Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Юный исследователь". Точка Роста.
рабочая программа по биологии (6 класс)
Данная рабочая программа предусматривает активную исследовательскую деятельность учащихся с использованием микроскопов и оборудования " Точки Роста". Материал, который придется детально рассматривать, - ботаника, мир растений. По новым ФГОС это материал 6 и 7 класса. Поэтому для занятий можно набрать разновозрастную группу учащихся, с пятого по 7 класс. Старшие школьники научат более младших работать со световым микроскопом. Отличительной особенностью программы является то, что она предусматривает в качестве промежуточного контроля создание презентаций и видеороликов с последующим размещением их в соцсетях. Это позволяет приблизить формат занятий к привычному укладу жизни подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obrazovanie_munitsipalnyy_rayon.docx | 61.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Муниципальный район «Ульяновский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогический совет Директор МОУ «Ульяновская СОШ»
№1 от 24 августа 2023 года ___________________А.А. Крайнов
МОУ «Ульяновская СОШ» Приказ № 62/4 от 24.08.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Юный исследователь »
ТОЧКА РОСТА
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
учитель химии и биологии
высшая квалификационная категория
Осипова Светлана Борисовна
с. Ульяново, 2023
Пояснительная записка
В настоящее время биологическое образование предполагает не только усвоение определённого теоретического материала, но и овладевание практическими навыками, такими как работа с современным оборудованием, выполнение лабораторных и практических работ с применением этого оборудования, оформление практических результатов исследовательской деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5- 7 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) и других нормативных документов;
Уровень освоения программы – базовый.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная программа имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии – микробиологии, ботанике ; на развитие практических умений и навыков; напрвлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что её реализация предполагает работу с современным оборудованием. Школьникам предстоит не только изучать биологические объекты и явления с помощью этого оборудования, но и оформлять отчёты о своей работе, в том числе и с помощью таким хорошо знакомые им приёмов, как создание видеороликов и видеоклипов, размещение результатов исследований на специальной страничке в соцсетях. Школьникам предстоит попробовать себя в роли популяризаторов биологических исследований.
Отличительной особенностью программы является то, что в ходе её реализации будет задействовано оборудование « Точки роста» , электронные микроскопы, а также активная деятельность в соцсетях.
Педагогическая целесообразность программы.
В учебном плане на предмет «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 5-7 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.
В то же время этот возраст характеризуется тем, что у ребят ещё не угасла любознательность и жажда открытий. Необходимо перевести её из пассивной фазы, которую им навязывает интернет, через обычное созерцание небольших видеороликов, к активному – созданию видеоконтента с занятий биологических кружков. Это побуждает подростков к активному действию. Биологические знания перестают быть формальной теорией. Они при таком формате обучения вписываются в привычный уклад современного ребенка.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Адресат программы, условия набора.
Программа предназначена для детей 11-14 лет. Наполняемость группы - 18 человек. Условия набора – принимаются все желающие. Рекомендовано посещать группу учащимся, проявляющим интерес к живой природе, растениям, животным, тем, кого интересуют вопросы охраны природы родного края.
Объем и срок реализации программы
Объем программы — 34 часа
Срок реализации программы — 1 год
Учебная нагрузка – 1 час в неделю.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа является традиционной и представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения.
Организационные формы обучения.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
- индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.
- групповая форма учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
- Фронтальная форма предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.
- Коллективная форма отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
- При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.
Виды занятий (в зависимости от целей занятия и его темы), включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля освоения программы и создание видеопродуктов после каждого занятия:
- Мини-лекции – изложение преподавателем предметной информации.
- Семинары – заранее подготовленные сообщения, выступление и обсуждение
- Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
- Презентация – публичное представление определённой темы или видеопродукта, в том числе в соцсетях
- Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы
- Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики
- Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе
- Ролевые игры – предложение ребёнку действовать в каой- либо роли в моделируемой ситуации
Режим занятий-
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живой природы, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности, навыков публичного представления результатов своей работы
Задачи:
Обучающие:
- расширение кругозора обучающихся;
- расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);
- обучение созданию новых продуктов на основе имеющихся знаний
- обучение приёмам представления информации;
- подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.
Развивающие:
- развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- развитие умений публично представлять интересы своей работы.
