Рабочая программа 5класс литература
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе Курдюмовой Т.Ф. для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5klass.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Заиграевский район»
Управление образования МО «Заиграевский район»
МОУ Усть-Брянская основная общеобразовательная школа
Утверждаю Согласовано заместитель Программа рассмотрена и
Директор МОУ Усть-Брянской директора по УВР одобрена на заседании МО
ООШ ____________________ МОУ____________ООШ Усть- Брянской ООШ
Приказ№___от « »______2011г. « »________2011г Протокол№__ от « »_____
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 5-х классов
учителя Кушнаревой Т.К.
2011г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе.
Цель и задачи учебного предмета:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Курс литературы для 5 класса рассчитан на 68-70 часов (2 часа в неделю).
Требование к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
- содержание текстов программных произведений;
- тематику фольклорных произведений различных жанров (баллада, сказка) и литературных произведений, главных персонажей произведений, мотивы их поступков;
- определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
- характерные особенности фольклора и литературы как вида искусства;
должны уметь:
- различать фольклорные и литературные произведения;
- определить род и жанр литературного произведения;
- охарактеризовать повествовательную манеру произведения;
- дать устную характеристику изучаемого произведения, пересказать его сюжет;
- аргументировать устный ответ на поставленный вопрос;
- сформулировать четкий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос;
- понимать и уметь использовать при изучении произведений следующие основные понятия: жизнеподобие, фантастика как виды художественной условности, народный эстетический идеал в произведениях фольклора, сказочный и балладный сюжет, роль и значение автора в художественном произведении (авторская позиция и авторский идеал), род и жанр литературного произведения;
- уметь правильно и выразительно читать вслух фрагменты художественных текстов.
Календарно-тематические планы
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Дата | Виды и формы контроля | Оснащения | Планируемый результат |
Литература как искусство слова | 1 | работа с книгой | Иметь представление о художественной литературе как об одном из важнейших достижений культуры | |||
Славянские мифы. Праздники и обычаи , связанные с мифологическими представлениями о мире. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, мультмедийная презентация | Знать определение понятия «миф», «герой», герой в древнегреческой мифологии. | ||
Греческий миф « яблоки Гесперид». Миф как форма познания и эстетического освоения мира. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, мультмедийная презентация, пересказ | Уметь находить решение в проблемной ситуации. Анализировать и оценивать произведение как художественное целое. Дать оценку героям и событиям. | ||
Что такое фольклор, фольклорные жанры. Былина как жанр фольклора. Былина «Три поездки Ильи Муромца» | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест. | работа с учебником, мультмедийная презентация, | Знать особенности фольклора, определение малых видов фольклора, владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу, использовать приобретенные знания для создания своих работ. | ||
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, мультмедийная презентация, | уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды, уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа | ||
Волшебная сказка «Царевна лягушка» | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | воспринимать и понимать волшебную сказку. Совершенствовать навыки пересказа и речи. | ||
Сказки народов мира. Арабские сказки. «Тысяча и одна ночь». «Синдбад – мореход» - сказка о путешествиях | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебник ТЕСТ | работа с учебником, сочинение, работа с мультимедиа -презентацией | уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды, уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа. | ||
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Афоризм. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с различными источниками информации, работа с мультимедиа-презентацией | Уметь ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора, давать определение каждого жанра. | ||
Анекдоты. Сказки – анекдоты | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | Уметь ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора, давать определение каждого жанра. | ||
Песни, частушки. Тематика частушек. Музыка в произведениях фольклора. | 1 | Текущий контроль – индивидуальные сообщения Тест. | работа с учебником, с различными источниками информации | Уметь ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора, давать определение каждого жанра. | ||
Русский народный театр. « Озорник Петрушка». Связь народного театра с другими формами фольклора. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация | Знать роль народного театра в истории рус. культуры, связь народного театра см другими формами фольклора. | ||
Загадки как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | Знать особенности фольклора, использовать приобретенные знания для создания своих работ. | ||
Итоговый урок по фольклору « В гостях у кота Баюна»- творческая мастерская | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу, использовать приобретенные знания для создания своих работ. | ||
