Технологическая карта урока "Великие естествоиспытатели" в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Поддубская Екатерина Петровна

Технологическая карта урока "Великие естествоиспытатели" в 5 классе по учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова "Биология. Введение в биологию. 5 класс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Биология

Класс: 5

Тема: Великие естествоиспытатели

Цель: создание условий для: формирования у обучающихся понятия о роли ведущих естествоиспытателей а изучении природы и их открытий в биологии; совершенствования навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, поиска необходимой информации, постановки выводов, сопоставлять информацию из разных источников, сотрудничества при работе в группе; формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развития познавательного интереса, умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задачи урока:

Образовательная: создать яркое образно-конкретное представление об эпохе великих биологических открытий, обеспечить усвоение основных единиц знаний темы, подвести обучающихся к пониманию значения биологических открытий.

Развивающая: развивать коммуникативные способности, умение работать индивидуально, в группе, выслушивать и уважать других; развивать эмоциональную сферу обучающихся, создавая на уроках ситуации удивления, радости, занимательности, используя примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучающихся.

Воспитательная: способствовать формированию доброжелательных межличностных отношений, патриотическому воспитанию; воспитывать уважение к историческому прошлому человечества.

Тип урока: урок формирования новых знаний; урок-практикум.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков обучения, развитие познавательных интересов к изучению природы методами естественных наук, навыков нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.

Предметные: обучающиеся научатся называть и объяснять вклад естествоиспытателей в развитие биологии; будут знать имена ведущих естествоиспытателей и роль их открытий.

Формируемые УУД (метапредметные):

Регулятивные УУД: научатся: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получат возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и неизвестного; оценивать свои учебные результаты и способы их достижения, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные УУД: научатся устанавливать причинно-следственные связи среди изучаемых явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные УУУ: научатся: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; получат возможность научиться: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; получат возможность применить умения использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с нормами родного языка.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Образовательные ресурсы: учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин; рабочая тетрадь к учебнику; Единая коллекция ЦОР: раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику «Природоведение. 5 класс» - режим доступа: http://school-collection.edy.ru/catalog/ ; портреты Аристотеля, К. Линнея, Ч. Дарвина, В. И. Вернадского.

Ход урока (организационная структура урока)

Этап урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организа-

ционный момент

Фронтальная беседа

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на работу на уроке.

Осуществляют самопроверку, самоконтроль, умеют организовывать свою учебную деятельность

II. Актуали-

зация знаний

Фронтальная беседа

Активизирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала, используя индивидуальные карточки с заданиями (ресурсный материал к уроку).

Параллельно проводит фронтальный опрос по вопросам:

- По каким критериям живые организмы отличаются от тел неживой природы?

- Что такое наблюдение?

- Чем наблюдение отличается от эксперимента?

- Чем отличаются простые вещества от сложных?

- Приведите примеры смесей, встречающихся в природе.

- По каким критериям физические явления отличаются от химических?

- Приведите примеры физических и химических явлений.

- В каких состояниях могут находиться тела в природе?

Решают задания в индивидуальных карточках. Отвечают на вопросы. Слушают мнение одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников; сравнивают; строят высказывания, понятные для сверстников и учителя

III. Мотива-

ция к изучению нового материала. Формулиро-вание темы и целей урока

Вводная беседа

Мотивирует к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Еще в древности люди начали заниматься изучением природы. Свои знания они применяли в быту: при каких заболеваниях можно использовать те или иные растения; какие растения и плоды каких растений можно использовать в пищу; когда цветут и плодоносят растения. Людей интересовало поведение животных, способы охоты на них. Сначала в изучении природы использовались описательный метод и наблюдение, затем – эксперимент и сравнение. Многие люди внесли свой вклад в изучение природы. Такими людьми были Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин и В. И. Вернадский (демонстрирует портреты).

Предлагает сформулировать тему и цель урока. Уточняет тему и понимание обучающимися поставленных целей урока.

