Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока- открытие новых знаний и их первичное закрепление.
Формы активизации деятельности: индивидуальная и групповая.
Методы: проблемно - диалогический, частично – поисковый
Урок содержит достаточное количество дополнительного материала, расширяющего кругозор учащихся и имеющего практическое значение в жизни.
Организация познавательной деятельности учащихся соотвествует требованиям ФГОС ОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Соответствует требованиям ФГОС ОО | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока биологии (8 класс)
Значение дыхания.
Органы дыхания, дыхательные пути
8 класс
Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование.
Цель урока: формирование у учащихся УУД при изучении строения дыхательной системы и её функций.
Задачи урока:
- Создать условия для расширения и систематизации знаний о значении дыхания; раскрыть вопрос об особенностях строения и функциях воздухоносных путей; продолжить развитие понятия о связи строения и функций органов;
- Способствовать развитию мышления через решение проблемных задач. Обеспечить развитие умений учащихся проводить исследования своего организма, анализировать материал, делать выводы.
- Использовать различные типы заданий, которые помогут формированию всех видов УУД у учащихся: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
- Формировать у учащихся гигиенические навыки.
Планируемые результаты:
личностные:
-развитие сотрудничества при работе в паре;
-значение знаний в
предметные:
-развитие умения решать проблемные вопросы;
-расширить знания о целесообразности строения и выполняемых функций дыхательной системы.
метапредметные:
-умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию.
Тип урока: открытие новых знаний и их первичное закрепление.
Формы активизации деятельности: индивидуальная и групповая.
Методы: проблемно - диалогический, частично – поисковый
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник биологии Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек», Дрофа-2014год. таблица
Организационный этап:
Доброе утро, земляне! Я рада , что у вас хорошее настроение и интерес в глазах. Вы не просто ученики, вы жители уникальной планеты - Земля. А в чем уникальность нашей планеты по вашему мнению?
( жизнь, фотосинтез, атмосфера, растения, кислород)
-Что такое дыхание?
-Все ли жители планеты Земля дышат?
-Для чего большинству организмов нужен кислород?
-Где происходит процесс окисления и образования энергии? Какой органоид называют «энергетической станцией» клетки?
Действительно уникальность Земли заключается в возможности жизни, которая для большинства ее жителей зависит от процесса дыхания.
Утренняя зарядка для памяти выполнена успешна. И вероятно вы можете предположить тему нашего дальнейшего общения.
Действительно мы продолжаем путешествовать по организму человека, формировать представление о целесообразности строения и выполняемых функций систем органов.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Тема урока. Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути.
- Какова цель нашего урока.( записать в тетрадь)
(Выяснить значение дыхания в жизни человека, расширить представление о строение и функциях дыхательных путей)
Актуализация знаний
Существует научный факт: человек может прожить без пищи 30 суток, без воды – около недели, без воздуха 10-20 минут. Как вы объясните эти данные? ( пища и вода – запас, кислород – не запасается)
Используя личные наблюдения, знания из курса «Биология. Животные», схему строения дыхательной системы человека выполните виртуальное мини исследование ( инструктивная карта № 1). Работаете в парах, информацию обсуждаете, схему заносите в тетрадь.
Инструктивная карта №1 ( время работы – 3 минуты)
Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникшую при вдохе в легкие. Проследите путь, который пройдет эта молекула по дыхательной системе. Перечислите органы дыхательной системы. Назовите часть транспортной системы человека и ее структуры, которые обеспечивают доставку кислорода в клетку.
(носовая полость –носоглотка-гортань- трахея-бронхи- легкие
Кровеносная система-кровь-эритроцит- тканевая жидкость – клетка)
-Какие системы органов участвуют в газообмене? А вы знаете , что одновременно с газообменом эти системы выполняют и другие важные функции, например теплорегуляция организма и голосообразование.
- Дыхание сложный процесс Он включает 4 этапа
Стр.132 абз 3. Какой этап проходит в дыхательной системе?
Первичное усвоение новых знаний
Давайте более подробно рассмотрим особенности строения и функций дыхательных путей. Для этого начнем заполнение схемы, помощников в работе будет информация учебника.
Дыхательные пути (работа с таблицей)
Верхние нижние
- Почему органы называют дыхательными путями?
- Происходит ли в них газообмен?
Работа с текстом, рисунками, учебника.
Функции
Проведение проведение
Согревание очищение
Увлажнение обезвреживание
Очищение защита от попадания пищевых частиц
Обезвреживание голосообразование
Определение запахов
Выполнение столь важных и разнообразных функций возможно за счет особенностей строения дыхательных путей. ( учитель обращает внимание на особенности строения в ходе беседы с использованием таблицы, видеоматериала, учебника)
Физминутка. Пришло время активно отдохнуть и насытить организм кислородом, ведь впереди нашего путешествия много интересной и полезной информации.
