Самостоятельная работа на уроках биологии
статья по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа на уроках биологии
МОУ "Чойская СОШ"
учитель биологии Мстиславская Н.В
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности. Как же эффективнее учить школьников? Задача учителя – не дать знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму» (Конфуций, 450 г. до н.э.). Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. В результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками
Важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы. На таких уроках использую и письменные проверочные работы, в которых использую разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.
Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:
- проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);
- работа с учебной литературой и наглядностью;
- работа со средствами ИКТ и др.
Работа с книгой и наглядностью
Одна из целей изучения биологии учащимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебником занимает большое место у меня на уроке. Для учащихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии. Так же это подготовка к ОГЭ, где есть задания на работу с текстом.
Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически:
- для нахождения и выделения основных понятий, определений;
- при описании опытов, справочных данных;
- для закрепления знаний и формирования умений;
-заполнение таблиц ;
- для подготовки к выполнению домашнего задания.
Работу с учебником провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц (настенных). Самостоятельные работы учащихся с книгой приобретают наибольший удельный вес при изучении общей биологии (9 кл.). В курсе общей биологии раскрываются основные теоретические положения, биологические закономерности, для усвоения которых не всегда можно использовать эксперимент, наблюдение.
Работа с терминами .
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию.
- закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы; Например:
Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше.
а) хитиновые покровы; б) паразитизм; в) высокая плодовитость;
г) многофункциональные конечности; д) незамкнутая кровеносная система;
е) развитые органы чувств; ж) жаберное дыхание.
Терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:
- генетика– это ....................
- наследственность– это .........................
- изменчивость– это ...........................
- орган – это ...........................
Домашние задания
Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.
Летние задания
Еще большую самостоятельность ученики могут проявить при выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. Например:
- собрать сорные растения для гербария;
- собрать листья простые и сложные (по10 экз. для лабораторной работы);
- собрать растения одного из семейств (4 – 5 представителей);
- наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого червя и т.д.) и др.
Более эффективно задавать летние задания не на последнем уроке, а об этом надо напоминать весь год.
Литература
- Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
- Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.
- Петрищева Г. С. Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию/ Педагог, - 1997. - № 3
- Самостоятельные работы по биологии: Пособие для учителя/ Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. – М.: Просвещение, 1984.
- Травникова В. В. Биологические экскурсии. Санкт-Петербург: Паритет, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки по организации самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа о самостоятельной деятельности учащихся...
Самостоятельная работа на уроках биологии
Очень важно научить ребят работать самостоятельно. Как же это сделать?...
Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"
Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"...
Самостоятельная работа на уроках биологии
Разные формы самостоятельной работы на уроках биологии...
Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....
Исследовательская работа по теме "Самостоятельная работа на уроках биологии"
Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.Од...