Предлагает заполнить карандашом таблицу «Деятельность ученых-естествоиспытателей» (ресурсный материал к уроку).

Отвечают на вопросы. Слушают мнение одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Уточняют тему и цель урока. Записывают фамилии ученых в графы таблицы

Наблюдают. Анализируют объект. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для сверстников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи

IV. Изучение новых знаний

Работа по учебнику, с ЭОР.

Физкультминутка.

Беседа по теме «Ученые-биологи»

Выдвигает проблему:

- Как вы думаете, почему этих ученых называют естествоиспытателями?  

Организует работу с текстом учебника (с. 47-48).

Проводит беседу по вопросам:

  • Что узнали нового?
  • Что осталось непонятным?

Просит сравнить свои предположения с полученными знаниями и исправить ошибки в заполнении таблицы.

Предлагает посмотреть видиоматериалы ЭОР и записать в тетрадь роль в изучении природы каждого из ученых.

 

- А теперь проведем физкультминутку.

Проводит релаксационные упражнения:

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – всем присесть.

Семь, восемь – встать попросим.

Девять, десять – сядем вместе.

- В нашей стране, кроме Вернадского, работу по изучению живых объектов вели и другие талантливые ученые-биологи, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки.

- Вавилов Николай Иванович – автор крупнейшей в мире коллекции семян культурных растений. Он установил очаги возникновения культурных растений, то есть определил, где был выведен тот или иной сорт.

- Павлов Иван Петрович – русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Изучал рефлексы организма.

- Мечников Илья Ильич – основоположник иммунологии. Определил процесс борьбы нашего организма с инфекцией и чужеродными телами, создал теорию происхождения многоклеточных организмов.

Слушают учителя. Читают текст вслух. Работают с материалами ЭОР. Фиксируют в тетради новые термины, понятия, даты. Анализируют полученные знания. Выдвигают и оценивают свои предположения.

Выполняют физические упражнения.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию.

Осуществляют профилактику утомляемости.

V. Закрепле-

ние изученного материала

Беседа; закрепляющее тестирование

Осуществляет наблюдение, выборочный контроль, закрепление знаний. Организует коллективную беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, связывая результаты урока с его целями. Способствует развитию навыков первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения.

- Почему возникла необходимость создания классификации живых организмов?

- Зачем использовали латинский язык для наименования растений и животных?

- Какой вклад в развитие естественных наук внес Аристотель?

- Как вы думаете, почему система живой природы К. Линнея и сейчас актуальна?

- Кто автор теории, объясняющей многообразие видов растений и животных?

- Каково значение российских ученых в мировой науке?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:

- Естествознание – это область науки, которая изучает совокупность естественных наук. Поэтому естествоиспытатели – ученые изучающие естественные науки, то есть природу.

Проводит работу с карточкой по теме урока (ресурсный материал).

Предлагает обучающимся обменятся карточками и выполнить проверку работ друг друга и оценить ее (правильные ответы и критерии оценивания записаны на доске) 

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Отвечают на проблемный вопрос.

Выполняют задание в карточке. Проверяют работу одноклассника

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на закрепление знаний. Осуществляют взаимопроверку, оценивают работу друг друга. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

VI. Рефлек-

сия учебной деятельнос-ти

Фронталь-ная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения возникли в процессе работы?

Оценивают свою деятельность.

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

VII. Подве-

дение итогов

Закрепляющая беседа

Отмечает вовлеченность обучающихся в работу на уроке. Оценивает их работу во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений.

Домашнее задание

Делает комментарии к домашнему заданию: учебник с. 47-50, тренировочные задания в рабочей тетради; повторить п. 1 -7, подготовиться к контрольной работе по теме «Живой организм»

Записывают домашнее задание.

Читают задание, задают уточняющие вопросы

Ресурсный материал к уроку

Карточка 1 по теме «Вещества и явления».

1. Приведите примеры физических явлений.

