слуховой анализатор
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Тема урока: Слуховой анализатор.
Класс: 8
Цели урока:
- Обучающая - сформировать знания о слуховом анализаторе; раскрыть особенности строения органа слуха человека; освоить основные правила гигиены органов слуха;
- Развивающая - продолжить развивать логическое мышление учащихся; продолжить развивать умения работать с литературой.
- Воспитывающая - формирование устойчивого интереса к предмету, к своему организму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slukhovoy_analizator.docx | 282.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Слуховой анализатор.
Класс: 8
Цели урока:
- Обучающая - сформировать знания о слуховом анализаторе; раскрыть особенности строения органа слуха человека; освоить основные правила гигиены органов слуха;
- Развивающая - продолжить развивать логическое мышление учащихся; продолжить развивать умения работать с литературой.
- Воспитывающая - формирование устойчивого интереса к предмету, к своему организму.
Форма проведения: комбинированный урок
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный.
Средства обучения: учебник, презентация, видеофрагменты.
Ход урока
- Организационный этап урока: настроить учащихся на изучение темы.
- Этап проверки знаний: промежуточный контроль. Организация проведения теста.
«Зрительный анализатор» (проверка домашнего задания)
I вариант
1. Зрительные рецепторы, воспринимающие цвет, находятся в:
А) Роговице В) Белочной оболочке
Б) Сетчатке Г) Сосудистой оболочке
2. Что фокусирует лучи на сетчатку глаза?
А) Зрачок В) Роговица
Б) Хрусталик Г) Радужная оболочка
3. Как называется оболочка, покрывающая снаружи глазное яблоко?
А) Плевра В) Радужная оболочка
Б) Склера Г) Эпителий
4. Подпишите части глаза.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
9
1 вариант
1)Б
2)Б
3)б
4)нет нельзя,так как можно еще больше повредить поврежденный орган зрения. нужно на травмированный глаз наложить стерильную давящую повязку, она уменьшит кровотечение и не допустит попадания в глаз инфекции. и после этого нужно немедленно доставить пострадавшего к врачу-окулисту
5)1.склера
2.роговица
3.хрусталик
4.радужка
5.мышцы
6.сетчатка-8
7.стекловидное тело
8.сосудистая оболочка-6
9.зрительный нерв
«Зрительный анализатор» (проверка домашнего задания)
II вариант
1. В глазу не участвуют в преломлении света:
А) Роговица В) Зрачок
Б) Хрусталик Г) Стекловидное тело
2. Что расположено в центре радужной оболочки?
А) Зрачок В) Носослезный проток
Б) Хрусталик Г) Зрительный нерв
3. Благодаря чему осуществляется движение глазного яблока?
А) Хрусталику В) Радужной оболочке
Б) Зрачку Г) Мышцам
4. Подпишите части глаза
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
- Этап изучение нового материала:
Учитель: Мы продолжаем изучение темы анализаторы, давайте вспомним определение анализатор!
Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.
Учитель: Что позволяет вам общаться со мной и отвечать на мои вопросы?
Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.
Учитель: 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% – с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.
Учитель: Тема урока «Слуховой анализатор». Цель нашего урока – сформировать знание о слуховом анализаторе и раскрыть особенности его строения и правила гигиены органов слуха.
Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей. С помощью учебника (стр. 253) заполните схему.
Слуховой анализатор
Учитель: Проверим выполнение работы. Назовите звенья слухового анализатора.
Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.
Учитель: Где находится слуховая зона?
Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.
Учитель: В органе слуха различают три одела: наружное, среднее и внутреннее ухо.
Звук – является внешним раздражителем, который улавливается наружным ухом. При этом ушная раковина фактически не играет никакой роли в качестве слуха – она лишь улавливает звук и проводит к среднему уху! Запомните, форма ушной раковины не влияет на слух!
Поглощенный наружным ухом звук попадает в среднее ухо, при этом он провоцирует колебание барабанной перепонки и слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка, которое получило свое название, из-за открытия пути в преддверие внутреннего уха. Из внутреннего уха звуковые колебания в виде импульсов поступают в височные доли коры головного мозга. Запомните, стремечко – это самая маленькая кость в организме человека!
Используя учебник стр. 253-255 заполните таблицу (время заполнения 7 минут)
Строение и функция органа слуха
Отдел уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | ||
Среднее ухо | ||
Внутреннее ухо |
Ученики: Заполняют таблицу. Идет проверка таблицы.
