Рабочая программа по биологии для 5 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Составлена на основе_ учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2012
Соответствует учебнику О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. Природоведение.- М.: Владос,2013г.
Количество часов__34__(__1__ч в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_5_klass_ind.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
МО «РАДИЩЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено и одобрено на заседании ШМО | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель ШМО | Зам. дир. по УВР | Директор МБОУ «Октябрьская СШ» |
МБОУ «Октябрьская СШ» | ||
___________ /_В. И. Титова_/ | __________ /Т.Г.Волик/ | ___________ /Н.А.Наумова/ |
Протокол №__1_ от | Приказ № _240 - О_ | |
«_30_» _августа_ 2017 г. | «_31_» _августа_ 2017 г. | от «_31_» _августа_ 2017 г. |
Рабочая программа
по биологии
для 5 класса
на 2017-2018 учебный год
учителя Титовой В. И.
Составлена на основе_ учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2012
Соответствует учебнику О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. Природоведение.- М.: Владос,2013г.
Количество часов__34__(__1__ч в неделю)
Планируемые результаты обучения
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Содержание
Биология – наука о живом мире (9 часов)
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.
Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Экскурсия «Живая и неживая природа»
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»
Практическая работа №1: обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира.
Многообразие живых организмов (12 часов)
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в
атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».
Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями».
Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)
Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Человек на планете Земля (5 часов)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Итоговая контрольная работа
Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.
Тематическое планирование
Разделы | Тема урока | Кол - во часов |
Биология – наука о живой природе (9 часов) | Биология как наука | 1 |
Признаки живых организмов | 1 | |
Методы изучения живых организмов | 1 | |
Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | 1 | |
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | 1 | |
Живые клетки. Лабораторная работа №2 « строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | |
Особенности химического состава живых организмов | 1 | |
Свойства живых организмов | 1 | |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология –наука о живом мире» | 1 | |
Многообразие живых организмов (12часов) | Разнообразие организмов Профилактика гриппа. | 1 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 1 | |
Значение бактерий в природе и для человека | 1 | |
Растения. Растения местной флоры. | 1 | |
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения» | 1 | |
Животные. Животные местной фауны. | 1 | |
Животные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | 1 | |
Грибы. Ядовитые и съедобные грибы нашего края, их использование. | 1 | |
Многообразие и значение грибов. | 1 | |
Лишайники | 1 | |
Значение живых организмов в природе и жизни человека | 1 | |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов | 1 | |
Жизнь организмов на планете Земля (8 часов) | Среды жизни на планете Земля | 1 |
Экологические факторы среды. | 1 | |
Приспособления организмов к жизни в природе. | 1 | |
Природные сообщества. | 1 | |
Природные зоны России | 1 | |
Жизнь организмов на разных материках. | 1 | |
Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 | |
Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля. | 1 | |
Человек на планете Земля (5 часов) | Как появился человек на Земле. | 1 |
Как человек изменял природу. | 1 | |
Важность охраны живого мира планеты. | 1 | |
Сохраним богатство живого мира. Охраняемые растения и животные нашего края | 1 | |
Итоговый контроль. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5класс литература
Рабочая программа по литературе Курдюмовой Т.Ф. для 5 класса...
Рабочая программа, 5класс
Рабочая программа, 5класс, учебник Н.Я.Виленкин...
рабочая программа 5класс(В.В.Пасечник)
В рабочей программе размещены:пояснительная записка ,требования,содержание,календарно-тематическое планирование,литература....
Рабочая программа 5класс Хайдарова Р.З.
Рабочая программа 5класс Хайдарова Р.З.(тат.яз,тат.литер)...
рабочая программа 5класс
рабочая программа 5класс.ФГОС...
Вводное занятие. Вводный и первичный инструктаж на рабочем месте. 5класс
Вводное занятие в 5классе...
Рабочая программа 5класс по ФГОС ОБЖ
Рабочая программа...