Введение . Русская классическая литература. Жанр басни. И. А. Крылов « Свинья под дубом | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, портрет | познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами, знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. | ||
Вн.ч. Жанр басни в мировой литературе. | 1 | Итоговый контроль (тест№9) | Слово учителя, чтение и обсуждение басни, ответы на вопросы, инсценировка | знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали. | ||
Жанр баллады. В. А. Жуковский « Лесной царь». Стихотворные загадки поэта. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедийной презентацией | Уметь выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою; | ||
Жуковский – сказочник. « Спящая царевна». | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений. Знать историко-культурные сведения, биографические сведения о писателях. | ||
А. С. Пушкин , юность, начало творческого пути. Родная природа и мир фантазий в лирике поэта. | 1 | Итоговый контроль – зачет (тесты) | работа с мультимедийной презентацией, с учебником , тест | Пополнить, уточнить знания о биографии писателя | ||
А. С . Пушкин «Руслан и Людмила» (Пролог) . Влияние народного творчества | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником | знать содержание поэмы, уметь описывать и характеризовать центральные образы, понимать идею поэмы “Руслан и Людмила”, знать поэтические средства художественной выразительности | ||
А. С . Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь I. Нравственная красота героев. | 1 | текущий контроль – сжатый пересказ самостоятельно прочитанной сказки А.С.Пушки-на | работа с учебником | комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования, самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему. Знать размеры стихотворения, уметь определять их в тексте. | ||
А. С . Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь II. Руслан, его помощники, соперники, враги. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тест | Иметь понятие ритма, стопы, строфы, рифмы. Знать разнообразие рифм в лирических стих-ях.. | ||
А. С . Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь III. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тест | уметь описывать и характеризовать центральные образы, понимать идею поэмы “Руслан и Людмила | ||
Поэтические картинки зимы. А. С . Пушкин «Зимняя дорога», « Зимний вечер». | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация | Знать двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе, понятие темы и поэтической идеи стихотворения. Уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать | ||
Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником,тетрадь | Уметь производить анализ лирического произведения. | ||
М. Ю. Лермонтов . Детство поэта. «Парус», «Тучи» | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с мультимедийной презентацией, с учебником | Знать биографические факты, основные мотивы лирики поэта, содержание и тему стихотворения “Парус”; прием сравнения в композиции произведения. Уметь выразительно читать стихотворный текст, анализировать поэтический текст и делать выводы | ||
Н. В. Гоголь .Рассказ о писателе. Знакомство со сборником « Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Итоговый контроль – зачет (тесты) | работа с учебником,тетрадь | Знать понятие “художественная деталь” в произведении, понятие “юмор”. Уметь характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов, выполнять анализ фрагментов произведения. | ||
Н. В. Гоголь « Пропавшая грамота | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедийной презентацией, работа с учебником, тетрадь | Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя, уметь доказывать, что «Пропавшая грамота» – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль. | ||
Детство И. С. Тургенева. История создания «Муму». Главные герои произведения. | 1 | текущий контроль – сжатый пересказ самостоятельно прочитанной сказки А.С.Пушки-на | работа с учебником, тетрадь | Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием “сюжет”. Понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь охарактеризовать литературного героя | ||
И. С. Тургенев « Муму». Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником,тетрадь ,мультимедиа-презентация | сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме. | ||
Поэтический образ Родины. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, пони- мать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | ||
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Композиция и герои произведения | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь ,работа с мультимедиа -презентацией | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. | ||
Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова «Бородино. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь ,работа с мультимедиа -презентацией | Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | ||
Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова «Бородино | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с мультимедийной презентацией, | Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | ||
Петя Ростов в партизанском отряде. Диалог в инсценировке. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедийной презентацией, с учебником | Знать, что такое «художественная деталь», «драма». Уметь давать характеристики героям, видеть взаимосвязь событий и героев, выделять в худ. произведении значимые для сюжета эпизоды, действия, важные для характеристики героя. Уметь обобщать материал, сопоставлять разные жанры худ. произведений. | ||
