участие в региональном заочном профессиональном конкурсе учебно-методических разработок урока физической культуры «Мой лучший урок»
план-конспект урока по физкультуре (7 класс)

конспект и презентация урока физкультуры по теме:"Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шапочкин Анатолий Александрович

 Учитель физической культуры

       высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы №50

      г. Шахты Ростовской области

Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 7 класса

по теме: «Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе».

Дата проведения

26.11.2020

ФИО учителя

Шапочкин Анатолий Александрович

Раздел

Спортивные игры. Баскетбол

Базовый учебник

Физическая культура. Учебник под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А. Зданевича. Москва   Просвещение — 2013г.

Предмет, класс

Физическая культура, 7а класс

Тип урока

обучающий. По ФГОС - урок систематизации знаний (общеметодологической направленности); старая формулировка-урок контроля знаний, умений, навыков. Урок коррекции знаний, умений, навыков.

Тема урока

Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе.

Цель урока

 Научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от отдельных технических действий к применению их в игровой практике, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Закрепление навыков владения элементами техники баскетбола.

Задачи урока

1.        Способствовать развитию двигательных качеств, морально-волевых (упорства, целеустремленности) качеств, координационных, развитию ловкости.

2.        Совершенствовать технику ведения мяча, ловли и передачи, броска;

3.        Создание благоприятной атмосферы для действия и взаимодействия, обучающихся на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: В совершенстве могут овладеть: умением применять технически грамотно базовые двигательные действия, на уровне осознания объяснять грамотно технику выполнения базовых движений, находить ошибки и грамотно их исправлять. Смогут усовершенствовать технику ведения мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча (на месте и в движении). Получат возможность продемонстрировать: навыки соблюдения ТБ, уровень освоения базовых двигательных действий в игре. 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Формировать потребности и умение выполнять упражнения игровой деятельности в баскетбол. Оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные УУД:

Формировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. Овладевают способностью слушать своего собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Познавательные УУД:

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола. Формируют способность понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, учатся отвечать на вопросы.

Личностные УУД:

Развивать скоростно-силовые качества, быстроту реакции, точность движений, меткость

Формируют уважительное отношение к иному мнению, правилам игры, к соперникам, судьям, умение проигрывать и побеждать, уважая соперника; принятию и освоению социальной роли обучающегося; развивают мотив учебной деятельности и формируют личностный смысл учения. 

Основные понятия

Ведение мяча, передача мяча, бросок, ловля мяча.

Межпредметные связи

Биология, ОБЖ

Форма урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология

Повторение, здоровьесберегающие технологии

Место проведения

Спортивный зал МБОУ СОШ №50 г. Шахты

Оборудование

Мячи баскетбольные, свисток, баскетбольные кольца, ноутбук, жидкокристаллическая панель, музыкальный центр.

Время проведения:

12.20 – 13.00 (40 мин)

Структура урока.

  1. Вводная часть:

а) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся, просмотр наводящих коротких видео о баскетболе, формулировка темы урока обучающимися класса;

б) организация подготовки учащихся к уроку, проверка наличия обучающихся на уроке строевые приемы на месте;

в) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;

г) Разминка, включающая бег трусцой, приставным шагом и упражнения ОФП. Развитие двигательных качеств;

  1. Основная часть:

а) Короткое сообщение о достижениях Советского и Российского баскетбола. Воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;

б) Отработка технических приемов баскетбола (ведение мяча, передача мяча, бросок мяча и ловля мяча) в сотрудничестве обучающихся между собой и между обучающимися и учителем, анализ результатов учебной деятельности занимающихся;

в) Соединение всех технических приемов в учебной игре в баскетбол по упрощенным правилам, контроль, оценка отработанных приемов игры, взаимная коррекция учебно-воспитательных воздействий;

  1. Заключительная часть:

а) Релаксация, снижение физической нагрузки учащихся;

б) Оценивание действий партнера взаимное выставление оценок в парах, подведение итогов урока;

в) задание на дом;


Ход урока

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Использование приемов, технологий, методов на каждом из этапов урока

Формирование УУД на каждом из этапов (где есть)

1

2

3

4

5

Подготовительный (12 минут) 

Просмотр презентации о баскетболе

У меня в руках мяч. Назовите, к какому виду спорта он относится? (баскетбольный мяч, баскетбол)

Скажите, каким видом спорта мы будем заниматься на уроке? (правильно баскетболом).

