Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии
статья по биологии на тему
В статье представлен опыт работы по использованию дифференцированного обучения на уроках биологии, на каком принципе происходило деление учеников на группы, критерии оценивания детей в группах, примеры дифференцированнных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии" | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии
Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению, основанный на личностно-ориентированном характере образования. Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами. Нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
Поскольку «Индивидуализация – цель обучения, дифференциация – средство достижения цели», то в условиях демократизации и гуманизации школьного образования становится очевидной чрезвычайная необходимость дфференцированного подхода к учащимся вообще и на уроках биологии в частности
Разработка научных основ индивидуального подхода к учащимся, индивидуализации и дифференциации обучения в педагогике, психологии, методике преподавания различных предметов ведется уже более полутора веков. Длительный интерес ученых разных наук к проблеме дифференциации показывает, насколько она сложна и многогранна.
Что же такое дифференциация обучения?
Но одним из наиболее полных и точных определений дифференцированного подхода к учащимся следует признать определение И,Д,Бутузова. Дифференцированный подход к учащимся представляет собой такое обучение, методы, приемы, средства и содержание которого адаптированы к типологическим особенностям учащихся (типам памяти, мышления, учебным возможностям и др.).
Оправданным является выделение внешней и внутренней дифференциации, как предлагают В.М.Монахов, В.А.Орлов, В.В.Фирсов, И.С.Якиманская.
К внешней дифференциации относятся:
1) профильное обучение (гуманитарное, политехническое и др.);
2) углубленное изучение предметов в специальных классах и школах;
3) обучение в гимназиях, лицеях;
4) факультативы;
5) элективные курсы.
Под внутренней дифференциацией понимают дифференцированный подход к учащимся и разноуровневое обучение. Внутренняя дифференциация предполагает учебную деятельность на разном уровне для овладения единым программным материалом.
Мною были разработаны задания по ряду тем раздела «Растения», в которых дифференцированный подход к учащимся рассматривался как один из важнейших элементов учебного процесса. Цель эксперимента состояла в выявлении характера влияния дифференцированного подхода при обучении биологии на качество знаний и умений учащихся.
За основу формирования типологических групп была взята способность к обучению (обучаемость). Учитывая два её критерия: уровень владения интеллектуальными умениями и уровень обучения. Были выделены три группы учащихся. Ученики первой группы обладали высокими учебными возможностями; второй – средними; третьей - низкими. При изучении нового материала на уроке в контрольных классах формировали гомогенные (одноуровневые) группы, в экспериментальных - гетерогенные (разноуровневые). И те, и другие состояли из 4-6 человек.
В ходе исследования установлено, что работа школьников в гетерогенных группах дает более высокие результаты обучения. В них создается среда позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности, развиваются навыки межличностного общения. Обучение в гетерогенных группах обладает признаками коллективной (совместной) деятельности. Взаимообогащение учащихся, взаимообмен знаниями и способами действий, взаимная компенсация реальных возможностей на разных этапах деятельности в таких группах идут более успешно.
Кроме этого, эксперимент показал, что:
- дифференцированные задания, используемые при закреплении изученного материала на уроке и контроле знаний и умений учащихся, должны варьироваться по объему и уровню самостоятельности учащихся;
- эффективность учебного процесса возрастает, если дифференцировать по такому же принципу лабораторные работы и домашние задания.
В ходе исследования пришли к выводу о том, что для внедрения дифференцированного обучения в широкую практику необходимо соблюдение ряда методических условий, таких как:
- глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся;
- тщательная подготовка учителя к составлению или подбору дидактического материала, наличие его в достаточном количестве;
- подготовка учащихся к активному взаимодействию с учителем и друг с другом;
- высокий уровень навыка самостоятельной работы учащихся на уроке;
- длительность и системность дифференцированного обучения.
В ходе эксперимента у школьников наблюдалось не только повышение качества знаний, но и формирование ряда личностных качеств:
- возникновение интереса к изучению биологии;
- желание читать дополнительную литературу;
- стремление к самостоятельности;
- сознательное отношение к учению.
Основной вывод эксперимента: дифференцированный подход при обучении возможен на всех этапах урока, а также в процессе выполнения домашних заданий учащимися и дает положительные результаты независимо от достигнутого школьниками уровня усвоения знаний.
Существует несколько путей осуществления дифференцированного подхода к учащимся. Рассмотрим два из них.
Первый путь – предложение заданий по восходящей трудности, когда всему классу дается наиболее легкий вариант (цифровое обозначение рисунка, биологический диктант, несложные вопросы). Тем, кто с этим справился, дается более трудное задание (анализ рисунка, сравнение объектов, решение тестов, усложненные вопросы). При этом оказывается конкретная помощь отдельным ученикам. Задания высокой трудности (составление схем, таблиц, решение кроссвордов и др.) получают наиболее подготовленные учащиеся.
