Программа дополнительного образования по математике"Гимнастика Ума" 1год обучения
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Программа для более углубленного изучения отдельных глав Алгебры и Геометрии обучающихся 9 класса.Помощь в подготовке к ОГЭ,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopobrazovanie.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №57
Приморского района Санкт- Петербурга
Принято
Педагогическим советом
Протокол от 31.08.2017 №1.
Решением педагогического
совета№
от « » 2017г
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Гимнастика ума»
Возраст учащихся 14-17 лет
1год обучения
Составитель:
Волкова И.Г.
Учитель математики.
Высшая категория.
Санкт-Петербург2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика ума» разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от29 августа 2013 г. № 1008;
- Концепцией развития дополнительного образования детей.( Распоряжение правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- (приказ Министерства и науки РФ. От 29 августа 2013г№1008. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных программ. (Письмо Министерства образования и науки
- РФ от 18ноября 2015г№09-3242).
- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству .содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей .СанПин2.4.4.3172-14.(Постановление Главного гос.сан.врача РФ от 4июля 2014г№41
- Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №57 Приморского района Санкт-Петербурга
- Направленность программы: Социально–педагогическая .Определена приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013.№1008 (Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам “)
Актуальность
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Актуальность базируется на:
- возможности поддержки детей с повышенными образовательными потребностями;
- потенциале образовательного учреждения.
Отличительные особенности:
- Программа позволит систематизировать и обобщить ключевые темы курса математики, приобрести опыт в решении более сложных задач.
- Поможет учащимся оценить свои способности к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
- Задачи и упражнения, предлагаемые программой прикладного курса, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а также рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.
- Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический кругозор. Это будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, приобретению навыков творческого мышления.
Новизна программы:
В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика ума» рассчитана на учащихся 14-18 лет, имеющих базовые знания по предмету и склонных к занятиям математикой, желающих повысить свой математический уровень.
Объем и срок реализации программы.
Общее количество учебных часов запланированных на весь период обучения: 432.
Количество лет: 3 года
Количество учебных часов в год:144(4часа в неделю).
Год обучения | Общее количество часов | Кол-во часов в неделю | Кол-во занятий в неделю(по2часа) |
1год | 144 | 4 | 2 |
2год | 144 | 4 | 2 |
3год | 144 | 4 | 2 |
Цель и задачи программы:
Цель: выявление и поддержка одаренных детей, формирование и развитие творческих способностей в области математики…
Задачи:
Обучающий аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие обще учебных умений и навыков;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Развивающий аспект:
- формировать интерес к изучению математики;
- развивать мышление в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное;
- развивать математическую речь;
Воспитательный аспект:
- воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
- воспитать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений; - формировать доброе отношение друг к другу.
Условия реализации программы.
Условия формирования групп:
Принимаются все желающие при наличии базовых знаний в области данного предмета. Возраст учащихся 14-18 лет. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий год обучения на основе тестирования или собеседования.
Количество детей в группе:1год не менее 15 человек. 2год не менее 12 человек. 3год не менее10человек.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Особенности организации образовательного процесса
1. Подача материала крупными блоками.
2. Опорные конспекты.
3.Индивидуалная работа учащихся по усвоению теории.
4. Блок практики:
а) Практическая работа
б) Самостоятельное решение.
в) Взаимопроверка выполненных заданий.
5. Контроль и оценка ЗУН.
а) Устный опрос по конспекту.
б) Парный и групповой взаимоконтроль.
в) Самоконтроль.
г) Тестирование.
Основные формы проведения занятий:
лекция, практикум, семинар, моделирование ситуаций, исследовательская деятельность. Работа с текстом. диспут, конкурс, конференция, защита проектов.
Важнейшая форма проведения занятий – работа в творческих группах: сообща обсуждая проблему, ребята анализируют и обобщают факты, предлагают решения, рецензируют ответы представителей других творческих групп.
Значительное место отводится самостоятельной математической деятельности учащихся – решению задач, проработке теоретического материала, подготовке сообщений. Установление степени достижения учащимися
Материально-техническое обеспечение:
1.Компьютер.Мультимедийный проектор.
2.Видеофильмы по математике, истории математики.
3.Диски ИКТ серии «Интерактивные модели на уроках математики»
(в помощь учителю)
4.Открытая математика «Функции и графики»
5.КИМ для ЕГЭ 2017-2019г
Кадровое обеспечение:
Занятия может проводить педагог, имеющий высшее образование по математике.
Список литературы для учителя:
1.Гайдуков И.И. Абсолютная величина: Пособие для учителей. 2-е изд. М., 1968.
2.Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Задачник-практикум по математике Москва 2005.
4.Шахмейстер А.Х. Математика (серия книг). Для тех, кто хочет учиться. Пособие для школьников, абитуриентов и учителей. С.-Петербург. Москва 2006г.
5.Ресурсы Интернета.
Список литературы для учащихся
1.Александров А.Д. Геометрия для 11 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2000г.
2.Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ. 11 класс. Учебное пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 2000г.
3. Галицкий М.Л. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1997г.
4.Ресурсы Интернета
5.КИМ.ЕГЭ
Формы контроля.
Тестирование. Самопроверка. Взаимопроверка. зачет. Проектные работы.
Планируемые результаты.
1) в личностном направлении:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
• представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
• развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
• овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
• овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• усвоение систематических знаний о пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
• умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур и тел;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание программы (первый год обучения)
Тема 1. Числа. Преобразования.
- Делимость целых чисел.
- Преобразования иррациональных выражений
- Сравнение действительных чисел
Тема 2. Уравнения.
- Уравнения в целых числах.
- Нестандартные способы решения уравнений.
- Исследование квадратных уравнений
Тема 3. Неравенства.
- Доказательство неравенств.
- Неравенства с модулем.
- Метод интервалов.
- Тема 4. Функции. Преобразования графиков функции.
- Элементарное исследование функции.
- Кусочно-заданные функции.
- Функции с модулем.
Тема5: Текстовые задачи.
- Задачи на движение.
- Задачи на совместную работу
- Задачи на проценты в жизненных ситуациях.
- Задачи на банковские расчеты.
- Задачи на сплавы, смеси, растворы.
- Задачи на оптимальное решение.
Тема6. Числовые последовательности
- Последовательности.
- Метод математической индукции.
- Арифметическая прогрессия
- Геометрическая прогрессия.
- Задачи повышенной сложности.
Тема5. Методы решения геометрических задач.
- Метод уравнивания геометрических фигур.
- Векторно-координатный метод
- Расчеты по формулам
- Практические задачи
- Фигуры на квадратной решетке
- Задачи на комбинации многоугольников.
Учебно – тематический план (первый год обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | Практика 1 | ||
Введение в курс программы. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | |
1 | Числа. Преобразования. | 20 | 5 | 11 |
2 | Уравнения. | 20 | 5 | 11 |
3 | Неравенства. | 20 | 4 | 12 |
4 | Функции. Преобразования графиков функции. | 20 | 5 | 11 |
5 | Текстовые задачи. | 20 | 5 | 11 |
6 | Тема6. Числовые последовательности | 20 | 3 | 13 |
7 | Методы решения геометрических задач. | 20 | 5 | 11 |
Итоговое занятие | 3 | 3 | ||
Итого: | 144 | 33 | 111 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс
Программа " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для проду...
Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"
В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Атлетическая гимнастика»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Атлетическая гимнастика», для детей 7-16 лет...
Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в станда...
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к основному государственному экзамену по математике" рассчитанна на 1 год обучения, предназначена учителям математики.Занятия ц...
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"
Программа доп. образования...
Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"
Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"...