Самостоятельная работа на уроках биологии
статья по биологии на тему

использование разнообразных форм самостоятельных работ на уроках. Это и: - проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы); - работа с учебной литературой и наглядностью; - работа со средствами ИКТ и работа с терминами..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроках биологии

МОУ "Чойская СОШ"

 учитель биологии Мстиславская Н.В

  Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности.  Как же эффективнее учить школьников? Задача учителя – не дать знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму» (Конфуций, 450 г. до н.э.). Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. В результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками

Важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.  На таких уроках использую и письменные проверочные работы, в которых использую разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.

  Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

- проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);

- работа с учебной литературой и наглядностью;

- работа со средствами ИКТ и др.

Работа с книгой и наглядностью

Одна из целей изучения биологии учащимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебником   занимает большое место у меня на уроке.   Для учащихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии. Так же это подготовка к ОГЭ, где есть задания на работу с текстом.

Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически:

- для нахождения и выделения основных понятий, определений;

- при описании опытов, справочных данных;

- для закрепления знаний и формирования умений;

-заполнение таблиц ;

- для подготовки к выполнению домашнего задания.

Работу с учебником провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц (настенных).  Самостоятельные работы учащихся с книгой приобретают наибольший удельный вес при изучении общей биологии (9 кл.).   В курсе общей биологии раскрываются основные теоретические положения, биологические закономерности, для усвоения которых не всегда можно использовать эксперимент, наблюдение.

Работа с терминами .

Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию.  

- закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы; Например:

Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше.

а) хитиновые покровы;  б) паразитизм;  в) высокая плодовитость;  

г) многофункциональные конечности; д) незамкнутая кровеносная система;

е) развитые органы чувств;  ж) жаберное дыхание.

  Терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

  1. генетика– это ....................
  2. наследственность– это .........................
  3. изменчивость– это ...........................
  4. орган – это ...........................

Домашние задания

Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.

Летние задания

Еще большую самостоятельность ученики могут проявить при выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. Например:

- собрать сорные растения для гербария;

- собрать листья простые и сложные (по10 экз. для лабораторной работы);

- собрать растения одного из семейств (4 – 5 представителей);

 - наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого червя и т.д.) и др.

Более эффективно задавать летние задания не на последнем уроке, а об этом надо напоминать весь год.

Литература

  1. Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.
  3. Петрищева Г. С. Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию/ Педагог, - 1997. - № 3
  4. Самостоятельные работы по биологии: Пособие для учителя/ Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Травникова В. В. Биологические экскурсии. Санкт-Петербург: Паритет, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках биологии

Очень важно научить ребят работать самостоятельно. Как же это сделать?...

Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"

Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"...

Самостоятельная работа на уроках биологии

Разные формы самостоятельной работы на уроках биологии...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Исследовательская работа по теме "Самостоятельная работа на уроках биологии"

Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.Од...