знаю ли я свое тело
занимательные факты (8 класс) на тему
внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl._merop._8_kl.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс. Игра «Знаю ли я свое тело»
Цель: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности учеников к предмету "биология"
Задачи:
Образовательные: учащиеся используют свои знания в конкретной практической ситуации, расширяют кругозор;
Развивающие: анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач, развивают самостоятельность, внимание, памяти, логического мышления, креативности учащихся;
Воспитательные: учащиеся проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно-гигиенических норм и здоровому образу жизни
Оборудование и материалы: презентация, скелет человека, макеты внутренних органов, муляжи, плакаты.
Ход мероприятия
- Разминка «Вопрос - ответ»
За каждый правильный ответ команды по одному баллу.
1. Органы - место расположения ЦНС (череп, позвоночник).
2. Красный косный мозг - место образования….(эритроцитов)
3. Позвоночник имеет……изгибов (4).
4. Центр пищеварения в головном мозге (продолговатый мозг)
5. В каких кровеносных сосудах давление максимальное (артериях).
6. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)
7. Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)
8. Основной орган дыхания (легкие).
9. Следующий отдел трахеи (бронхи)
10. Легкое, состоящее из 2 долей (левое).
11. Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии).
12. Аппендикс - отросток (слепой кишки)
13. Самый молодой зуб у человека (мудрости).
14. Название витамина С (аскорбиновая кислота).
15. Верхний слой кожи (эпидермис).
16. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).
17. Человек, дающий кровь (донор)
18. Центр координации движения (мозжечок).
19. Основная функция альвеол (газообмен).
20. Центр зрения в коре головного мозга (Затылочная доля больших полушарий).
21. Рецепторы цветного изображения (колбочки).
22. Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).
23. Функция тромбоцитов (свертываемость крови).
24. Ритмичное колебание стенок артерий (пульс)
25. Сколько оболочек у сердца (3)
26. Человек, принимающий кровь (реципиент)
27. Ученый, открывший фагоцитоз (И.И. Мечников)
28. Универсальный реципиент (человек с 4 гр крови)
29. Ученый, изучавший действие желудочного сока (Павлов)
30. Универсальный донор (человек с 1 гр крови)
2.«Знаем ли мы свой организм».
За правильный развернутый ответ команды по 20 баллов. С каждой команды выходят ученики и выбирают жетончики с номерами. На столе лежат пронумерованные муляжи органов. В зависимости от того, какой орган достался, он описывается по следующему плану:
1. К какой системе относится. (5 баллов)
2. Место расположения в организме человека. (5 баллов)
3. Строение. (5 баллов)
4. Функции. (5 баллов)
3. «Угадай орган »
Учащимся зачитывается характеристика, и они должны определить, о каком органе идет речь. Если не определяют орган, то дается подсказку, но при этом баллы 5 баллов снимают
1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции. (15б)
б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно. (10б)
в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. (5б)
(Желудок)
2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)
б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи. (10б)
в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. (5б)
(Трахея)
3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением. (15б)
б) Основные функции этого органа:
1. активация действия всех пищеварительных ферментов;
2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;
3. выполняет барьерную функцию. (10б)
в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина. (5б)
(Желчный пузырь)
4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции. (15б)
б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей». (10б)
в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (5б)
(Продолговатый мозг)
5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма. (15б)
б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму. (10б)
в) Основная его функция – перенос кислорода. (5б)
(Эритроцит)
6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека. (15б)
б) Основная их функция – регуляция обмена веществ. (10б)
в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (5б) (Витамины)
4.«Развитие памяти».
На столе должны лежать заранее приготовленные листы, фломастеры и карточка с заданием «где находится центр зрительной памяти в коре головного мозга».
Вызываются два ученика с каждой команды и раздаются таблицы Шульте. Ученикам разрешается смотреть 20с., с перерывом в 5с. Затем необходимо изобразить увиденное на бумаге и ответить на заданный вопрос.
20 баллов (10 баллов + 10 баллов)
P.S. Пока они работают идет игра со зрителями
«А знаете ли вы…»
1.Учитель. А знаете ли вы, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга. «Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным.
Вопрос. Что лучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньше потеть?
Ответ. а) через кожу удаляются продукты распада;
б) чем больше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм.
2. Учитель. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит.
Вопрос. Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя.
Ответ. В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению.
3. Учитель. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламя света на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы, но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того же животного.
Вопрос. Чем обусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ночью
Ответ. Содержанием в сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте, т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видение человека днем и чувство цветовой гаммы.
4 Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.
Вопрос. Почему?
Ответ. Отделы головного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты.
5. Учитель. А знаете ли вы, что какая – то часть периферической нервной системы у древних греков называлась брюшным мозгом.
