Технологическая карта урока "Великие естествоиспытатели" в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Технологическая карта урока "Великие естествоиспытатели" в 5 классе по учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова "Биология. Введение в биологию. 5 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Великие естествоиспытатели" | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Биология
Класс: 5
Тема: Великие естествоиспытатели
Цель: создание условий для: формирования у обучающихся понятия о роли ведущих естествоиспытателей а изучении природы и их открытий в биологии; совершенствования навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, поиска необходимой информации, постановки выводов, сопоставлять информацию из разных источников, сотрудничества при работе в группе; формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развития познавательного интереса, умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Задачи урока:
Образовательная: создать яркое образно-конкретное представление об эпохе великих биологических открытий, обеспечить усвоение основных единиц знаний темы, подвести обучающихся к пониманию значения биологических открытий.
Развивающая: развивать коммуникативные способности, умение работать индивидуально, в группе, выслушивать и уважать других; развивать эмоциональную сферу обучающихся, создавая на уроках ситуации удивления, радости, занимательности, используя примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучающихся.
Воспитательная: способствовать формированию доброжелательных межличностных отношений, патриотическому воспитанию; воспитывать уважение к историческому прошлому человечества.
Тип урока: урок формирования новых знаний; урок-практикум.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков обучения, развитие познавательных интересов к изучению природы методами естественных наук, навыков нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.
Предметные: обучающиеся научатся называть и объяснять вклад естествоиспытателей в развитие биологии; будут знать имена ведущих естествоиспытателей и роль их открытий.
Формируемые УУД (метапредметные):
Регулятивные УУД: научатся: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получат возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и неизвестного; оценивать свои учебные результаты и способы их достижения, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
Познавательные УУД: научатся устанавливать причинно-следственные связи среди изучаемых явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные УУУ: научатся: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; получат возможность научиться: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; получат возможность применить умения использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с нормами родного языка.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Образовательные ресурсы: учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин; рабочая тетрадь к учебнику; Единая коллекция ЦОР: раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику «Природоведение. 5 класс» - режим доступа: http://school-collection.edy.ru/catalog/ ; портреты Аристотеля, К. Линнея, Ч. Дарвина, В. И. Вернадского.
Ход урока (организационная структура урока)
Этап урока | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организа- ционный момент | Фронтальная беседа | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на работу на уроке. | Осуществляют самопроверку, самоконтроль, умеют организовывать свою учебную деятельность |
II. Актуали- зация знаний | Фронтальная беседа | Активизирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала, используя индивидуальные карточки с заданиями (ресурсный материал к уроку). Параллельно проводит фронтальный опрос по вопросам: - По каким критериям живые организмы отличаются от тел неживой природы? - Что такое наблюдение? - Чем наблюдение отличается от эксперимента? - Чем отличаются простые вещества от сложных? - Приведите примеры смесей, встречающихся в природе. - По каким критериям физические явления отличаются от химических? - Приведите примеры физических и химических явлений. - В каких состояниях могут находиться тела в природе? | Решают задания в индивидуальных карточках. Отвечают на вопросы. Слушают мнение одноклассников | Осуществляют анализ ответов одноклассников; сравнивают; строят высказывания, понятные для сверстников и учителя |
III. Мотива- ция к изучению нового материала. Формулиро-вание темы и целей урока | Вводная беседа | Мотивирует к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Еще в древности люди начали заниматься изучением природы. Свои знания они применяли в быту: при каких заболеваниях можно использовать те или иные растения; какие растения и плоды каких растений можно использовать в пищу; когда цветут и плодоносят растения. Людей интересовало поведение животных, способы охоты на них. Сначала в изучении природы использовались описательный метод и наблюдение, затем – эксперимент и сравнение. Многие люди внесли свой вклад в изучение природы. Такими людьми были Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин и В. И. Вернадский (демонстрирует портреты). Предлагает сформулировать тему и цель урока. Уточняет тему и понимание обучающимися поставленных целей урока. Предлагает заполнить карандашом таблицу «Деятельность ученых-естествоиспытателей» (ресурсный материал к уроку). | Отвечают на вопросы. Слушают мнение одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Уточняют тему и цель урока. Записывают фамилии ученых в графы таблицы | Наблюдают. Анализируют объект. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для сверстников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи |
IV. Изучение новых знаний | Работа по учебнику, с ЭОР. Физкультминутка. Беседа по теме «Ученые-биологи» | Выдвигает проблему: - Как вы думаете, почему этих ученых называют естествоиспытателями? Организует работу с текстом учебника (с. 47-48). Проводит беседу по вопросам:
Просит сравнить свои предположения с полученными знаниями и исправить ошибки в заполнении таблицы. Предлагает посмотреть видиоматериалы ЭОР и записать в тетрадь роль в изучении природы каждого из ученых.
