Урок: Значение дыхания. Строение дыхательной системы.
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока, включающая технологическую карту, презентацию, опорный лист для учащихся, задания урока, рефлексию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 24.74 КБ |
zadanie_1_gorenie.docx | 13.06 КБ |
zadanie_2.docx | 14.66 КБ |
refleksiya.docx | 12.35 КБ |
opornyy_list.docx | 397.78 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Биология. Общие закономерности. |
Класс | 8 класс. |
УМК | Биология. Человек - Учебник для 8 класса - Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. |
Тема урока | Значение дыхания. Строение дыхательной системы. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Раскрыть сущность дыхания, изучить строение дыхательной системы в связи с функциями органов |
Планируемые результаты | Метапредметные: Овладение составляющими элементами исследовательской деятельности: умение определять и формулировать цель предстоящей работы; планировать свою деятельность; анализировать ситуацию; выделять главное и второстепенное, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Развития универсальных учебных действий (УУД): Личностные УУД: Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение человека (через деятельностный подход урока); Развитие интеллектуальных умений: сравнивать, работать с текстом, делать умозаключения, осуществлять самостоятельный поиск информации в дополнительных источниках, осознанно и произвольно строить ответы в устной и письменной форме; Познавательные УУД: работа с разными источниками информации; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия; Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, а что ещё нет; планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учёт позиции партнёров по деятельности; Предметные УД: Выделение существенных признаков биологических объектов и процесса дыхания; Сравнение биологических объектов и процессов (строение органов дыхательной системы в связи с функцией); Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание; Объяснение роли биологии в практической деятельности людей (дыхательные упражнения в основе современных здоровьесберегающих технологиях). |
Методы: | Системно-деятельностный подход, репродуктивный (вступительные слова учителя), частично-поисковый (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий), здоровьесберегающие технологии |
Формы работы | групповая, индивидуальная |
Необходимое учебное оборудование | проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, опорные листы |
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные и предметные действия | |||
Организационный. Создание благоприятного психологического настроя на работу. | Приветствие | Позитивный настрой на сотрудничество | |
Мотивирование: Опирается на имеющиеся знания; Вызывает интерес к получению новой информации; Постановка учениками темы и целей обучения. | Ведет диалог с учащимися (этапы): 1. Сегодня мы изучаем материал, тему которого вы обозначите самостоятельно. А для этого просмотрите загадку-подсказку: Видеоролик «Костер» 2. Рассмотрим детально процесс горения 3. Подумайте, какой биологический процесс имеет сходство с горением? 4. Тема урока: 5. Задайте вопросы, которые помогут вам раскрыть тему. (записывает на доске) | 1. Банк идей: Живое, растения, горение 2. Работа с таблицей (ответы на вопросы) 3. Работа с таблицей: ДЫХАНИЕ 4. Дыхание 5. Почему мы дышим? Как мы дышим? Чем мы дышим? | Предметные УД: осознавать биологические процессы; взаимосвязь между строением объекта и функцией (процессом) Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной темы, цели и задач учебной деятельности; Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
Осмысление содержания: получение новой информации: значение дыхания; | 6. Раздает ОПОРНЫЕ ЛИСТЫ, инструктирует по работе с ними на следующих этапах 7. Вопрос урока: Почему мы дышим? Задание: «Пропущенное слово». | 6. Слушают инструкцию 7. Выполняют задание: «Пропущенное слово» и озвучивают ответ | Предметные УД: осознавать сущность процесса дыхания в сравнении с процессом горения; объяснять роль биологии в практической деятельности людей в связи со здоровьесберегающими технологиями Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы; Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в выполнении задач; Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся; |
Динамическая пауза + содержание | 8. Сообщает о значимости дыхания (цитаты, правильное дыхание – основа любой физической нагрузки) Комплекс дыхательной гимнастики | 8. Выполняют вместе с учителем | |
Практический этап получение новой информации – строение и функции дыхательной системы | 9. Вопрос урока: Чем мы дышим? Показывает изображение ДС, называет органы дыхания 10. Задание: Изобразите путь кислорода на рис.1 11. Каждый орган имеет особенность строения, выполняет функцию. Инструктаж для работы в группах. 12. Сопровождает презентацию учащихся демонстрацией изображений органов и их функций | 9. Дыхательная система, органы дыхания 10. Работают в опорных листах 11. Выполняют работу в группах:
12. Презентация изученного с показом. | Предметные УД: овладение составляющими исследовательской деятельности; ориентироваться и воспринимать тексты научного стиля о дыхательной системе, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями; Регулятивные УУД: уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания; Познавательные УУД: закреплять общеучебные и логические умения и навыки; Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать |
Подведение итогов Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения | Вопросы урока – ответы урока Акцентирует на конечные результаты учебной деятельности, подвести учащихся к правильному выводу. | Анализируют, делают выводы | Принимать ответственность за результаты своей деятельности. Соотносить результат деятельности с целью. Умение устанавливать аналоги и причинно – следственные связи Высказывать свою точку зрения, используя разные средства. Самостоятельно критично оценивать свою точку зрения; |
Домашнее задание / рефлексия
Установите соответствие:
| А. слизистая оболочка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Предварительный просмотр:
Установите соответствие:
| А. слизистая оболочка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Установите соответствие:
| А. слизистая оболочка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Установите соответствие:
| А. слизистая оболочка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Предварительный просмотр:
ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме “Строение органов дыхания” (взаимоконтроль)
- Не пропускает пищу в гортань.