Связь веков в поэзии ХХ века Неразрывная связь русской литературы ХIХ и ХХ вв. Сохранение традиций в литературе ХХ века. А.С. Пушкин в литературе ХХ века: И.А. Бунин («26-е мая»), А.А. Ахматова («В Царском Селе»), В.А. Рождественский («Памятник юноше Пушкину»), а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору, учителя и учащихся). | 1 | Текущий контроль – выразительное чтение стихотворения наизусть. Тест | работа с учебником, тетрадь | Знать, что такое «художественная деталь», «драма». Уметь давать характеристики героям, видеть взаимосвязь событий и героев, выделять в худ. произведении значимые для сюжета эпизоды, действия, важные для характеристики героя. Уметь обобщать материал, сопоставлять разные жанры худ. произведений. | ||
К.Г. Паустовскай О творчестве писателя. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни. Сказка «Теплый хлеб». Сказочный сюжет и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедийной презентацией, с учебником | Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, объяснить смысл названия рассказа. | ||
Два «волшебных кольца» в сказках писателей ХХ века А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Писатель о своем детстве и о привязанности к тяжкому «потному» труду. Герои сказки Платонова — Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь | Знать жанровые особенности сказки. Уметь обобщать материал, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений | ||
Джералд Даррелл Джералд Даррелл — естествоиспытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. «Говорящий сверток» — книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, работа с учебником, тетрадь | |||
Джанни Родари Джанни Родари — любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» — отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. Современный подход к знакомым сюжетам. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника тест | работа с учебником, тетрадь | Знать жанровые особенности сказки. Уметь обобщать материал, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведе | ||
Льюас Кэрролл «Алиса в Стране чудес». Сказка ученого Кэрролла и ее перевод-переработка В.В. Набоковым. Любознательность героини сказки Набокова и ее способность к необычным решениям и поступка | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Знать жанровые особенности сказки. Уметь обобщать материал, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведе | ||
Джон Роналд Руэл Толкан Толкин — один из самых читаемых в мире авторов второй половины ХХ в. Новый жанр в литературах мира — фэнтези. «Хоббит, или Туда и обратно». Характер и взгляды главного героя как причина событий. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Связь произведения с фольклором. | Итоговый контроль (тест№27) | работа с учебником, тетрадь,тест | ||||
И.А. Бунин «Детство». «Сказка». «Первый соловей». «Канарейка». Буни н- поэт. Впечатления детства него стихах: роль фантазии и роль памяти. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихов. Творческая мастерская ( создание своих сказок) | 1 | Текущий контроль – выразительное чтение стихотворения наизусть | работа с учебником, тетрадь | Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу. Использовать приобретенные знания для создания своих сказок. | ||
К.Д. Бальмонт «Снежинка». «Золотая рыбка». Лирика Бальмонта. Совершенство его стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образам. | 1 | Текущий контроль – выразительное чтение.Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | |||
И. Северянин «В парке плакала девочка». «Что шепчет парк». Сочувствие всему живому в стихах поэта. Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, ан | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | |||
Лирика ХХ века. Урок-концерт Стихотворения поэтов: В. Брюсов «Старый викинг», А. Блок «Девушка пела в церковном хоре», С. Городецкий «Горшеня», Н. Гумилев «Жираф», А. Ахматова «Мне голос был...», О. Мандельштам «Домби и сын» и др. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | |||
И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» — Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа и его | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника. Тест | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, работа с учебником, тетрадь,тест
| Знать факты биографии писателя. Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
А.М. Ремизов Увлечение писателя русским фольклором. Мастерство использования старинной речи. Сборник писателя «Посолонь» (от слова «солнце»). Сказка «3мей» и ее герой. Сюжет и неизбежность его комической развязки... | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ «Огненное “А”» о мечте подростков начала века (связь с Марсом). Герой Вовочка как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
А.И. Куприн «Мой полет». Куприн — один из самых популярных писателей начала ХХ в. Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских летчиков, Заикин, и Куприн. Сюжет и поступок героев. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, тест | Знать признаки очерка как жанра. Уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, объяснить смысл названия рассказа. | ||
Ф. Сологуб (2 ч) | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
М.М. Зощенко Произведения Зощенко для детей. «Великие путешественники» как одно из забавных путешествий, с которым ученики познакомились в начальной школе. Новый взгляд на эту «робинзонаду» в 5 классе. Художественные приемы в юмористических рассказах. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация,тест, работа с учебником, тетрадь | Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