Воспитательные:
- воспитание экологической грамотности;
- воспитание эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру;
- воспитание умений работать в коллективе, отвечать за успех общего дела.
Содержание учебного плана.
Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Лаборатория успеха. | 3 | 3 | 0 | Входное диагностическое собеседование |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. | |||||
Биологическая лаборатория, правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. | |||||
Оборудование « Точки Роста». Правила техники безопасности при работе в лаборатории. | |||||
2 | Мир под микроскопом | 17 | 4 | 13 | Лабораторные работы с микроскопом, отчёт о работе, самостоятельная работа, создание презентации и видеоролика |
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Лабораторная работа № 1: «Устройство микроскопа». | |||||
Электронный микроскоп, его особенности. Создание видеоролика « Устройство микроскопа | |||||
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», « временный микропрепарат» «фиксированный микропрепарат». Лабораторная работа № 2: «Изготовление временного микропрепарата» | |||||
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. Создание видеоролика « Микропрепарат». | |||||
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Лабораторные работы:№ 3, 4 «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, рябины и их изучение под микроскопом» | |||||
Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата картофеля, яблока и их изучение под микроскопом. | |||||
Создание видеоролика « Клетки растений под микроскопопом» | |||||
Бактерии и грибы под под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом. Лабораторная работа № 5 «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом». | |||||
Создание видеоролика « Знакомьтесь, живая бактерия». | |||||
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Лабораторные работы № 6: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом», Лабораторные работы «Выращивание плесневых грибов», «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом» .Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов. | |||||
Создание видеороликов « Плесень бывает разная» и « Семейка дрожжей». | |||||
Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. Лабораторная работа № 9: «Выращивание колоний и изучение их под микроскопом». « | |||||
Школа под микроскопом. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. | |||||
Лабораторная работа № 10. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) | |||||
Оформление результатов исследовательской работы. Создание видеороликов «Школа под микроскопом». Польза и вред микроорганизмов. | |||||
Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов. | |||||
3 | Жизнедеятельность растений – взгляд из лаборатории | 14 | 2 | 12 | Отчёт об экскурсии Работа с определителями. Изготовление гербария Результаты работы с цифровой лабораторией « Точка Роста», творческая работа, защита творческих работ |
Обмен веществ у растений. Дыхание. Испарение воды растениями. Изучение механизмов испарения воды листьями. Тургор в жизни растений. | |||||
Лабораторная работа №11 «Дыхание листьев», | |||||
Лабораторная работа № 12 «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев». | |||||
Лабораторная работа №13 «Испарение воды листьями до и после полива». | |||||
Лабораторная работа № 14 «Тургорное состояние клеток» . | |||||
Создание видеоролика « Все мы дышим», | |||||
Создание видеороликов «Элементы конспирации в транспирации», « Что такое тургор». | |||||
Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян. Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. Вегетативное размножение растений. | |||||
Лабораторная работа № 14 «Фотосинтез». | |||||
Лабораторная работа № 15 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения». | |||||
Лабораторная работа № 16«Условия прорастания семян. Значение воды и воздуха для прорастания семян». | |||||
Лабораторная работа № 17 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» , | |||||
Создание видеоролика « Жизнь растений». | |||||
Подведение итогов. | |||||
Итого | 34 | 9 | 25 |
Содержание
Лаборатория успеха(3 ч).
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Биологическая лаборатория, правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Оборудование « Точки Роста». Правила техники безопасности при работе в лаборатории.
Мир под микроскопом(18 часов).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы.
Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним.
Лабораторная работа № 1: «Устройство микроскопа». Электронный микроскоп, его особенности. Создание видеоролика « Устройство микроскопа»
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», « временный микропрепарат» «фиксированный микропрепарат». Лабораторная работа № 2: «Изготовление временного микропрепарата» Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. Создание видеоролика « Микропрепарат».
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Лабораторные работы:№ 3, 4 «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, рябины и их изучение под микроскопом» «Приготовление микропрепарата картофеля, яблока и их изучение под микроскопом. Создание видеоролика « Клетки растений под микроскопом»
Бактерии и грибы под под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом. Лабораторная работа № 5 «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом». Создание видеоролика « Знакомьтесь, живая бактерия».