Сделайте глубокий вдох, выдох. На вдохе поверните голову влево, выдох исходное положение. Вдох с поворотом влево – выдох. На вдохе поднимите руки , напрягите мышцы спины и потяните стопы вперед. Выдох. Повторите упражнение еще раз. Расслабьтесь. Сядьте удобно и правильно.
Первичная проверка понимания
- Итак, строение верхних и нижних дыхательных путей обеспечивает подготовку воздуха к поступлению в легкие: согревание, очищение, увлажнение, определение запахов происходит на вдохе. А какова роль выдоха?
(предположения записать на доске)
- удаление углекислого газа, удаление лишнего тепла, голосообразование, время глотания пищевого комка, удаление частиц при кашле.
Или Решение биологических задач:
- Работа с заданием 2 стр 139
-С раннего детства родители требуют от детей выполнение правила: во время приема пищи нельзя разговаривать. Почему?
- Кашель – резкий рефлекторный выдох при раздражении гортани. Какова роль кашля?
Какой вывод можно сделать по сказанному?
Первичное закрепление
Вернитесь к теме урока и вспомните поставленные вами цели.
Первичное закрепление знаний ( время выполнения 3 минуты)
«Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование»
А. Закончите предложение:
1.Процесс обмена газами между клетками и окружающей средой называется …
2. В организме дыхание обеспечивает возможность окисления,……,…….
Б. Установите соответствие между органом дыхательной системы и особенностью строения или функцией.
1.Носовая полость 2.Гортань 3.Трахея 4. Бронхи
А. Извилистые ходы Б. Хрящевые кольца В. Надгортанник Г. Хрящевые полукольца Д. Согревание и увлажнение воздуха Е. Голосообразование Ж. Несут воздух в легкие.
Самопроверка с анализом ошибок
Ответы: А. 1-дыхание, 2- голосообразования, теплорегуляции
Б. 1- А,Д. 2-В,Е. 3-Г. 4- Б,Ж
Домашнее задание с инструкцией по выполнению
Параграф 26 до п инфекционные заболевания, схемы в тетради,
Вопрос: Почему при утомлении человек зевает?
Рефлексия.
Уникальность планеты Земля заключается еще и в том , что на ней живет, а значит дышит Человек разумный, который не только стремится получать знания, но применять их в своей жизни, делая ее легче и качественнее. Предлагаю вам блиц – опрос «Почемучка». На Инструктивных листах №2 написаны задания. Выберите наиболее интересный и значимый для вас вопрос и поделитесь полученным ответом с одноклассниками. Определите сложные вопросы и задайте учителю.
Инструктивный лист №2
1.Почему при быстром шаге, беге не рекомендуется производить вдох через ротовую полость, а выдох делать желательно?
2.Почему народная мудрость гласит «Когда я ем – я глух и нем»
3.Почему при простудных заболеваниях увеличивается количество слизи в носовой полости?
4.Почему после окончания урока рекомендуется проветривать классную комнату?
Инструктивный лист №2
1.Почему у мальчиков в подростковом возрасте происходит «ломка голоса»?
2.Почему человек может проглатывать пищевые комки относительно крупных размеров?
3.Почему относительно хорошо ребенок начинает говорить с 4-5 летнего возраста, ведь голосовые связки у него есть с рождения?
4.Почему при повышении артериального давления часто бывает носовое кровотечение?
Инструктивная карта №1 ( время работы – 3 минуты)
Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникшую при вдохе в легкие. Проследите путь, который пройдет эта молекула по дыхательной системе. Перечислите органы дыхательной системы. Назовите часть транспортной системы человека и ее структуры, которые обеспечивают доставку кислорода в клетку.
