Осуществление межпредметных связей на уроках цветоводства
материал на тему

Антонина Павловна Жукова

Данный материал раскрывает значение  межпредметных связей на уроках цветоводства в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности." 

                                                                                    (И.П. Павлов) 

        В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных  связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных  понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Необходимость связи между предметами диктуется  также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы - интерната, связью обучения с жизнью, подготовкой детей к практической деятельности.

              Эти связи играют важную роль в повышении  практической и научно-теоретической подготовки детей, существенной особенностью которой  является овладение детьми обобщенным характером познавательной деятельности.

              Осуществление межпредметных связей помогает формированию у детей цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, и поэтому делает знания более значимыми и применимыми. Это помогает детям те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. С помощью  многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, воспитания и развития детей, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения.

            Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.

             В современных условиях возникает необходимость формирования у детей не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированные  в процессе изучения  какого-либо предмета, затем свободно используются детьми  при изучении других предметов и в практической деятельности.

               Межпредметные связи в школах - интернатах для детей с умственной отсталостью предполагают согласованность  сроков изучения тех или иных материалов, входящих в программу различных дисциплин, и опору во время занятий на знания и умения детей, полученные на других уроках. Кроме того, у данной категории детей особо важным является формирование обобщенных знаний и навыков, необходимых при изучении каждой дисциплины (умение слушать учителя, понимать и запоминать его сообщения, направлять и удерживать внимание на учебном объекте. И совершенно очевидно, что тут  должно быть установлено определенное единство требований, предъявляемых к детям на уроках. То же самое следует сказать о формировании некоторых качеств личности (исполнительность, положительное отношение к учителю, к коллективу, терпение, аккуратность), ведь воспитание личности не менее важное дело, чем усвоение детьми знаний и умений.

       Пожалуй, цветоводство – один из предметов, в рамках которого трудно преувеличить значение межпредметных связей.  Это такие предметы, как:

  • Ботаника (строение цветкового растения)
  • Природоведение (значение зеленых  насаждений)
  • География (страны произрастания растений)
  • Математика (разбивка цветника, чертеж, разметка рядков)
  • Русский язык (обогащение словаря)
  • Музыка (использование музыкальных композиций)
  • Литература (мифы, легенды, стихи, загадки, рассказы о растениях)
  • ИЗО (рисование растений, клумб, цветников и т.д.)
  • ОБЖ (организация безопасной работы на уроках)
  • Физкультура (использование физминуток, здоровьесберегающих технологий)

- И сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, вопросы в котором даны в загадках (межпредметные связи с литературой):

1. Замечательный цветок,

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается... (тюльпан)

2. Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

3. Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка... (мимоза)

 4.Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки - из... (ромашек)

5.Пышный, круглый, как кочан,

Головой нам покачал.

Летом расцветает он,

Замечательный... (пион)

6. В сентябре пшеница в поле

Наливалась колосом.

А у нас сегодня в школе

Много... (гладиолусов)

7. Тот, кому уже семь лет,

Скажет: "Школа, здравствуй!

У меня в руках букет -

Праздничные... (астры) "

/слайд

1 Т

Ю

Л

Ь

 П

А

Н

2Р

О

З

А

3М

 И

М

О

З

А

4Р

О

М

А

Ш

К

А

5П

И

 О

Н

6Г

Л

А

 Д

И

О

Л

У

С

7А

С

Т

Р

А

- Оглянитесь вокруг, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает! У Константина Паустовского есть замечательные слова: «…и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стране». А чтобы на протяжении многих лет природа нас радовала и исцеляла, необходимо бережно относиться к ней и сохранять.

/ просмотр видеоролика «Сохраним природу»

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей. 



Предварительный просмотр:

"Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности." 

                                                                                    (И.П. Павлов) 

        В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных  связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных  понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Необходимость связи между предметами диктуется  также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы - интерната, связью обучения с жизнью, подготовкой детей к практической деятельности.

              Эти связи играют важную роль в повышении  практической и научно-теоретической подготовки детей, существенной особенностью которой  является овладение детьми обобщенным характером познавательной деятельности.

              Осуществление межпредметных связей помогает формированию у детей цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, и поэтому делает знания более значимыми и применимыми. Это помогает детям те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. С помощью  многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, воспитания и развития детей, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения.

            Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.

             В современных условиях возникает необходимость формирования у детей не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированные  в процессе изучения  какого-либо предмета, затем свободно используются детьми  при изучении других предметов и в практической деятельности.

               Межпредметные связи в школах - интернатах для детей с умственной отсталостью предполагают согласованность  сроков изучения тех или иных материалов, входящих в программу различных дисциплин, и опору во время занятий на знания и умения детей, полученные на других уроках. Кроме того, у данной категории детей особо важным является формирование обобщенных знаний и навыков, необходимых при изучении каждой дисциплины (умение слушать учителя, понимать и запоминать его сообщения, направлять и удерживать внимание на учебном объекте. И совершенно очевидно, что тут  должно быть установлено определенное единство требований, предъявляемых к детям на уроках. То же самое следует сказать о формировании некоторых качеств личности (исполнительность, положительное отношение к учителю, к коллективу, терпение, аккуратность), ведь воспитание личности не менее важное дело, чем усвоение детьми знаний и умений.

       Пожалуй, цветоводство – один из предметов, в рамках которого трудно преувеличить значение межпредметных связей.  Это такие предметы, как:

  • Ботаника (строение цветкового растения)
  • Природоведение (значение зеленых  насаждений)
  • География (страны произрастания растений)
  • Математика (разбивка цветника, чертеж, разметка рядков)
  • Русский язык (обогащение словаря)
  • Музыка (использование музыкальных композиций)
  • Литература (мифы, легенды, стихи, загадки, рассказы о растениях)
  • ИЗО (рисование растений, клумб, цветников и т.д.)
  • ОБЖ (организация безопасной работы на уроках)
  • Физкультура (использование физминуток, здоровьесберегающих технологий)

- И сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, вопросы в котором даны в загадках (межпредметные связи с литературой):

1. Замечательный цветок,

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается... (тюльпан)

2. Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

3. Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка... (мимоза)

 4.Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки - из... (ромашек)

5.Пышный, круглый, как кочан,

Головой нам покачал.

Летом расцветает он,

Замечательный... (пион)

6. В сентябре пшеница в поле

Наливалась колосом.

А у нас сегодня в школе

Много... (гладиолусов)

7. Тот, кому уже семь лет,

Скажет: "Школа, здравствуй!

У меня в руках букет -

Праздничные... (астры) "

/слайд

1 Т

Ю

Л

Ь

 П

А

Н

2Р

О

З

А

3М

 И

М

О

З

А

4Р

О

М

А

Ш

К

А

5П

И

 О

Н

6Г

Л

А

 Д

И

О

Л

У

С

7А

С

Т

Р

А

- Оглянитесь вокруг, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает! У Константина Паустовского есть замечательные слова: «…и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стране». А чтобы на протяжении многих лет природа нас радовала и исцеляла, необходимо бережно относиться к ней и сохранять.

/ просмотр видеоролика «Сохраним природу»

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  Проблема интеграции обучения и воспитани...

Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии

Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...

Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии

Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...

Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»

Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...

Осуществление межпредметных связей на уроках литературы в 5-8 классах. Из опыта работы Атарщиковой Н.В.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Нежинской СОШ Атарщиковой Н.В.  . Литература - предмет, обладающий широкими возможностями интеграции с другими предметами. Многообразны фо...

"Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей".

quot;Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей"....

Методические приёмы осуществления межпредметных связей на уроках информатики

В статье рассматриваются возможности применения межпредметных связей на уроках информатики....