Вопрос. О чем идет речь?
Ответ. Речь идет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, который представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всем органам брюшной полости
6. Учитель. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн. альвеол.
Вопрос. А зачем такое количество альвеол в легких и какова их роль?
Ответ. Там происходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживанию воздуха.
5. «Заморочки из бочки».
За каждый правильный ответ команды по 5 баллов.
1. В каждом саду можно найти эти замечательные фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке; в состав их входит вещество (кверцетин), которое препятствует росту раковых клеток; они очень полезны для работы сердечно - сосудистой системы. Врачи советуют, каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить все необходимые микроэлементы. Что это за фрукты? (Яблоки)
2. Это овощ – клад всех витаминов, минералов и микроэлементов и защита от всех болезней. Он улучшает работу печени, щитовидной железы, лечит простуду. Каждый день мы добавляем его почти во все блюда. В этом продукте очень много целебных веществ – фитонцидов, которые уничтожают микробы. Соком этого растения лечат насморк, а если его потереть и положить к пятка м на ночь, то утром никакой простуды не будет. Лечебные свойства этого овоща не пропадают даже при термической обработке. (Лук)
3. Это овощ тоже силён в борьбе с простудой. Кроме этого он наводит порядок в желудке, убивает вредные микроорганизмы. Он очень полезен в сыром виде, но его резкий запах мешает общению с людьми. (Чеснок)
4. Этот оранжевый корнеплод богат витаминами и минералами. Но особенно много в нем витамина А. Очень полезен этот продукт для зрения также он препятствует развитию рака особенно рака кожи. Этот корнеплод лучше употреблять в сыром виде, потому что после приготовления он теряет много полезных веществ. (Морковь).
5. В очищенном виде этот продукт похож на человеческий мозг, поэтому считается что он (ума силы и памяти прибавляет). Полезен он также для сердца, для зрения, для обмена веществ (Грецкий орех).
6. Этот продукт моря является источником ценного белка и вполне может заменить мясо. Для Японцев это основной продукт питания , который и делает их чемпионами долголетия. Но кроме белка в нем много фосфора, который отвечает за почки и кости. (Рыба).
7. Этот напиток животного происхождения просто необходим с первого дня рождения. В нем содержится, белок, жир, кальций, который укрепляет кости. (Молоко).
8. Этот тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стресс восполняет утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, В, С. Но тем кто переживает за свою талию, увлекаться не стоит. В нем много калори. (Банан).
9. В наших широтах считается вторым хлебом. В нем содержатся: аскорбиновая кислота, четырнадцать из двадцати необходимых для полноценной работы организма аминокислот.. Благодаря содержанию солей калия, этот овощ поддерживает в норме обмен веществ, выводит избыток жидкости и поваренной соли. Однако стоит иметь в виду, калорийность в три раза выше, чем у большинства овощей, поэтому диетологи советуют ограничивать его потребление людям, склонным к полноте. При варке очень важно использовать небольшое количество воды, так как витамины и минеральные соли, которыми богат этот плод, имеют свойство «переходить» в воду. (Картофель)
6. «Объясни процесс»
Проиллюстрировать с помощью немых сценок процессы, происходящие в организме. Можно показать сценку группой. Все остальные должны угадать, какие процессы они изображают. 5 баллов
- Процесс дыхания.
- Процесс работы сердца.
- Процесс пищеварения.
- Боль в ухе.
- Болезнь горла.
- Вывих стопы.
- Процесс утомления.
- Процесс выделения пота
- Процесс роста волос
7. «Найди связь».
Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.
1. Витамины - кожа - рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).
2. Морковь – глаз - куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).
3.Инсулин - гликоген- сахарный диабет. (Под воздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).
4.Кислород – эритроцит – газообмен
5. Микроб - лейкоцит – фагоцитоз
6. Щитовидная железа – тироксин – Базедова болезнь
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью
Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...
Классный час "Знаю ли я свои права?""
Данный классный час знакомит детей с международной конвенцией правах ребенка. В конце небольшой тест на закрепление....
Олимпиадные задания 5-7 класс "Знай и люби свой край"
Олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »
Краеведческая игра предназначена для учащихся 3-5 классов с ЗПР....
Викторина о Краснодарском крае "Знай и люби свой край!"
Викторина проведена в рамках Единого Всекубанского урока "Земля отцов - моя земля!"...
Блиц-опрос "Знай и люби свой родной край" к 191 годовщине образования Омской области
проверить зания учащихся о своем родном городе и области....
Проектная деятельность. Тема: историко-этнографическая игра «Знай да люби свой край» (игра по станциям)
Цель: воспитание потребности в изучении истории своей Родины, в освоении традиционной русской народной культуры у молодежи посредством погружения в игровую ситуацию и создание условий для творче...