№ | Этап урока | Время реализа- ции этапа | Краткое содержание этапа | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Организационный. Самоопределение к деятельности. | 2мин. | 1. Уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги - биологи, экспериментаторы, исследователи. Наши исследования будут посвящены очень важной системе. А вот какой? -Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и нескольких минут? | Ответы учащихся (без воздуха, дыхания) | |
Актуализация знаний и определение темы урока. | 3мин. | 1. Вызов интереса через проблему. -Возможность дышать - одно из чудес природы. Дышат люди, дышат звери, Дышат все, кто хочет жить, Кто под солнцем иль луною, Может жизнью дорожить. Разберёмся, кто как может Будем знать, а кто какой. Мы же дышим, дышим тоже, Если дышишь - ты живой. - Какая же тема нашего урока? Запись темы урока на доске | Целеполагание. Определение темы урока. Дыхание - жизненно важная функция организма. Дыхательная система. (запись темы в тетради) | |
Мотивация к применению знаний и постановка учебной задачи | 10мин. | -А что мы знаем о дыхании? Выполните тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов. -Есть вопросы, на которые вы не смогли ответить? -Прислушаемся к совету Аристотеля: « Сперва собирай факты и только после этого связывай их с мыслью». | Работа с тестом1 (см.приложение) (взаимопроверка и оценивание исходных знаний) Учащиеся определяют цели урока: -Расширить знания о значении дыхания в обмене веществ -Выяснить особенности строения органов дыхания и функции | |
Фаза реализации, открытие новых знаний | 20мин. | - Где и как мы можем получить ответы на интересующую нас информацию? - Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта» - И так, уважаемые коллеги, тема нашей работы определена, задачи поставлены. Приступим к исследованиям! Опыт 1: Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание. - Что вы ощущаете? Почему, когда нам что - то очень важно или очень дорого, мы говорим: «Это нужно нам как воздух» Опыт 2: А какова частота вашего дыхания? - А что такое дыхание? Откроем учебник на стр. 167 и прочитаем. Выделим основные этапы дыхательного процесса: - Действительно ли в процессе дыхания идет газообмен между внешней средой и лёгкими? Опыт 3: газообмен в лёгких (демонстрация опыта с помощью прибора для сравнения содержания углекислого газа при дыхании) - Какие функции выполняют органы дыхания? Опыт 4: предлагается несколько раз подышать на зеркальце. - Какие ещё функции выполняют органы дыхания? Опыт 5: демонстрация резонаторных способностей - Какую ещё функцию выполняют органы дыхания? - Как же устроена дыхательная система, что ей удаётся выполнять такое количество разнообразных функций? (работа с учебником на стр.167 и составление схемы) - Попробуйте высказать предположение: как должны быть устроены органы дыхания, чтобы выполнять возложенные на них функции? | Ответы уч-ся: чтение текста учебника, проведение опытов, экспериментов.
Деятельность учащихся через вопросы: -побуждающие (выполнение опыта и ответы на вопросы) (измерение частоты дыхания по секундомеру) -ориентирующие (чтение текста учебника на стр. 167 и выделение основных этапов дыхательного процесса) 1) обмен газов между внешней средой и лёгкими; 2) обмен газов между лёгкими и кровью; 3) транспортировка газов кровью; 4) газообмен в тканях. (запись в тетради) - прогнозирующие (предсказание результатов опыта). (ответы учащихся) 1) газообмен; 2) обеспечение организма энергией (по запотевшему зеркальцу): Углеводы, жиры, белки + О2 = СО2 + Н2О + энергия 3) выделительная; 4) теплорегуляция; (выполнение задания 3 на стр.175) 5) голосообразование. Органы дыхания Дыхательные лёгкие пути: Верхние: Нижние: носовая полость -гортань носоглотка -трахея глотка -бронхи - предваряющие (ответы ребят и запись главных особенностей на доске)
| |
Рефлексия | 10мин. | - Выполните тест 2. Цель: определить ваш уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока. - А умеете ли вы правильно дышать? - Хотите, чтобы я вас этому научила? *положите одну руку на грудную клетку, а другую на живот; *на счёт 1,2 вы должны сделать вдох носом, губы сомкнуть; *на счёт 1, 2,3, 4 - плавный выдох, при этом грудная клетка должна находиться в меньшем движении; *повторить 2 -3 раза. Такое упражнение делается для того, чтобы успокоить сердце, заставить работать все лёгкие, предотвратить многие заболевания. - закончите предложения: Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)… Я думаю, что…(над чем вы задумались?) Для меня этот учебный материал важен, потому что… -Нам в этом мире многое дано, Расти, искать и ошибаться, Но главное, дано дышать. Любить, найти и не сдаваться! | Выполнение теста 2. (см.приложение) - Контроль усвоения знаний (тестирование и взаимопроверка в паре). - предваряющие (учащиеся выполняют задание) Ответы учащихся | |
Домашнее задание | 4. Домашнее задание: §26, составить гигиенические правила и задание на выбор (стр.175 - 1,2,4) | Запись д/з в дневниках |
Приложение:
Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.
1. Процесс дыхания характерен для:
а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.
2. Кислород необходим для жизнедеятельности:
а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке.
3.Органы дыхания млекопитающих:
а) жабры; б) лёгкие; в) сердце.
4. Человек вдыхает:
а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ.
5. В результате процесса дыхания:
а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия.
6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы:
а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.
7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:
а) кровь, сердце, лёгкие; б) воздухоносные пути, лёгкие; в) почки, печень, желудок.
8. Артериальной называется кровь, которая:
а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого газа; в) течёт только по артериям.
(ответы: 1-а,2-б, 3- б, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-а)
Тест 2. Цель: определить ваш уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.
1. По какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие?
а) по большему кругу, б) по малому кругу.
2. Каково значение дыхания для организма человека?
а) обеспечивает питательными веществами; б) охлаждение организма;
в) поглощение кислорода; г) выделение паров воды; д) выделение углекислого газа;
е) освобождение энергии.
3. Куда поступает воздух из бронхов?
а) в трахею; б) в носоглотку; в) в гортань; г) в носовую полость; д) в лёгочные пузырьки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.
На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...
Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.
Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".
Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...
Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."
Цели: Раскрыть биологическую сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; показать функциональную связь ...
Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами ...
Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."
Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...