- А теперь проведем физкультминутку. Проводит релаксационные упражнения: Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – всем присесть. Семь, восемь – встать попросим. Девять, десять – сядем вместе. - В нашей стране, кроме Вернадского, работу по изучению живых объектов вели и другие талантливые ученые-биологи, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки. - Вавилов Николай Иванович – автор крупнейшей в мире коллекции семян культурных растений. Он установил очаги возникновения культурных растений, то есть определил, где был выведен тот или иной сорт. - Павлов Иван Петрович – русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Изучал рефлексы организма. - Мечников Илья Ильич – основоположник иммунологии. Определил процесс борьбы нашего организма с инфекцией и чужеродными телами, создал теорию происхождения многоклеточных организмов. | Слушают учителя. Читают текст вслух. Работают с материалами ЭОР. Фиксируют в тетради новые термины, понятия, даты. Анализируют полученные знания. Выдвигают и оценивают свои предположения. Выполняют физические упражнения. | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию. Осуществляют профилактику утомляемости. |
V. Закрепле- ние изученного материала | Беседа; закрепляющее тестирование | Осуществляет наблюдение, выборочный контроль, закрепление знаний. Организует коллективную беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, связывая результаты урока с его целями. Способствует развитию навыков первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения. - Почему возникла необходимость создания классификации живых организмов? - Зачем использовали латинский язык для наименования растений и животных? - Какой вклад в развитие естественных наук внес Аристотель? - Как вы думаете, почему система живой природы К. Линнея и сейчас актуальна? - Кто автор теории, объясняющей многообразие видов растений и животных? - Каково значение российских ученых в мировой науке? Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке: - Естествознание – это область науки, которая изучает совокупность естественных наук. Поэтому естествоиспытатели – ученые изучающие естественные науки, то есть природу. Проводит работу с карточкой по теме урока (ресурсный материал). Предлагает обучающимся обменятся карточками и выполнить проверку работ друг друга и оценить ее (правильные ответы и критерии оценивания записаны на доске) | Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Отвечают на проблемный вопрос. Выполняют задание в карточке. Проверяют работу одноклассника | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на закрепление знаний. Осуществляют взаимопроверку, оценивают работу друг друга. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами. |
VI. Рефлек- сия учебной деятельнос-ти | Фронталь-ная работа | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения возникли в процессе работы? | Оценивают свою деятельность. | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
VII. Подве- дение итогов | Закрепляющая беседа | Отмечает вовлеченность обучающихся в работу на уроке. Оценивает их работу во время урока, комментирует оценки | Слушают учителя | Формулируют выводы на основе наблюдений. |
Домашнее задание | Делает комментарии к домашнему заданию: учебник с. 47-50, тренировочные задания в рабочей тетради; повторить п. 1 -7, подготовиться к контрольной работе по теме «Живой организм» | Записывают домашнее задание. | Читают задание, задают уточняющие вопросы |
Ресурсный материал к уроку
Карточка 1 по теме «Вещества и явления». 1. Приведите примеры физических явлений. Чем они отличаются от химических? 2. Какие вещества называют чистыми? Что такое смесь? Чем она отличается от чистого вещества? | Карточка 3 по теме «Вещества и явления». 1. Из перечисленных явлений выберите только физическое: сгорание дров, плавление парафина, образование льда, горение свечи, ржавение железа, кипение воды, нагревание сковороды. 2. Какие явления называют химическими? |
Карточка 2 по теме «Вещества и явления». 1. Чем простые вещества отличаются от сложных? Приведите пример сложных веществ. 2. Назовите признаки химических реакций. |
Ответы:
Карточка 1 по теме «Вещества и явления».
1. К физическим явлениям относятся: испарение воды, сжимание пружины, замерзание воды. От химических они отличаются изменением только агрегатного состояния, но состав самого вещества не изменяется. В результате химических явлений образуются новые вещества.
2. Чистые – вещества, которые характеризуются постоянными свойствами. В составе смесей находятся насколько веществ. Примеры смесей: морская вода, молоко, воздух.
Карточка 2 по теме «Вещества и явления».
1. Простые вещества состоят из одинаковых видов атомов, а сложные – из разных видов атомов. Примеры сложных веществ: вода, сахар, соль, ржавчина.
2. Признаки химических реакций: выпадение осадка, изменение цвета, выделение газа, света, тепла.
Карточка 3 по теме «Вещества и явления».
1. Плавление парафина, образование льда, кипение воды, нагревание сковороды.
2. Химические явления – это явления, при которых происходит образование новых веществ, отличающихся от исходных по ряду признаков.
Деятельность ученых-естествоиспытателей |
Деятельность ученых-естествоиспытателей | ||
Деятельность ученого, его открытия | Фамилия ученого | Деятельность ученого, его открытия | Фамилия ученого |
Отец современного естествознания, разработал первую систематику животных | Отец современного естествознания, разработал первую систематику животных | ||
Привел в систему, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным | Привел в систему, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным | ||
Доказал, что растения и животные не всегда были такими, как сейчас, изменялись, приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле | Доказал, что растения и животные не всегда были такими, как сейчас, изменялись, приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле | ||
Создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле | Создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле |
Ответы для заполнения таблицы «Деятельность ученых-естествоиспытателей» (сверху вниз):
Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин, В. И. Вернадский.
Ответы на задание в катрочке по теме «Великие естествоиспытатели» и критерии оценивания:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В | Г | А | Б | В | Б |
Критерии оценивания:
Все верно – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки и более – «2».
Карточка по теме «Великие естествоиспытатели»
Установите соответствие между учеными и их достижениями в изучении природы. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
1. Объяснил, как организмы с течением времени изменяются, приспосабливаясь к различным условиям жизни на земле.
2. Изучал «оболочку жизни» Земли.
3. Первый, кто попытался обобщить накопленные человечеством знания о природе.
4. Привел в порядок все знания о разнообразии организмов.
5. Создал теорию эволюции живых организмов.
6. Ввел названия растений и животных на едином для всех языке.
А. Аристотель
Б. К. Линней
В. Ч. Дарвин
Г. В. И. Вернадский
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Карточка по теме «Великие естествоиспытатели»
Установите соответствие между учеными и их достижениями в изучении природы. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
1. Объяснил, как организмы с течением времени изменяются, приспосабливаясь к различным условиям жизни на земле.
2. Изучал «оболочку жизни» Земли.
3. Первый, кто попытался обобщить накопленные человечеством знания о природе.
4. Привел в порядок все знания о разнообразии организмов.
5. Создал теорию эволюции живых организмов.
6. Ввел названия растений и животных на едином для всех языке.
А. Аристотель
Б. К. Линней
В. Ч. Дарвин
Г. В. И. Вернадский
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....