Чем они отличаются от химических?

2. Какие вещества называют чистыми? Что такое смесь?

Чем она отличается от чистого вещества?

Карточка 3 по теме «Вещества и явления».

1. Из перечисленных явлений выберите только

физическое: сгорание дров, плавление парафина,

образование льда, горение свечи,

ржавение железа, кипение воды,

нагревание сковороды.

2. Какие явления называют химическими?

Карточка 2 по теме «Вещества и явления».

1. Чем простые вещества отличаются от сложных?

Приведите пример сложных веществ.

2. Назовите признаки химических реакций.

Ответы:

Карточка 1 по теме «Вещества и явления».

1. К физическим явлениям относятся: испарение воды, сжимание пружины, замерзание воды. От химических они отличаются изменением только агрегатного состояния, но состав самого вещества не изменяется. В результате химических явлений образуются новые вещества.

2. Чистые – вещества, которые характеризуются постоянными свойствами. В составе смесей находятся насколько веществ. Примеры смесей: морская вода, молоко, воздух.

Карточка 2 по теме «Вещества и явления».

1. Простые вещества состоят из одинаковых видов атомов, а сложные – из разных видов атомов. Примеры сложных веществ: вода, сахар, соль, ржавчина.

2. Признаки химических реакций: выпадение осадка, изменение цвета, выделение газа, света, тепла.

Карточка 3 по теме «Вещества и явления».

1. Плавление парафина, образование льда, кипение воды, нагревание сковороды.

2. Химические явления – это явления, при которых происходит образование новых веществ, отличающихся от исходных по ряду признаков.

             

Деятельность ученых-естествоиспытателей

             

Деятельность ученых-естествоиспытателей

Деятельность ученого, его открытия

Фамилия ученого

Деятельность ученого, его открытия

Фамилия ученого

Отец современного естествознания, разработал первую систематику животных

Отец современного естествознания, разработал первую систематику животных

Привел в систему, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным

Привел в систему, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным

Доказал, что растения и животные не всегда были такими, как сейчас, изменялись, приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле

Доказал, что растения и животные не всегда были такими, как сейчас, изменялись, приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле

Создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле

Создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле

Ответы для заполнения таблицы «Деятельность ученых-естествоиспытателей» (сверху вниз):

Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин, В. И. Вернадский.

Ответы на задание в катрочке по теме «Великие естествоиспытатели» и критерии оценивания:

1

2

3

4

5

6

В

Г

А

Б

В

Б

Критерии оценивания:

Все верно – «5», 1 ошибка – «4»,  2 ошибки – «3», 3 ошибки и более – «2».

Карточка по теме «Великие естествоиспытатели»

Установите соответствие между учеными и их достижениями в изучении природы. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

1. Объяснил, как организмы с течением времени изменяются, приспосабливаясь к различным условиям жизни на земле.

2. Изучал «оболочку жизни» Земли.

3. Первый, кто попытался обобщить накопленные человечеством знания о природе.

4. Привел в порядок все знания о разнообразии организмов.

5. Создал теорию эволюции живых организмов.

6. Ввел названия растений и животных на едином для всех языке.

А. Аристотель

Б. К. Линней

В. Ч. Дарвин

Г. В. И. Вернадский

1

2

3

4

5

6

Карточка по теме «Великие естествоиспытатели»

Установите соответствие между учеными и их достижениями в изучении природы. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

1. Объяснил, как организмы с течением времени изменяются, приспосабливаясь к различным условиям жизни на земле.

2. Изучал «оболочку жизни» Земли.

3. Первый, кто попытался обобщить накопленные человечеством знания о природе.

4. Привел в порядок все знания о разнообразии организмов.

5. Создал теорию эволюции живых организмов.

6. Ввел названия растений и животных на едином для всех языке.

А. Аристотель

Б. К. Линней

В. Ч. Дарвин

Г. В. И. Вернадский

1

2

3

4

5

6



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....