конспект урока по биологии в 9 классе "Биологические катализаторы"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
УРОК 11
ТЕМА: Биологические катализаторы
Задачи: сформировать знания о ферментах, их роли в клетке; активизировать знания о катализе, катализаторах из курса химии. Продолжать умение пользоваться научными терминами и объяснять их, учиться работать в парах, проводить сравнения, делать выводы.
Оборудование: 3-процентный раствор перекиси водорода (Н2О2); кусочки сырого и вареного картофеля и мяса; пробирки.
Ход урока
I. Проверка решения домашней задачи.
II. Изучение нового материала.
- Презентация.
2. Проведение лабораторной работы (оформить результаты в таблице).
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует. Фермент каталаза имеется в каждой растительной и животной клетке. Он расщепляет Н2О2, которая образуется в клетках в результате окислительно-восстановительных реакций, с появлением молекул воды и кислорода: 2Н2О2 → О2↑ + 2Н2О
За 1 секунду 1 молекула каталазы расщепляет 200 000 молекул Н2О2. Н2О2 - ядовитое вещество, и, чтобы не произошло самоотравления клетки и организма в целом, каталаза расщепляет ее. Играет защитную функцию.
Ход работы:
- Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую кусочек сырого картофеля,в третью кусочек вареного картофеля.
- прилейте в пробирки по 2 мл 3-х процентного рас-ра Н2О2.
- Запишите наблюдаемые рез-ты.
- Сделайте вывод.
Объект | Явления, наблюдаемые при действии пероксида водорода | Объяснение наблюдений |
1. Сырой картофель | ||
2. Вареный картофель | ||
3. Сырое мясо | ||
4. Вареное мясо |
Вывод: Каталитическая (ферментативная) функция белков на примере фермента катализы и уреазы (рассказ с элементами беседы).
в пробирках с кусочками вареного картофеля и мяса не наблюдалось расщепления Н2О2, потому что при варке картофеля произошла денатурация белка-фермента каталазы, нарушилась третичная и, очевидно, вторичная структура молекулы, что и привело к разрушению активного центра фермента.
3. Фермент уреаза разлагает мочевину.
• Рассмотрим в качестве примера реакцию, знакомую почти всем владельцам кошек. Речь идет о разложении мочевины, содержащейся в кошачьей моче, на углекислый газ и аммиак H2N - СО - NH2 + Н2О → СО2Т +2NH3T
Уреазу образуют бактерии, попадающие в песок из воздуха и начинающие расти и размножаться. За 1 секунду 1 молекула уреазы расщепляет 30000 молекул мочевины. Если бы не было уреазы, то на это потребовалось бы около Змлн. лет.
Есть ферменты, которые работают быстрее и которые работают медленнее.
4. Строение и механизм действия ферментов (рассказ).
Активность фермента зависит от различных факторов: рН раствора, t° С. Катализируя реакцию, фермент тесно сближает молекулы своих субстратов, так что реагируемые части оказываются около друг друга. Субстрат после присоединения к ферменту немного изменяется. Предполагается, что именно таким путем фермент и ускоряет реакцию.
5. Значение ферментов.заслушивание сообщения учащихся.
III. Закрепление знаний. Вопросы:
— Ферменты активны лишь при определенной температуре. Объясните, почему?
- Как вы понимаете выражение: «Все ферменты - белки, но не все белки - ферменты»?
TV. Домашнее задание: § 11, вопросы 1 - 5, стр. 37.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prezentatsiya_bio_katalizatory.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биологические катализаторы
Катализом называется явление ускорения реакции без изменения ее общего результата. Вещества изменяющие скорость химической реакции , но не входящие в состав продуктов реакции называются катализаторами.
В основе всех жизненных процессов лежат тысячи химических реакций. Они идут в организме без применения высокой температуры и давления, т. е. в мягких условиях. Вещества, которые окисляются в клетках человека и животных, сгорают быстро и эффективно, обогащая организм энергией и строительным материалом. Но те же вещества могут годами храниться как в консервированном ( изолированом от воздуха) виде, так и на воздухе в присутствие кислорода. Возможность быстрого переваривания продуктов в живом организме осуществляется благодаря присутствию в клетках особых биологических катализаторов - ферментов.
Ферменты Это специфические белки, входящие в состав всех клеток и тканей живых организмов играющие роль биологических катализаторов. Молекулы одних ферментов состоят только из белков, другие включают белок и небелковое соединение, или кофермент. В качестве кофермента выступают различные органические вещества, витамины и неорганические – ионы различных металлов. Ферменты участвуют в процессах как синтеза, так и распада. При этом ферменты действуют в строго определенной последовательности, они специфичны для каждого вещества и ускоряют только определенные реакции.
Свойства ферментов Избирательность действия ферментов на разные химические вещества связана с их строением. Молекулы ферментов имеют активный центр — небольшой участок, на котором идет данная реакция. Форма и химическое строение активного центра таковы, что с ним могут связываться только определенные молекулы в силу их комплиментарности друг другу. Обратите внимание на рис. 17,в учебнике, здесь представлена схема образования фермент-субстратного комплекса.
Классификация ферментов На Международном биохимическом съезде было принято, что ферменты должны классифицироваться по типу реакции, катализируемой ими. В названии фермента обязательно присутствует название субстрата, т. е. того соединения, на которое воздействует данный фермент, и окончание - аза . (Аргиназа катализирует гидролиз аргинина и т.д.) По этому принципу все ферменты были разделены на 6 признаков.
Классификация ферментов Трансферазы Гидролазы Лиазы Оксидоредуктазы Изомеразы Синтетазы
Оксидоредуктазы Это ферменты, катализирующие окислительно-восстановительные реакции, например каталаза: 2H2O2-->O2+2H2O
Трансферазы Это ферменты, катализирующие перенос атомов или радикалов
Гидролазы Это ферменты , разрывающие внутримолекулярные связи путем присоединения молекул воды, например фосфатаза: OH / R - O - P = O + H2O --> ROH + H3PO4 \ OH
Лиазы Это ферменты, отщепляющие от субстрата ту или иную группу без присоединения воды, негидролитическим путем. Например: отщепление карбоксильной группы декарбоксилазой : O O // / CH3 - C - C ---->CO2 + CH3 - C || \ \ O OH H
Изомеразы Это ферменты, катализирующие превращение одного изомера в другой: глюкозо-6-фосфат --> глюкозо-1-фосфат
Синтетазы Это ферменты, катализирующие реакции синтеза
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
конспект урока по биологии "Урок экологии"
Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...
Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"
Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"...