Какими навыками необходимо владеть баскетболисту? (ведение мяча на месте, в движении, передача мяча, бросок мяча в кольцо).

Игра баскетбол является коллективной.

Назовите качества, которые необходимы для игры баскетбол. (физические качества: скорость, ловкость, сила, реакция…. Личностные качества: коллективизм, сплоченность, упорство, целеустремленность, дружба…

  1. Организационная часть

1) Построение

2) Рапорт дежурного. 

Строевые приемы на месте, повороты налево, направо. кругом перестроение в колонну по 3-ри.

Психофизическая подготовка:

1.Обратить внимание на одежду, самочувствие, настроение обучающихся.

2. На ТБ на уроке.

2. Круговая разминка.  (под музыку)

Упражнения в ходьбе.

1) на внешней стороне стопы;

2) на внутренней стороне стопы.

Упражнения в беге.

  1. бег приставными шагами (правым и левым боком)
  2. бег спиной вперед
  3. бег с прыжками        
  4. прыжки на одной ноге

ОРУ с баскетбольными мячами.

(под музыку)

1) и.п. - о.с., мяч за голову, вперед, повороты кистей рук – и.п 6-8 раз

2) и.п.- стойка ноги врозь,

   - вращение вокруг головы;

   - вращение вокруг туловища;

   - вращение между ног “восьмёрка”и.п

3) и.п.- стойка ноги врозь, сгибание рук в локтевых суставах (к груди и обратно) -и.п 6-8 раз

4) и.п. – мяч за голову, наклоны туловища влево и вправо -и.п 6-8 раз

Общение с обучающимися класса о том, что они увидели на экране.

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Организация подготовки организма занимающихся к работе в основной части урока

При выполнении упражнений организует анализ правильности выполнения упражнений

Корректировка выполнения

заданий разминки.

Нацеливание на выполнение заданий с максимальной амплитудой

  • Самоорганизация и подготовка к уроку;

  • Активное участвуют в диалоге с учителем;
  • Ставят учебные задачи;
  • Самостоятельно выстраивают версии необходимости овладения данным двигательным действием.

Выполняют комплекс упражнений

Произвольно строят речевое проговаривание упражнений при проведении разминки.

Словесные методы:

  • описание;
  • команда;

Наглядные методы:

  • показ;

Методы практической направленности:

  • методы строго регламентированного упражнения;

Методы решения двигательных действий:

  • фронтальный

Средства: Строевые упражнения, упражнения в движении, ОРУ.

Личностные

  • Освоить роль ученика, мотивации к учению;
  • освоение правил техники безопасности;

Познавательные

  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Отвечать на простые вопросы учителя, анализировать;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

  • Высказывать предположения на основе наблюдений;
  • Формулировать цель урока;
  • Осуществление собственного контроля.

Коммуникативные УУД

  • Владеть монологической и диалогической речью;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Основной (23 минут)

Сегодня мы с вами закрепим технику ведения мяча, ловли и передачи, броска по кольцу.

Постарайтесь максимально правильно повторять за показом.

УУД:

Частичная задача этапа: закрепить передачи мяча и ведение в движении.

 Метод: показа,

 инструктирование.

Хаотичный

1) ведение мяча стоя,

2) ведение мяча поочерёдно, правой, левой руками в хаотичном движении по площадке одновременно с несколькими одноклассниками.

         .        .

      .        .

Уч-ся смотрят на   учителя, и повторяют за ним

Поточно

1) Ведение мяча с остановкой

2) Ведение мяча с остановкой по сигналу

3) постановка заслона и дриблинг (обводка соперника)

Парами

1. Отработка защитных действий одним обучающимся в паре, и обводка защитника вторым обучающимся в паре.

https://poznayka.org/baza1/230917349209.files/image092.jpg

Частная задача этапа: выполнить двигательные действия, ловкость, координацию. Это очень интенсивное упражнение — одно из основных для обучения быстрому прорыву

Отработка в парах техники броска по кольцу (по дуге на голову напарника) одной рукой от плеча.

