Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Чернова Оксана Михайловна

 Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока-  открытие новых знаний и их первичное закрепление.

Формы активизации деятельности: индивидуальная и групповая.

Методы: проблемно - диалогический,  частично – поисковый

Урок содержит достаточное количество дополнительного материала, расширяющего кругозор учащихся и имеющего практическое значение в жизни. 

Организация познавательной деятельности учащихся соотвествует требованиям ФГОС ОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

План -  конспект урока биологии (8 класс)

 Значение дыхания.

Органы дыхания, дыхательные пути

8 класс

Тема урока:  Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование.

Цель урока:   формирование у учащихся УУД при  изучении строения дыхательной системы и её функций.

Задачи урока: 

  • Создать условия для расширения и систематизации  знаний о  значении дыхания; раскрыть вопрос об особенностях строения и функциях  воздухоносных путей; продолжить развитие понятия о связи строения и функций  органов;
  • Способствовать развитию  мышления через решение проблемных задач. Обеспечить развитие умений учащихся проводить исследования своего организма, анализировать материал, делать выводы.
  • Использовать различные типы заданий, которые помогут формированию всех видов УУД у учащихся: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
  • Формировать у учащихся  гигиенические навыки.

Планируемые результаты:

личностные:

-развитие сотрудничества при работе в паре;

-значение   знаний в

предметные:

-развитие умения  решать проблемные вопросы;

-расширить знания о   целесообразности строения и выполняемых функций  дыхательной системы.

метапредметные:

-умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию.

Тип урока:  открытие новых знаний и их первичное закрепление.

Формы активизации деятельности: индивидуальная и групповая.

Методы: проблемно - диалогический,  частично – поисковый

Оборудование:  мультимедийный проектор,  учебник биологии Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек», Дрофа-2014год. таблица

Организационный этап:

Доброе утро, земляне! Я рада , что у вас хорошее настроение и интерес в глазах. Вы не просто ученики, вы жители уникальной планеты -  Земля. А в чем уникальность нашей планеты  по вашему мнению?

( жизнь, фотосинтез, атмосфера, растения, кислород)

-Что такое дыхание?

-Все ли жители  планеты  Земля дышат?

-Для чего большинству организмов  нужен кислород?

-Где происходит процесс окисления и образования энергии? Какой органоид  называют «энергетической станцией» клетки?

Действительно уникальность Земли заключается в возможности жизни, которая для большинства ее  жителей  зависит от  процесса дыхания.

Утренняя зарядка  для памяти   выполнена   успешна.  И вероятно  вы можете предположить   тему нашего дальнейшего общения.

Действительно мы продолжаем путешествовать  по организму человека, формировать представление о целесообразности строения и  выполняемых функций  систем органов.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Тема урока. Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути.

- Какова цель  нашего урока.( записать в тетрадь)

(Выяснить значение дыхания в жизни человека, расширить представление о строение и функциях дыхательных путей)

Актуализация знаний

Существует научный факт: человек может прожить без пищи 30 суток, без воды – около недели, без воздуха 10-20 минут. Как вы объясните эти данные? ( пища и вода – запас, кислород – не запасается)

Используя личные наблюдения, знания из курса «Биология. Животные», схему строения дыхательной системы человека  выполните виртуальное мини исследование ( инструктивная карта № 1). Работаете в парах, информацию обсуждаете, схему заносите в тетрадь.

Инструктивная   карта №1 ( время работы – 3 минуты)

Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникшую при вдохе в легкие. Проследите путь, который пройдет эта молекула по дыхательной системе. Перечислите  органы дыхательной системы. Назовите  часть транспортной системы человека и ее структуры, которые обеспечивают  доставку кислорода в клетку.

(носовая полость –носоглотка-гортань- трахея-бронхи- легкие

Кровеносная система-кровь-эритроцит- тканевая жидкость – клетка)

-Какие системы органов  участвуют в газообмене? А вы знаете , что одновременно с газообменом эти системы выполняют и другие важные функции, например теплорегуляция организма и голосообразование.

- Дыхание сложный процесс Он включает  4 этапа

Стр.132 абз 3. Какой этап проходит в дыхательной системе?

Первичное усвоение новых знаний

Давайте более подробно рассмотрим особенности строения и функций дыхательных путей. Для этого начнем заполнение схемы, помощников в работе будет информация учебника.

Дыхательные пути   (работа с таблицей)

Верхние                                                                              нижние

 - Почему органы  называют дыхательными путями?

 - Происходит ли в них газообмен?                                      

Работа с текстом, рисунками, учебника.

Функции

Проведение                                                              проведение

Согревание                                                       очищение

Увлажнение                                               обезвреживание

Очищение                                             защита от попадания  пищевых частиц

Обезвреживание                                        голосообразование

Определение запахов                                                    

Выполнение столь важных и разнообразных функций возможно за счет особенностей строения  дыхательных путей. ( учитель обращает внимание на особенности строения  в ходе беседы с использованием таблицы, видеоматериала, учебника)

Физминутка. Пришло время активно отдохнуть и насытить организм кислородом, ведь впереди  нашего путешествия много интересной и полезной информации.