Ценной стороной этого методического приема является то, что учитель не указывает на уровень подготовленности ученика. Вместе с тем свободный выбор задания учеником предполагает умение правильно соотнести свои возможности со степенью трудности работы.
Второй путь – выполнение альтернативных заданий на оценку. Составление нескольких вариантов заданий для работы с учебником, выполнение лабораторного практикума и других самостоятельных работ облегчает путь к усвоению знаний менее подготовленным ученикам и способствует развитию «сильных» учащихся.
Однако, работа «слабых» школьников по облегченным вариантам не может быть продолжительной. Это приведет их к отставанию от уровня подготовленности класса, к постоянному неглубокому овладению материалом и затормозит продвижение в учебе.
Проводя эксперимент, мы подбирали или разрабатывали задания с таким расчетом, чтобы они ограничивали определенные трудности в познавательном поиске, в элементах исследования, но во всех случаях предусматривали бы активные формы мыслительной деятельности школьника.
Выбор учащимся одного из трех типов заданий (творческий, вариантно-конструктивный с небольшими методическими рекомендациями, репродуктивный) и соответствующая дифференциация оценок помогли повысить результативность обучения.
Анализ возможностей дифференцированного подхода к обучению показывает, что каждому ученику можно создать в школе такие условия, при которых он, получая оценки по учебным предметам в соответствии со своими возможностями, мог бы с желанием посещать уроки, работать с удовлетворением, что процесс усвоения знаний индивидуален, что знания усваиваются не вообще классом, группой, а каждым учеником в отдельности.
Дифференцированное обучение завоевывает среди ученых и учителей все больше сторонников. Целые коллективы школ берут проблему дифференциации как комплексную научно-методическую тему для глубокого и всестороннего изучения и внедрения в практику. И главная среди них – научно обоснованная диагностика индивидуальных особенностей мышления, внимания, восприятия учебного предмета, памяти, речи и других психических процессов, связанных с усвоением знаний в школе.
Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.
Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.
Правильно выполненные задания этого уровня оцениваются четверкой.
Например, установите соответствия между понятиями и явлениями: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод (6 класс).
Расположите последовательно события, происходящие во время листопада (6 класс):
Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося явление, не данное в готовом виде.
Правильно решенные задания всех трех уровней оцениваются пятеркой, все задания проверяются в классе и дается правильный ответ, показывается правильность оформления задания в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Этот уровень можно разделить на задания различных типов, например:
А) Задания на применения биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированные).
Во время высадки рассады капусты в открытый грунт у одних растений прищипывается главный корень, а у других нет. Какие растения дадут более высокий урожай? Почему вы так считаете? (6 класс)
Б) Задания для работы с текстом или рисунком.
Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (7 класс)
- Хордовые имеют внутренний скелет. 2. Хорда – плотный, упругий стержень, идущий от головы до хвоста, сохраняется у всех представителей типа в течении всей жизни. 3. Центральная нервная система имеет вид трубки и располагается на брюшной стороне тела. 4. Кровеносная система незамкнутого типа, находится на спинной стороне тела. 5. Тип Хордовые включает три подтипа: Оболочники (Личиночно- хордовые и Черепные (Позвоночные).
В) Задания на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.
Дайте научное обоснование следующим пословицам и поговоркам: «Аппетит приходит во время еды», «Кода я ем, я глух и нем», «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» (8 класс).
Г) Задания на обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях.
Например:
- Используя знания по географии, объясните, почему баобаб сбрасывает листья летом.(6 класс).
- Среди насекомых есть медлительные растительноядные существа палочники, по форме напоминающие веточку или лист. Назовите тип приспособления этих животных, объясните его значение и характер. (9 класс).
Если ученик испытывает затруднения при выполнении задания уровня С, то ему предлагается памятка по решению учебно-познавательных задач.
Таким образом, как показывает школьная практика, применение разноуровневых заданий помогает учащимся создать «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору, позволяет выявить знания по теме, проверить усвоение их в комплексе, создает возможность для самосовершенствования. Даже «слабые» учащиеся стремятся выполнить задания более высокого уровня.
Все задания разного уровня сложности подобраны в соответствии со спецификацией и кодификатором экзаменационной работы ЕГЭ по биологии, поэтому их можно использовать не только для проверки усвоения материала при прохождении конкретной темы, но и для повторения материала при подготовки к Единому государственному экзамену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии»
Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появля...
Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»
Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке...
Приказ "Об итогах проведения городского семинара-практикума «Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики»
Подведение итогов проведения городского семинара-практикума Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики"...
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии.
В сборнике статей "Педагогика и образование" размещена статья о методике подготовки учащихся по предмету....
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии.
Статья по опыту работы....
Приказ об итогах проведения городского семинара-практикума «Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики»
Приказ об итогах проведения городского семинара-практикума «Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики»....
Об итогах проведения городского семинара-практикума «Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики»
Об итогах проведения городского семинара-практикума «Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики»...