Групповой

Броски по кольцу сбоку от щита в группах поочередно.

https://i0.wp.com/lamcdn.net/furfurmag.ru/post_image-image/mRSZskzChuGH1Jr1eFRcxw-article.jpg

Броски по кольцу – ведение два шага бросок начало упражнения с центральной линии поочередно.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/180/206257/hello_html_70f21c92.png 

Рассказ и показ техники ведения, с добавленным заданием.

Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости).

Фиксирование результатов. Контроль за техникой выполнения упражнения.

Рассказ учителя: контролируйте мяч пальцами, рука движется за мячом.

 

 Направление на положительный эмоциональный настрой, на успех.

- У вас все получилось, вы молодцы!

Руководит дополнительным заданием при выполнении основной задачи.

Дает команду на начало технического действия, и свисток на окончание.

Организация обучающихся.

Соблюдают правила выполнения заданного двигательного действия, проявляют дисциплинированность.

Соблюдают правила техники безопасности.

Контролируют результат, повторяют за педагогом, другими учащимися и запоминают.

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Проявляют внимание к другим учащимся, поддерживают.

Помогают в организации двигательного действия.

Выражают своё мнение по поводу правильности выполнения данного двигательного действия.

Словесные методы:

  • описание;
  • команда;
  • объяснение;
  • разбора.

Наглядные методы:

  • показ;

Методы практической направленности:

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • метод усвоения целостного двигательного акта;
  • метод разучивания по частям;
  • методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий учеником для решения поставленной задачи.

Методы решения двигательных задач:

  • фронтальный;
  • хаотичный;
  • групповой;
  • соревновательный

Средства: упражнения в движении, индивидуальные упражнения с предметом, упражнения в парах, в группах, в командах.

Личностные:

  • преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
  • Освоение способов двигательной деятельности;

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Заключительный, рефлексия

(5 минут)

Перестроение в шеренгу.

  1. Выполнение упражнений на выравнивание дыхания под музыку

  1. Анализ выполнения обучающимися

 Учитель задает вопросы:

 - что нового узнали на уроке?

 - что запомнилось больше всего?

 - Назовите самый интересный, яркий момент урока?

 -Назовите самый сложный момент урока?

Домашнее задание:

Комплекс упражнений №2

Творческое задание:

придумать упражнение для развития умения координационных способностей, с решением сразу нескольких задач.

Оценивание.

Взаимное выставление оценок за урок в парах.

Упражнение на релаксацию «Солнечные лучики» (под музыку)

Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы.

Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо.

Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям…

Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.

 Урок окончен. До свидания. В раздевалку за направляющим шагом марш.

Восстанавливаем пульс, дыхание.

Проверяет степень усвоения обучающимися УЗ

Выделяет проблему для учебных задач следующих уроков.

Наибольшие трудности испытали учащиеся при выполнении техники ведения и передач: потеря контроля над мячом.

Постановка вопросов.

Нацеливает на осознание важности домашнего задания.

Оценивание учащихся.

Демонстрируют умение строевой подготовки.

Обсуждают работу на уроке.

Оценивают свою деятельность

Определяют собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Участвуют в диалоге с учителем.

Стараются осознать нужность домашнего задания.

Словесные методы:

  • команда;
  • беседа.

Наглядные методы:

  • показ;

Методы практической направленности:

  • метод целостного выполнения двигательного действия.

Методы решения двигательных действий:

  • фронтальный;
  • игровой.

Средства: упражнения в ходьбе, упражнения на восстановление дыхания, упражнения игровой направленности.

Личностные УУД:

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • оценивание усваиваемого содержания;

Познавательные УУД:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая подготовка учащихся на уроках физической культуры.

Образовательные задачи: закрепить технику броска и ловлю мяча одной рукой от плеча;  совершенствовать технику прыжков через короткую скакалку, через метод  круговой тренировки. Воспитат...

Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости

В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и...

Презентация "Взаимосвязь уроков физической культуры с другими уроками."

В презентации говорится об интегрированных уроках. Даны виды заданий. Раскрыто задание  к уроку по волейболу ( связь с математикой)....

«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»

Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......

Оздоровительная аэробика одно из средств физического развития обучающихся на уроках физической культуры в школе

Оздоровительная аэробика как средство физической культуры. В статье приводится комплекс упражнений по оздоровительной аэробике....

Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...