- Не дают трахее сужаться.
- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
- Поверхностный слой воздухоносных путей.
- Выстилает наружную поверхность легких.
- Основной орган дыхания человека.
- Внутри содержит голосовые связки.
- Самая длинная часть воздухоносного пути.
- Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.
Шифр для ответов.
А) слизистая оболочка
Б) легкие
В) бронхи
Г) трахея
Д) носовая полость
Е) надгортанник
Ж) гортань
З) хрящевидные полукольца
И) плевра
Проверьте свои ответы.
1 – Е
2 – З
3 – Д
4 – А
5 – И
6 – Б
7 – Ж
8 – В
9 – Г
Предварительный просмотр:
ОПОРНЫЙ ЛИСТ
Тема урока: ДЫХАНИЕ
Цель урока: раскрыть сущность дыхания; изучить строение дыхательной системы в связи с функциями
Проблемные вопросы урока:
Почему мы дышим? Как мы дышим? Чем мы дышим?
При дыхании в организм поступает _______________, необходимый для сжигания (окисления) ___________________________ с целью получения __________. Продуктом дыхания является __________________, который удаляется из организма.
Рис.1 Дыхательная система
Вывод:
Функции дыхательной системы:
1.______________________________________ 2.______________________________________
3.______________________________________ 4. ______________________________________
Органы дыхательной системы | Рисунок (2,3,4,5) | Функции |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Горение Почему? Что? Зачем? «Жизнь - это горение» А.Лавуазье и П.Лаплас. Наличие кислорода Древесина Тепло Наличие кислорода Органические вещества Энергия Дыхание
Тема урока: ДЫХАНИЕ ПОЧЕМУ мы дышим? ЧЕМ мы дышим?
Цель урока: 1. Раскрыть сущность дыхания; 2. Изучить строение дыхательной системы в связи с функциями органов
При дыхании в организм поступает _____________, необходимый для сжигания (окисления) ____________________ с целью получения ________. Продуктом горения / дыхания является __________________, который удаляется из организма. ПОЧЕМУ мы дышим? ?
ДЫХАНИЕ Наличие кислорода Органические вещества Энергия
При дыхании в организм поступает _____________, необходимый для сжигания (окисления) ____________________ с целью получения ________. Продуктом горения / дыхания является __________________, который удаляется из организма. кислород органических веществ энергии углекислый газ ПОЧЕМУ мы дышим? ?
КАК мы дышим?
O₂ ЧЕМ мы дышим?
ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ: Носовая полость Носоглотка Гортань Трахея Бронхи Бронхиолы Легкие (альвеолы) O₂
согревание и увлажнение воздуха; защита организма от вредных воздействий; восприятие запахов (орган обоняния).
защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков (голосообразование)
свободное прохождение воздуха в легкие; выведение пыльцевых частиц из легких в глотку;
в альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
Органы дыхательной системы Функции Носовая полость Гортань Трахея и бронхи Легкие / альвеолы согревание и увлажнение воздуха; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния). защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков (голосообразование) свободное прохождение воздуха в легкие; выведение пыльцевых частиц из легких в глотку; в альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
Цель урока: Раскрыть сущность дыхания, изучить строение дыхательной системы в связи с функциями органов Почему мы дышим ? Чем мы дышим ? Обеспечение организма кислородом и удаление углекислого газа Голосообразование Защита организма (барьерная) Теплорегуляция Дыхание = горение Дыхательная система (функции):
СПАСИБО за внимание!
Установите соответствие: А. слизистая оболочка Б. легкие В. бронхи Г. трахея Д. носовая полость Е. надгортанник Ж. гортань З. хрящевидные полукольца И. плевра Не пропускает пищу в гортань. Не дают трахее сужаться. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его. Поверхностный слой воздухоносных путей. Выстилает наружную поверхность легких. Основной орган дыхания человека. Внутри содержит голосовые связки. Самая длинная часть воздухоносного пути. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.
Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Е З Д А И Б Ж В Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
Конспект урока биологии в 9 классе по теме "Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы" и презентация по этой же теме. Эти материалы подойдут учителям биологии, работающим по УМК ...
Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."
Цели: Раскрыть биологическую сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; показать функциональную связь ...
Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами ...
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...
Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."
Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...