Урок "Гигиена зрения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Старицына Ольга Васильевна

На уроке использована цифровая лаборатория "Архимед". В качестве мотивации приведены исследования роста заболевания глаз в данном классе. Учащиеся разучивают гимнастику для глаз офтальмолога У. Бейтса. В конце урока получают творческое задание "Сотавить памятку по сохранению зрения для учащихся подшефного 4"Б" класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ

«ДОРОЖЕ АЛМАЗА СВОИ ДВА ГЛАЗА»

ЦЕЛЬ УРОКА: изучить основные правила гигиены зрения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Раскрыть причины дальнозоркости и близорукости, показать примеры их предупреждения;
  • Разъяснить требования, предъявляемые гигиеной зрения;
  • Дать представление о методах восстановления зрения;
  • Показать экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, лаборатория «Архимед», таблица «Гигиена зрения»,  витамины, гербарий «Черника», инструктивные карточки с гимнастикой для глаз.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. На прошлом уроке мы рассмотрели анатомию глаза, физиологические процессы, протекающие в глазу. Но кроме анатомии и физиологии мы ещё изучаем науку гигиену. О чём эта наука? Гигиена....... Наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья.

  1. Сообщение темы  урока  «Тема нашего урока «Гигиена зрения», к которому очень подходит пословица «Дороже алмаза свои два глаза»  
  2. Мотивация учебной деятельности школьников. Выступление ученика с мультимедийной презентацией. «Мы провели исследование медицинских карт учащихся нашего класса. В классе 24 ученика. В первом классе недостатки зрения отмечены у 2 учащихся. А в 7 классе у 12 учащихся. Рост заболеваний глаза составил с 8,2 % до 50%. Если предположить, что падение зрения продолжиться такими же темпами, то к окончанию школы здоровыми по зрению останутся 2-3 человека. Какие заболевания глаз характерны для нашего класса? Это миопия 11 человек и антропия (начальная стадия миопии) 1 человек.
  3. Сообщение  цели урока  « Наша цель: выявить причины падения зрения и научиться наше зрение сохранять»
  4. Изучение нового материала.

Самые распространённые болезни глаз: дальнозоркость и близорукость. Близорукость имеет научное название  миопия (от греч «мио» - щуриться и «опсис» - взгляд, зрение). Близорукость – это болезнь, при которой человек видит на расстоянии вытянутой руки. Дальше не видит. Чтобы прочитать текст, близорукий человек должен поднести его почти к носу. Мы часто видим таких учеников, низко склонившимися за партой.

Дальнозоркий, наоборот, хорошо видит вдали → дально зоркий. Чтобы прочитать текст, ему приходиться отодвигать газету как можно дальше.

В ЧЁМ ЖЕ СУТЬ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ И БЛИЗОРУКОСТИ?

(объяснение с использованием мультимедийной презентации)

  • Как вы думаете, каковы причины падения зрения? (Учащиеся называют разные варианты).
  • Учитель подходит к таблице, вывешенной на доске, и снимает лист бумаги, закрывающий первую картинку. «На таблице показано, что должно быть хорошее освещение, правильно расположенные светильники, особенно если учебник написан мелким шрифтом, хорошая бумага, контрастная печать. ОЦЕНИТЕ, КАК НА ВАШ НЕИСКУШЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ДОСТАТОЧНОЕ ЛИ ОСВЕЩЕНИЕ В КАБИНЕТЕ? Выслушав предположения учащихся: лампы горят, окна не занавешены, жалюзи открыты, подоконники цветами не заставлены – вероятно, что освещение достаточное. У нас есть прибор, с помощью которого мы можем измерить освещённость и сравнить с  нормативом. НОРМА 300 ЛЮКС НА СТОЛЕ И 500 ЛЮКС У ДОСКИ. Называется прибор ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «АРХИМЕД». Ученик проводит замеры освещённости у доски, на первой парте, под партой, выключим свет и проверим дневное освещение. (Все результаты озвучиваются)
  • Дневное освещение самое лучшее для глаз. Положительно влияют и люминисцентные лампы, которые дают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии тени. Всё это снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления, повышает работоспособность. Обратите внимание на расположение парт слева от окна, свет падает на тетрадь при письме. Обратите внимание на цвет абажура. Учёные давно установили, что зелёный цвет улучшает зрение; глядя на зелёное, глаза отдыхают.
  • ОТКРЫВАЕМ 2 РИСУНОК. Второй немаловажный фактор сохранения зрения – правильный просмотр телепередач: длительность просмотра 1 час, расположение телевизора напротив глаз, расстояние от экрана 2-8 м. Расстояние зависит от размеров экрана и должно быть больше  размеров диагонали в 5-7 раз. Диагональ нашего школьного телевизора 51·5 =251 см и 51 ·7 = 357 см.
  • Эту таблицу «Гигиена зрения» создали в  1988 году, напечатали в  .... году. Если бы художнику дали такое задание сейчас, что бы он изобразил на плакате в первую очередь? Человека перед чем? Да, человека, сидящего перед компьютером. У нас есть данные по нашему классу, кто сколько времени проводит у компьютера.

Вопрос

Количество

1

Сколько времени вы проводите у компьютера?

Средне 1,5 часа

2

Самое большее – 4 часа

2 чел

3

Самое меньшее – 30 мин

2 чел

4

Просмотр телепередач

До 6 часов

В то же самое время все знают нормы работы с компьютером, и получается все их нарушают.

  • ОТКРЫВАЕМ 3 РИСУНОК. А что обозначает этот рисунок? Здесь изображены продукты с витамином А. Почему для сохранения зрения необходимы эти витамины? ( На сетчатке глаза зрительный пигмент родопсин под влиянием света распадается, вызывая раздражение рецепторов: палочек и колбочек. Затем продукт распада родопсина ретиналь снова восстанавливается. А для восстановления ему нужен витамин А. Следовательно, одно из правил гигиены зрения – правильное, витаминизированное питание). Раздаём витамины. У некоторых учащихся в карточках так и прописано: пропить 2-3 раза в год курс витаминов. А какие ещё препараты рекомендуют врачи – офтальмологи? Правильно, препараты черники. ( Демонстрируем гербарный экземпляр ).
  • Среди рекомендаций врача есть и такое: выполнять гимнастику для глаз. Известны случаи, когда ученик нашей школы полностью восстановил зрение до единицы, точно выполняя предписания врача по питанию, витаминизации, освещению рабочего места, работе с компьютером и выполняя ряд несложных упражнений, которые мы сейчас разучим.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Методика офтальмолога У. Бейтса.

  1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза непрерывно следят за карандашом.
  2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
  4. В течение 3 с смотреть на яркий свет. Потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
  5. Широко открыть глаза. Сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
  6. Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет, пристально рассматривать его в течении 10 с. перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2-3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

  • Несколько упражнений, которые мы сейчас делали напоминают движение глаз за летящим мячом или скользящей шайбой. ОТКРЫВАЕМ 4 РИСУНОК. Действительно, игра в городки, волейбол, метание в цель мяча, снежков и периодически свободный взгляд вдаль – всё это можно использовать для профилактики близорукости.
  • А ещё для ленивых изобрели специальные очки – нужно ходить в них 15 минут по 2-3 раза в день и произойдёт такая же тренировка глаза, как при зарядке.
  • Влияет на зрение даже цвет обоев в комнате. Красный цвет возбуждает, жёлтый и зеленый успокаивает. Возникло целое научное направление ЭКОЛОГИЯ ЗРЕНИЯ. В начале 60-х годов XX века боролись с архитектурными излишествами: украшениями, колоннами, шпилями на башнях, но позже выяснилось, что однообразные дома снижают настроение, работоспособность, вызывают чувство сонливости. Особенно страдали водители, ведущие транспорт через однообразный пейзаж или по улице с однообразными постройками. Возникающая сонливость увеличивала число аварий. Учитывая это люди стали строить дома разнообразными, а дороги прокладывать так, чтобы лес сменялся лугами и посёлками. Пейзажи создают зрительный комфорт, поэтому так любят люди отдыхать на природе.

6.Подведение итогов урока. Первичная проверка усвоения нового материала.

Итак, таблица вся открыта, давайте подведём итог: КАКИЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ВЫ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ?

  1. Д/З. Составить памятку по сохранению зрения для учащихся 4 б, нашего подшефного класса.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (Методика офтальмолога У. Бейтса).

  1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза непрерывно следят за карандашом.
  2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
  4. В течение 3 с смотреть на яркий свет. Потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
  5. Широко открыть глаза. Сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
  6. Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет, пристально рассматривать его в течении 10 с. перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2-3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Анкетирование проводится до урока, чтобы была возможность обработать анкеты.

Анкета                                                                                                              Анонимно.

1. Есть ли у тебя компьютер          да         нет

                         сотовый телефон      да       нет

2. Сколько времени ежедневно ты проводишь перед компьютером  ..............

                                                     с сотовым телефоном........................

3. Какие виды деятельности с компьютером ты осуществляешь? (приблизительно в минутах)

        - работа с текстом, чтение  .............

        - выполнение д/з ................

        -игры.................

        - просмотр фильмов ...........

        -переписка...................

        -другое (указать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое зрение поэта. Велимир Хлебников (Урок в 11 классе)

Я человек увлекающийся. Недавно увлеклась созданием мультимедийных презентаций и их использованием в проектной, учебной и внеурочной деятельности. Начинала, как водится, с презентаций иллюстративных,...

Учебно-методическая разработка к уроку по теме "Орган зрения"

Изучение строения органа зрения, основных функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира. Важности соблюдения правил гигиены зрения....

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Конспект открытого урока по СБО "Зрение.Гигиена зрения"

В ходе занятия учащиеся узнают правила ухода за глазами и  как сохранить зрение.Повторят правила личной гигиены.Закрепят знания  о гигиене зрения.Мы различаем окружающие нас предметы по форм...

Зрение. Упражнения для глаз и продукты питания полезные для зрения

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир....

Презентация "Глаз и зрение. Дефекты зрения" (по физике для 8 класса)

В коррекционной школе VII вида обучающиеся привлекаются к самостоятельной работе на компьютере (подготовка реферата, создание презентации по изучаемой теме, построение графиков в графическом редакторе...

Глаз и зрение. Дефекты зрения.

проектаная работа...