Сделайте глубокий вдох, выдох.  На вдохе поверните  голову влево, выдох исходное положение. Вдох с поворотом влево – выдох. На вдохе поднимите руки , напрягите мышцы спины и потяните стопы вперед. Выдох.  Повторите упражнение еще раз. Расслабьтесь. Сядьте удобно и правильно.

 Первичная проверка понимания

- Итак, строение  верхних и нижних дыхательных путей обеспечивает подготовку воздуха  к  поступлению в легкие: согревание, очищение, увлажнение, определение  запахов  происходит на вдохе. А какова роль выдоха?

(предположения записать на  доске)

- удаление углекислого газа, удаление лишнего тепла, голосообразование,   время глотания пищевого комка, удаление частиц при кашле.

 Или            Решение биологических задач:

- Работа с заданием 2 стр 139

-С раннего детства родители требуют от детей выполнение правила: во время приема пищи нельзя разговаривать. Почему?

- Кашель – резкий рефлекторный  выдох при раздражении гортани. Какова роль кашля?

Какой вывод  можно сделать  по сказанному?

Первичное закрепление

Вернитесь  к теме урока и вспомните поставленные вами цели.

Первичное закрепление знаний  ( время выполнения  3 минуты)

«Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование»

А. Закончите предложение:

1.Процесс обмена газами между клетками и окружающей средой называется …

2. В организме дыхание обеспечивает возможность   окисления,……,…….

Б. Установите  соответствие между органом  дыхательной системы и особенностью строения или функцией.

1.Носовая полость  2.Гортань   3.Трахея      4. Бронхи

А. Извилистые ходы Б. Хрящевые кольца  В. Надгортанник Г. Хрящевые полукольца  Д. Согревание и увлажнение воздуха  Е. Голосообразование  Ж. Несут воздух в легкие.

Самопроверка с анализом ошибок

Ответы:  А. 1-дыхание, 2- голосообразования, теплорегуляции

Б. 1- А,Д.  2-В,Е.     3-Г.    4- Б,Ж

Домашнее   задание  с инструкцией по выполнению

Параграф  26 до  п инфекционные заболевания, схемы в тетради,

Вопрос: Почему при   утомлении  человек зевает?

Рефлексия.

Уникальность планеты Земля заключается еще и в том , что на ней  живет, а значит дышит Человек разумный, который не только стремится получать знания, но применять  их в своей  жизни, делая ее легче и качественнее. Предлагаю вам  блиц – опрос «Почемучка». На Инструктивных листах №2 написаны задания. Выберите наиболее интересный и значимый для вас вопрос и поделитесь  полученным ответом с одноклассниками. Определите сложные вопросы и задайте учителю.

Инструктивный лист №2

1.Почему  при быстром шаге, беге не рекомендуется производить вдох через ротовую полость, а выдох делать желательно?

2.Почему народная мудрость гласит «Когда я ем – я глух и нем»

3.Почему при простудных заболеваниях увеличивается количество слизи в носовой полости?

4.Почему после окончания урока рекомендуется проветривать классную комнату?

Инструктивный лист №2

1.Почему у мальчиков в подростковом возрасте происходит «ломка голоса»?

2.Почему  человек может проглатывать пищевые комки относительно крупных размеров?

3.Почему  относительно хорошо ребенок начинает  говорить с 4-5 летнего возраста, ведь голосовые связки  у него есть с рождения?

4.Почему при повышении артериального давления часто бывает носовое  кровотечение?

Инструктивная   карта №1 ( время работы – 3 минуты)

Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникшую при вдохе в легкие. Проследите путь, который пройдет эта молекула по дыхательной системе. Перечислите  органы дыхательной системы. Назовите  часть транспортной системы человека и ее структуры, которые обеспечивают  доставку кислорода в клетку.

Этап урока

Время

реализа-

ции

этапа

                     Краткое содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

Самоопределение к деятельности.

2мин.

1. Уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги - биологи, экспериментаторы, исследователи. Наши исследования будут посвящены очень важной системе. А вот какой?

-Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и нескольких минут?    

Ответы учащихся (без воздуха, дыхания)

Актуализация знаний и определение темы урока.

3мин.

1.  Вызов интереса через проблему.

-Возможность дышать - одно из чудес природы.

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить,

Кто под солнцем иль луною,

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если  дышишь - ты живой.

- Какая же тема нашего урока?

Запись темы урока на доске

 Целеполагание. Определение темы урока.  

 Дыхание - жизненно важная функция организма. Дыхательная система.

(запись темы в тетради)

Мотивация к применению знаний и постановка учебной задачи

10мин.

 -А что мы знаем о дыхании?        

Выполните тест 1.

Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

-Есть вопросы, на которые вы не смогли ответить?

-Прислушаемся  к совету Аристотеля: « Сперва собирай факты и только после этого связывай их с мыслью».

 Работа с тестом1

(см.приложение)

(взаимопроверка и оценивание исходных знаний)

Учащиеся определяют цели урока:

-Расширить знания о значении дыхания в обмене веществ

 -Выяснить особенности строения органов дыхания и функции

Фаза реализации, открытие новых знаний

20мин.

