рабочая программа 5класс(В.В.Пасечник)
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме
В рабочей программе размещены:пояснительная записка ,требования,содержание,календарно-тематическое планирование,литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5klass.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ельнинская средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрено: Утверждено: Утверждаю:
На заседании ШМО на педсовете Директор МБОУ СОШ№3
-----------/ -------------- ----------- - /--------------- ---------------/-----
«-----» ------------2012г. «-----»---------------2012г. « ----» ---------- 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии - 5 класс
Ковалевой Любовь Петровны
учителя биологии 1 категории .
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника. Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования , а также Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 272 .В 5 классе -34часа. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. В программе обозначены требования к результатам обучения. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Пасечника, Биология. учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.В.Пасечника. М.: Дрофа, 2012.
Требования к результатам обучения
Личностными являются :
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию .
3) умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;) и процессов (обмен веществ , питание, дыхание, выделение, рост, размножение,)
необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, бактериями, грибами
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов сравнение биологических объектов и процессов , умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. 5 класс
(34ч. 1 в неделю)
Раздел 1. Введение (5ч)
Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения при
роды: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, , измерительные приборы). Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение. Среды обитания (водная ,наземно-воздушная, почвенная, и организм как среда обитания) Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Практические работы
Проведение фенологических наблюдений за изменениями ,происходящими в жизни растений осенью.
Раздел 2. Клеточное строение организмов.(7ч )
Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Химический состав клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Жизнедеятельность клетки. Ткани (образовательные, основные, покровные ,проводящие, механические)
Лабораторные и практические работы
№1Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
Строение клеток (на готовых микропрепаратах) .
№2Строение клеток кожицы чешуи лука .
Раздел 3. Царство Бактерии (3 ч)
Бактерии . Строение и жизнедеятельность бактерий, размножение бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии.
Раздел 3. Царство Грибы (5ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
№3Изучение строения тел шляпочных грибов.
№4Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Раздел 4 Царство Растения (13 ч)
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, размножение. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека .Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, размножение, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, размножение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, размножение, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Лабораторные работы
№5Строение зеленых одноклеточных водорослей.
№6Строение мха.
№7Строение спороносящего папоротника.
№8Строение хвои и шишек хвойных.
Календарно тематическое планирование по биологии 5класс (34ч)
№ | Дата | Тема урока. | Примечание. | Дом.зад. |
Введение(5ч.) | ||||
1 | Биология наука о живой природе. | §1 | ||
2 | Методы исследования в биологии. | §2 | ||
3 | Разнообразие живой природы. | §3 | ||
4 | Среды обитания. | §4 | ||
5 | Экологические факторы. | §5 | ||
Раздел 1.Клеточное строение организмов( 7ч.) | ||||
6 | Устройство увеличительных приборов Л.Р .1.Устройства лупы и микроскопа | §6 | ||
7 | Строение клетки. Л.Р.2Приготовление и рассматривание кожицы чешуи лука. | §7 | ||
8 | Химический состав клетки. | §8 | ||
9 | Жизнедеятельность клетки. | §9 | ||
10 | Деление клетки. | §9 | ||
11 | Ткани. | §10 | ||
12 | Об. Урок по теме: Клеточное строение. |
| ||
Раздел 2 Царство Бактерии(3ч) | ||||
13 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | §11 | ||
14 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | §12 | ||
15 | Болезнетворные бактерии. | §12 | ||
Раздел 3.Царство Грибы( 5ч.) | ||||
16 | Общая характеристика грибов. | §13 | ||
17 | Шляпочные грибы. Л.Р.3Строение плодовых тел шляпочных грибов. | §14 | ||
18 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.Р.4 Плесневый гриб мукор, строение дрожжей. | §15 | ||
19 | Грибы –паразиты. | §16 | ||
20 | Об.урок по темам : .Грибы .Бактерии. |
| ||
Раздел 4 .Царство Растения.(13ч.) | ||||
21 | Разнообразие ,распространение ,значение растений. | §17 | ||
22 | Водоросли. Л.Р.5Строение одноклеточных водорослей. | §18 | ||
23 | Многоклеточные водоросли. | §18 | ||
24 | Лишайники. | §19 | ||
25 | Мхи.Л.Р.6Строение мха. | §20 | ||
26-27 | Плауны, хвощи ,папоротники. Л.Р.7Строение спороносящего папоротника. | §21 | ||
28-29 | Голосеменные. Л.Р.8Строение хвои и шишек хвойных. | §22 | ||
30 | Покрытосеменные. | §23 | ||
31 | Происхождение растений. | §24 | ||
32 | Основные этапы развития | §24 | ||
33 | Об.урок по теме :Царство растения. | |||
| Резервное время-1ч. |
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учителя:
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9классыМ .Дрофа2012г.
2 .Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта М .Дрофа 2012г
3. В.В.Пасечник , Биология. учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений
4. В.В.Пасечник . Рабочая тетрадь.М.Дрофа.2012г.
5. Журнал «Биология в школе»
6 Контрольно-измерительные материалы .Биология Составитель С. Н.Березина –М. ВАКО 2011.
7. Биология. Тесты- Саратов :Лицей,2012г.
Интернет ресурсы
www .ns. portal
www.bio.1 september. ru
www.bio. nature.ru
www.km.ru/educftio
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...