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Лабораторные работы № 6, 7, 8: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом», «Выращивание плесневых грибов», «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом» .Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов. Создание видеороликов « Плесень бывает разная» и « Семейка дрожжей».
Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. Лабораторная работа № 9: «Выращивание колоний и изучение их под микроскопом». «
Школа под микроскопом. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. Лабораторная работа № 10. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы. Создание видеороликов «Школа под микроскопом». Польза и вред микроорганизмов.
Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.
Раздел 3. Жизнедеятельность растений – взгляд из лаборатории ( 13 часов)
Обмен веществ у растений. Дыхание. Испарение воды растениями. Изучение механизмов испарения воды листьями. Тургор в жизни растений.
Лабораторная работа №11 «Дыхание листьев», Лабораторная работа № 12 «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев». Лабораторная работа №13 «Испарение воды листьями до и после полива. Лабораторная работа № 14 «Тургорное состояние клеток» . Создание видеороликов « Все мы дышим», « Элементы конспирации в транспирации», « Что такое тургор».
Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян. Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. Вегетативное размножение растений
Лабораторная работа № 14 «Фотосинтез». Лабораторная работа № 15 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения». Лабораторная работа № 16«Условия прорастания семян. Значение воды и воздуха для прорастания семян».
Лабораторная работа № 17 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» ,
Подведение итогов.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты.
В процессе прохождения программы «Юный исследователь» у обучающихся формируются следующие результаты:
Предметные результаты:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
•получат возможность осознать своё место в мире;
•познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
•получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации и видеоролики..
•получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Научаться представлять результаты учебной деятельности интересно и увлекательно в соцсетях.
- научаться представлять результаты учебной деятельности интересно и увлекательно в соцсетях
Личностные результаты:
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
•ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
•способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
•формирование чувства ответственности за выполненное дело
Метапредметные результаты:
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
•различать способ и результат действия.
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; создавать простейшие видеоролики
•проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
•формулировать собственное мнение и позицию;
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график.
Продолжительность учебного года | 1 сентября -27 мая |
Количество учебных недель в учебном году | 34 |
Режим работы | Вторник, 14. 15-14.55 |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение .
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Юный исследователь» предполагают наличие следующего оборудования:
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение,);
- световые и электронные микроскопы
- цифровая лаборатория по биологии;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, принтер, мультимедийная доска, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет)
Формы аттестации, контроля.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе
«Юный исследователь» используются следующие виды контроля:
- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы) - собеседование;
- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам .реализации программы).
Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
- выполнение практических/лабораторных работ (постановка опыта, эксперимента);
- выполнение творческих работ; создание презентаций и видеороликов.
- индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос;
- викторины;
- конкурсы;
- создание фотоальбомов;
- презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов и творческих работ;
- защита проектов.
- защита портфолио (проходит на итоговом занятии в форме презентации).
Также к формам аттестации могут относиться:
- Участие обучающихся объединения в конкурсах, олимпиадах и конференциях областного и всероссийского уровня.
- Отзывы родителей.
- Публикации о результатах деятельности объединения в СМИ.
- Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.
Формы отслеживания и фиксации предъявления образовательных результатов учащихся могут быть представлены в виде: грамот, дипломов, сертификатов, портфолио учащихся, отчетных выставок, аналитических результатов.
Список литературы и использованных ресурсов.
Программные материалы.
- Бурлуцкая С.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно- научной направленности « Юный биолог». Центр « Точка Роста», г. Красногор, 2022
- Лукьяненко Е.Л. Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Г. Алексин, 2022
- Калакуток А.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебного объединения « Юный биолог», а. Старобжегоковая, 2021
- Черемисина Н.В. Рабочая программа внеурочной деятельности « Практическая биология», Точка Роста
Список литературы.
Антонова к. Мир под микроскопом. 4D книга
Мазур О. Невидимый мир. – М., Levenguk press, 2021
Роджерс. К. Микромир. Детская энциклопедия школьника. – М.: Росмэн, 2022.
Раждак Э., Лавердан Д. Живой мир под микроскопом. М.: Эксмо, 2019 – 30с
Рейн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. – М.: Мир, 1991
Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2016
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»
Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколог-исследователь» (ТОЧКА РОСТА)
Программа внеурочной деятельности в Центре естественно-научной и технологической направленности "Точка роста". Данная программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Продолжительность - ...