- Где и как мы можем получить ответы на интересующую нас информацию?

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта»

- И так, уважаемые коллеги, тема нашей работы определена, задачи поставлены. Приступим к исследованиям!

Опыт 1: Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание.

- Что вы ощущаете? Почему, когда нам что - то очень важно или очень дорого, мы говорим: «Это нужно нам как воздух»

Опыт 2: А какова частота вашего дыхания?

- А что такое дыхание? Откроем учебник на стр. 167 и прочитаем. Выделим основные этапы дыхательного процесса:

- Действительно ли в процессе дыхания идет газообмен между внешней средой и лёгкими?

Опыт 3: газообмен в лёгких (демонстрация опыта с помощью прибора для сравнения содержания углекислого газа при дыхании)

- Какие функции  выполняют органы  дыхания?

Опыт 4: предлагается несколько раз подышать на зеркальце.

- Какие ещё функции  выполняют органы  дыхания?

Опыт 5: демонстрация резонаторных способностей

- Какую ещё функцию  выполняют органы  дыхания?

- Как же устроена дыхательная система, что ей удаётся выполнять такое количество разнообразных функций?

(работа с учебником на стр.167 и составление схемы)

- Попробуйте высказать предположение: как должны быть устроены органы дыхания, чтобы выполнять возложенные на них функции?            

Ответы уч-ся: чтение текста учебника, проведение опытов, экспериментов.  

 

Деятельность учащихся через вопросы:

-побуждающие (выполнение опыта и ответы на вопросы)

(измерение частоты дыхания по секундомеру)

-ориентирующие (чтение текста учебника  на стр. 167 и   выделение основных этапов дыхательного процесса)

1) обмен газов между внешней средой и лёгкими;

2) обмен газов между   лёгкими и кровью;

3) транспортировка газов кровью;

4) газообмен в тканях.

(запись в тетради)

- прогнозирующие (предсказание результатов опыта).

(ответы учащихся)

1) газообмен;

2) обеспечение организма энергией (по запотевшему зеркальцу):

 Углеводы, жиры, белки +  О2 = СО2  + Н2О + энергия

3) выделительная;

4) теплорегуляция;

(выполнение задания 3 на стр.175)

5) голосообразование.

 Органы дыхания

Дыхательные           лёгкие                                                  пути:  

Верхние:                    Нижние:          носовая полость       -гортань

носоглотка                -трахея глотка                        -бронхи

- предваряющие (ответы ребят и запись главных особенностей на доске)                          

 

 Рефлексия

10мин.

- Выполните тест 2.

Цель: определить ваш   уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.

- А умеете ли вы правильно дышать?

- Хотите, чтобы я вас этому научила?

*положите одну руку на грудную клетку, а другую на живот;

*на счёт 1,2 вы должны сделать вдох носом, губы сомкнуть;

*на счёт 1, 2,3, 4 - плавный выдох, при этом грудная клетка должна находиться в меньшем движении;

*повторить 2 -3 раза.

Такое упражнение делается для того, чтобы успокоить сердце, заставить работать все лёгкие, предотвратить многие заболевания.

- закончите предложения:

Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)…

Я думаю, что…(над чем вы задумались?)

Для меня этот учебный материал важен, потому что…

-Нам в этом мире многое дано,

Расти, искать и ошибаться,

Но главное, дано дышать.

Любить, найти и не сдаваться!

Выполнение теста 2.

(см.приложение)

- Контроль усвоения знаний (тестирование и взаимопроверка в паре).

- предваряющие

(учащиеся выполняют задание)

Ответы учащихся

Домашнее задание

4. Домашнее задание: §26, составить гигиенические правила и задание на выбор (стр.175 - 1,2,4)              

Запись д/з в дневниках

   

 Приложение:

Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

1. Процесс дыхания характерен для:

а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.

2. Кислород необходим для жизнедеятельности:

а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке.

3.Органы дыхания млекопитающих:

а) жабры; б) лёгкие; в) сердце.

4. Человек вдыхает:

а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ.

5. В результате процесса дыхания:

а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия.

6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы:

а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.

7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:

а) кровь, сердце, лёгкие;  б) воздухоносные пути, лёгкие;  в) почки, печень, желудок.

8. Артериальной называется кровь, которая:

а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого газа; в)  течёт только по артериям.

(ответы: 1-а,2-б, 3- б, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-а)

  Тест 2. Цель: определить ваш   уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.

1. По какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие?

а) по большему кругу,  б) по малому кругу.

2. Каково значение дыхания для организма человека?

а) обеспечивает питательными веществами;  б) охлаждение организма;

в) поглощение кислорода;  г)  выделение паров воды;  д) выделение углекислого газа;

е) освобождение энергии.

3. Куда поступает воздух из бронхов?

а) в трахею;  б) в носоглотку;  в) в гортань; г) в носовую полость; д) в лёгочные пузырьки.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.

На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...

Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.

Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".

Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...

Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."

Цели:  Раскрыть биологическую сущность   процесса дыхания, его роль в обмене   веществ и превращениях энергии в    организме человека; показать функциональную связь ...

Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения  средствами ...

Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...