квакша-кузнец
Шпорцевая лягушка Крестовка
Лягушка-бык Стеклянная лягушка
Памятники лягушке Памятник лягушке в Токио Памятник лягушке возле здания института в Париже.
Берегите их!
икра ???
Составьте рассказ К земноводным относятся ____ , _____ , _____. Живут земноводные в _____ и на ______ . Передвигаются земноводные при помощи _____ . Между пальцами задних ног у лягушки имеются плавательные ______ . Питаются земноводные _______ . Кожа у земноводных _____ и _____ . С помощью кожи они могут ____ растворённым в воде кислородом. Земноводные осенью с понижением температуры _______. Они уничтожают ___ ___ . Земноводными питаются ______.
К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Живут земноводные в воде и на суше . Передвигаются земноводные при помощи задних ног . Между пальцами задних ног у лягушки имеются плавательные перепонки . Питаются земноводные насекомыми . Кожа у земноводных холодная и скользкая . С помощью кожи они могут дышать растворённым в воде кислородом. Земноводные осенью с понижением температуры засыпают . Они уничтожают вредных насекомых . Земноводными питаются птицы .
1) Самая крупная лягушка? 2) Самая ядовитая лягушка? 3)Самое крупное земноводное? 4)Самая крупная жаба? 5) Самая маленькая лягушка?
Лягушка-голиаф
Самая маленькая лягушка – карлик обитает на Кубе; длина взрослой особи 0,85 — 1,2 см.
Жаба - Ага m= 2,65 кг , а длина 5 4 см
Береги природу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
Урок в 7 классе по теме "Земноводные"
Урок в 7 классе по теме "Земноводные"...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"
Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...
План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...