Поэтический образ Родины А.А. Блок «На лугу, Н.А. Заболоцкий «Оттепель, Д.Б. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето...», Н.М. Рубцов «3везда полей» и другие стихотворные и прозаические произведения о красоте родной земли. | 1 | Итоговый контроль – зачет (тест№32) | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь выразительно читать стихи, анализировать | ||
Героическое прошлое России А.И. Фатьянов. «Соловьи». А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом», А.А. Ахматова. «Мужество». Р. Гамзатов. «Журавли». Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь, тест | Уметь выразительно читать стихи, анализировать | ||
В. П. Астафьев Автобиографические произведения писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткино озеро». Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Теория. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест, сочинение | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
Ф.А. Абрамов «Валенки». Тяжкий труд в тылу в годы Великой Отечественной войны. Даша Косова и ее премия. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедиа –презентацией,тест, работа с учебником, тетрадь , | Владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
В.И. Белов (1 ч) | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | ||||
В/ч Кир Булычев Защита народных сказок, их сюжетов и героев в «Заповеднике сказок». Новые сказки о девочке Алисе из будущего. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника, сочинение. | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, работа с учебником, тетрадь | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, | ||
Туве Янссон «Последний в мире дракон». Писательница и художница Туве Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Муми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация работа с учебником, тетрадь , | Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа | ||
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги — Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, трудолюбие, оптимизм. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест, сочинение | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
Рудольф Эрих Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях». | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Марк Твен — мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и ее герои | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с различными источниками информации, работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, | ||
Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Три детективные повести о Калле Блюмквисте. Находчивость, энергия и изобретательность главногероя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа | ||
Сюжет и композиция художественного произведения Итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведениях. Элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка. Сюжет и герой произведения. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | Знать что такое сюжет и композиция произведения, владеть навыками пересказа | ||
В/ч Великий сыщик Шерлок Холмс (2 ч) | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
Мой любимый литературный герой. М.И. Цветаева | 1 | Текущий контроль – выразительное чтение стихотворения, наизусть. Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
67-70 | Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей при организации летнего чтения. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника итоговый контроль – творческие задания | работа с учебником, тетрадь |
Список литературы:
Литература для учителя
1. Т.Ф. Курдюмова «Литература. 5 класс»: «Дрофа», Москва, 2008 г
2. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева Поурочные разработки по литературе 5 класс , Москва,ВАКО,2003г.
3 .Золотарева И.В, Егорова Н.В «Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс»., Москва, 2005г
4. Т.М.Амбушева Поурочные планы по учебнику- хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой, Волгоград,2005г
5. Л.В.Антонова Контрольно-измерительные материалы, Москва, ВАКО 2010г.
6. Н.И.Еременко, Занимательные материалы по литературе, Волгоград,Корифей,2005г
7. Золотарева И.В, Егорова Н.В«Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс»., Москва, 2005г
Литература для учащихся:
- Т.Ф. Курдюмова «Литература. 5 класс»: «Дрофа», Москва, 2008
- Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994
Контрольно-измерительные материалы
по литературе 5 класс (тесты)
Оснащение:
1.Учебник литературы Т.Ф.Курдюмовой
2.Портреты писателей и поэтов
3. Тесты по темам
4. Презентации
5.Диск Литература 5 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 5класс
Рабочая программа, 5класс, учебник Н.Я.Виленкин...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
Рабочая программа по литературе.5класс
1. Пояснительная записка Данная рабочая программа: разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента госуда...
Рабочая программа по литературе 5класс
Материал содержит программу и тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе 5класс
Календарно- тематическое планирование по литературе 5класс...
Рабочая программа по литературе 5класс Меркин
Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5класс
Уровень общего образованияосновное общее образование, 5 классКоличество часов 102 часа Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательн...