Статья Методология разработки элективных курсов по биологии для учащихся с разным уровнем подготовки
статья по биологии на тему
Наша школа является новостройкой в активно развивающемся, большом и новом районе Санкт-Петербурга. Ученики приходят в школу из разных школ других районов и даже других городов России и ближнего зарубежья с разным уровнем подготовки по биологии. Анализируя свою работу на протяжении учебного года и результаты проверочных работ учеников, считаю, что данный элективный курс поможет восполнить пробелы в знаниях, более подготовленным ребятам повторить темы, вызывающие наибольшие трудности, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методология разработки элективных курсов по биологии для учащихся с разным уровнем подготовки
Наша школа является новостройкой в активно развивающемся, большом и новом районе Санкт-Петербурга. Ученики приходят в школу из разных школ других районов и даже других городов России и ближнего зарубежья с разным уровнем подготовки по биологии. Анализируя свою работу на протяжении учебного года и результаты проверочных работ учеников, считаю, что данный элективный курс поможет восполнить пробелы в знаниях, более подготовленным ребятам повторить темы, вызывающие наибольшие трудности, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания. В конце курса ученики готовят проект, исследуя наиболее проблемную тематику для себя. В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. Особенность занятий – дифференцированный подход к обучению, их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека.
Практика показывает, что особо любимы детьми уроки взаимообучения, когда ученики работают в парах, группах и выполняют функции учителя.
Современные тенденции развития школьного биологического образования определяются структурными изменениями, происходящими в российском и мировом обществе. Информатизация, расширение гуманитарного знания, отказ от вертикальных структур, де-иерархизация образования – все это в полной мере сказывается на российской школьной модели, которая в свою очередь уже более двух десятилетий пытается приспособиться к новой социально-экономической модели. Излишне смело было бы утверждать, что эти изменения разорвали органическую связь российской и советской школы. Преданность традициям, консервативные настроения, устойчивость множества системообразующих факторов, если и могут быть преодолены педагогическим сообществом, то легко находят себе защитников в родительской и даже детской среде. Достаточно привести в пример мой опыт внедрения альтернативной системы оценивания, которую я хотела приспособить к требованиям ФГОС нового поколения, предложив для начала альтернативную двенадцатибалльную шкалу. Казалось, обучающиеся должны быть рады включению в образовательную реальность, к примеру, системы самооценки и элементов самоконтроля, однако уже через месяц родители стали звонить мне и спрашивать: «Вы поставили моему сыну/дочери семерку, сколько это по-старому». После того, как я четвертый раз за день объяснила родителям, что семерка – это семерка, и этот балл формируется иным образом, нежели привычная для школы шкала, мне стало понятно, что в родительской среде мне будет трудно найти понимание своих опытов.
Помимо развития детской самооценки, неотъемлемой частью моей работы являлась оценка знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому следующим этапом моей работы стала совместная работа учащихся и учителя по оцениванию учебных достижений. Был разработан лист «Мои успехи» по предметам: математика, русский язык, литературное чтение.
Лист «Мои успехи» состоит из двух таблиц: узловые вопросы программы; тематический учет знаний. В основу лег принцип: детская самооценка предшествует оценке взрослого. Первым шагом являлась самооценка ребенка до проверки работы учителем. Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивал на полях цветовым сигналом. Такая самооценка стимулировала ученика к самоконтролю.
Вторым шагом являлась собственная оценка проверенной учителем работы, в которой ошибки уже исправлены. Получив работу с исправленными ошибками, ребенок фиксировал количество ошибок в листе «Мои успехи» и отмечал изменения в сторону улучшения (ухудшения) на основе сравнения с предыдущей работой. Анализируя данные таблицы, дети могли определять задачи на будущее с учетом достигнутого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Элективный курс по биологии для учащихся 7класса « Невидимки под микроскопом»
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов...
Элективный курс по биологии для учащихся 8-9 классов "Жить здорово"
Элективный курс по биологии для учащихся 8-9 классов "Жить здорово"...
Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ»
Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ»...
Дистанционный урок «Готовимся к ЕГЭ по математике» для учащихся с разными уровнями подготовки.
Презентация к дистанционному уроку по подготовке к ЕГЭ по математике...
«Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки и мотивации ( технология деятельностно
laquo;Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающи...