"Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей".
учебно-методический материал по биологии на тему
"Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ГШИ №2
Доклад ШМО
Интегрированный урок,
как средство осуществления межпредметных связей
Учитель биологии и химии
Бернат В.К.
Я считаю, что за методикой интегрированных уроков большое будущее. Благодаря им в сознании учеников формируется более объективная картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом и множество других. В этих случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции. «Интеграция» в переводе с латинского означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок - это тоже объединение, объединение знаний из области различных предметов по определенной теме. Самыми распространенными считаются уроки первого и второго уровня интеграции.
Под первым уровнем подразумевается объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Она может проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введение в урок дополнительного материала и т.п.
Второй уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. И если такой урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя - предметника, где анализируется те же факты и проблемы. Очень полезны здесь взаимопосещения учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия. Например, урок «Экологические проблемы южных морей» совместно готовится с географом, экологом, химиком. Эти учителя и приглашаются на урок, а затем на своих уроках продолжают данную тему.
Наиболее глубоким представляется третий уровень интеграции, проявляющийся в деятельности учащихся, когда школьники начинают сами сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между нами, применяют совместно выработанные учебные умения. Именно этот уровень следует принять высшим, ведь цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. И на этом этапе необходимо контролировать процесс формирования «сопряженного» мышления, отмечать момент, когда оно стало внутренней потребностью ученика. Отслеживание такого результата работы помогает сделать вывод о ее эффективности.
Каковы же могут быть формы интегрированных уроков?
Во-первых, их может вести и один учитель, имеющий базовую подготовку по соответствующим дисциплинам. Роль второго может тогда состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, отборе материала, а так же в присутствии коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин. Поэтому интегрированным уроком считают такой, который представляет собой результат совместной активной деятельности двух или нескольких учителей и учащихся. Причем, роли педагогов могут быть разными в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, или поочередно оказываются лекторами на уроке лекции, или проводят опрос по своему предмету. С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Например, урок-экскурсия, в музей. Проводится большая подготовительная работа с отдельными учащимся, которые будут выполнять роль экскурсоводов. Они изучают заранее необходимый материал, делают необходимые схемы, таблицы «экспонаты» музея, некоторым придется проконсультироваться с другими учителями предметниками. А на уроке все эти сведения доводятся до всех учеников. Правильный выбор методов обучения при проведении интегрированных уроков позволяет, с одной стороны, пробудить активность познания учащихся, с другой - расширить ранее полученные знания по другим предметам.
Работая в течение 5 лет по проблеме межпредметных связей в биологии, я пришла к выводу, что значительные трудности в реализации интегрированных принципов обучения вызывает недостаточное методическое обеспечение, нехватка дидактического материала и наглядных пособий межпредметного характера. Слабый подбор учащихся в классах снижает уровень обученности, так как школьники не имеют достаточных знаний. Поэтому здесь необходима пропедевтика, индивидуальные дополнительные задания. Эффект обучения биологии на основе установления межпредметных связей повышается при соблюдении следующих условий: четкой организационно-методической работе, координации деятельности учителей, использование всего многообразия видов связей, комплексных форморганизации обучения, наглядных пособий и др.
Эффективность межпредметных связей на уроках биологии. Межпредметные связи помогают слить знания по отдельным предметам в одно целое монолитное знание и приучают учащихся в дальнейшем устанавливать эти связи при решении теоретических и практических задач. В тех классах, где систематически реализуются межпредметные связи, ответы учащихся отмечаются конкретностью, последовательностью, полнотой, наличием сравнений. Например, ответ учащегося 8-го класса на вопрос о значении дыхания для организма человека звучал так: «Дыхание необходимо человеку для обеспечения организма энергией. При поступлении воздуха в легочные пузырьки кислород способом диффузии перемещается в кровь. Кровь разносит его по клеткам, а там происходит окисление органических веществ с выделением энергии: орг. вещество + О2 = неорг. вещества + О2». Этот ответ отличается глубиной знаний, говорит о широте кругозора ученика. В других классах ответ был очень краток «Дыхание обеспечивает организм энергией». (Приложение 2).
Хочется отметить и повышение активности на уроках биологии тех учащихся, которые на других уроках этим не отличаются. Считаю необходимым для развития направления этой деятельности выработать единый подход и преемственность в изучении законов и теорий, в формировании общенаучных понятий, обобщенных умений и навыков. Таким образом, межпредметные связи при рациональном, целенаправленном, систематическом их использовании помогают учителям разных дисциплин осуществлять единый подход к решению общих задач обучения. А от этого, в конечном счете, зависит, будет ли школа выпускать людей мыслящих, интеллектуально развитых, способных усилить научный и духовный потенциал нашего общества.
В последние годы учителя биологии используют межпредметные связи на своих уроках. Но, учитывая современную методику преподавания предмета, новые требования к уровню обученности учащихся, необходимо эту работу поднять на более высокий методический уровень. Надо не просто эпизодически использовать материал смежных предметов или приглашать коллег и совместно проводить интегрированные уроки, а целенаправленно и систематически реализовывать данную проблему. Для этого нужно планировать учебный материал совместно с учителями физики, химии, экологии, ОБЖ, географии, математики и т.д., чтобы впоследствии использовать межпредметные связи либо фрагментарно, либо в качестве узловых и интегрированных уроков. (Пример такого планирования показан на таблице в приложении №1).
Овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности, вырабатывает логическую последовательность в решении различных задач.
Вывод.
Итак, идею межпредметных связей необходимо продолжать и развивать. Ведь нашему обществу необходимо выработать систему подготовки и воспитания биологически грамотной личности, которая глубоко понимает значение жизни как наивысшей ценности на Земле; обладает определенным мышлением, основанным, на экологическом подходе; способна обеспечить охрану природы, экологическую культуру производства, здоровый образ жизни; способна усвоить идеи, модели и концепции развивающихся направлений современных биологических наук - молекулярной биологии, генетики, экологии, генной инженерии, биофизики и др, С помощью межпредметных связей раскрывается социальная значимость естественнонаучных, знаний. Предоставляется возможность приобщить школьников к гуманистической мировоззренческой и практической ценности естественнонаучных понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитани...
Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»
Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...
Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми ...
Осуществление межпредметных связей на уроках цветоводства
Данный материал раскрывает значение межпредметных связей на уроках цветоводства в коррекционной школе VIII вида....
«Интегрированные уроки - эффективное средство укрепления межпредметных связей в современной школе»
В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков....
Интегрированный урок как способ формирования межпредметных связей
Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и практикующих интегрированные уроки. Главная идея работы – идея метапредметности. Такой подход к обучению позволяет педагогу формир...
Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами
Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также в соответствии с...