Отдел уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | 1. Ушная раковина. | 1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход. 3. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания. |
Среднее ухо | 1. Слуховые косточки: | 1. Увеличивают силу воздействия колебаний барабанной перепонки. 2. Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке. |
Внутреннее ухо | 1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью. | 1.Колебания жидкости вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга. |
Учитель: С помощью видеоролика «Механизм прохождения звука», http://www.youtube.com/watch?v=Mcq9hnrV5ac
составьте схему прохождения звуковой волны.
Ученики: Смотрят видеоролик, составляют схему.
Наружный слуховой проход колебание барабанной перепонки колебание слуховых косточек колебание жидкости улитки движение слухового рецептора слуховой нерв головной мозг (височные доли)
Учитель: А теперь давайте поговорим о гигиене органов слуха. С помощью учебника стр. 255-257, сформулируйте правила гигиены органов слуха.
Ученики: Делают записи в тетради. Проверяют.
Гигиена органов слуха:
1. Ежедневно мыть уши
2. Не рекомендуется чистить уши твердыми предметами (спички, булавки)
3. При насморке очищать носовые ходы поочередно
4. Если уши заболели, обратиться к врачу
5. Защищать уши от холода
6. Защищайте уши от сильного шума
Учитель: Показ видеоролика «Влияние наушников на орган слуха»
- Этап закрепления нового материала.
Учитель: Используя слайд на презентации «Строение уха», покажите отделы и составные части уха.
Ученик: Выходит к доске и показывает части.
- Домашнее задание §51, зарисуйте рис. 106 стр. 254, выполните практическую работу на стр. 257.
Самоанализ урока
Класс: 8А
Дата проведения: 24.04.13г.
Тема урока: «Слуховой анализатор»
- Подготовленность кабинета к проведения урока:
санитарное состояние: удовлетворительное кабинет проветрен
подготовка рабочих мест учащихся: у каждого ученика должен быть учебник, тетрадь
средства обучения: учебник, презентация, видеофрагменты
- Цели урока:
Обучающая - сформировать знания о слуховом анализаторе; раскрыть особенности строения органа слуха человека; освоить основные правила гигиены органов слуха;
Развивающая - продолжить развивать логическое мышление учащихся; продолжить развивать умения работать с литературой.
Воспитывающая - формирование устойчивого интереса к предмету, к своему организму.
- Тип урока: комбинированный
- Фиксация деятельности учителя и учащихся
Структурные элементы урока и время, затраченное на них | Содержание работы | Методы и приемы, используемые учителем | Формы и виды деятельности учеников |
Оргмомент 2 минуты | Приветствие, проверка присутствия на уроке, проверка готовности к уроку. | Концентрация внимания | |
Проверка домашнего задания 5 минут | Промежуточный контроль. Организация проведения теста | Репродуктивный метод | Выполнение работы |
Постановка учебных задач урока 2 минуты | Постановка перед учениками учебной проблемы, сообщение темы урока | Проблемный метод, фронтальный опрос | Участие во фронтальном опросе |
Изучение нового материала 28 минут | Сообщение учителем нового материала, организация восприятия, осознания, осмысление, систематизации изучаемого материала учащимися. | Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный частично- поисковый – учит учащихся самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Роль учителя - направляющая | Заполнение схемы, учащиеся осуществляют поиск информации и заполняют таблицу, используя видеофрагмент составляют схему. |
Закрепление знаний 5 минут | Систематизация знаний, умений и навыков | Репродуктивный метод | Используя слайд в презентации показывает строение слухового анализатора |
Домашнее задание 3 минуты | Подведение итогов работы класса в целом и отдельных учащихся, инструктаж по выполнению домашнего задания | Объяснение содержания домашнего задания | Запись домашнего задания в дневник |
- Качества действий учителя и учащихся
Большая часть класса в течение всего урока проявляет высокую активность, заинтересованность, что позволяет четко работать, действуя по плану соблюдая временные границы
- Итоговая оценка результатов урока
Намеченный план был выполнен полностью, полнота усвоения учебной информации позволяет надеяться на высокие результаты при изучении последующих тем в этом разделе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии на тему: "Слуховой анализатор, гигиена слуха"
Этот урок предназначен для изучения нового материала в 8 классе....
Методическая разработка урока "слуховой анализатор"
Разработка урока по теме "Слуховой анализатор"...
Разработка урока по теме: "Слуховой анализатор"
Разработка урока по теме: "Слуховой анализатор" 8 класс с использованием ИКТ....
Урок по теме "Слуховой анализатор"
рабочая программа по биологии 8 класс...
Презентация "Слуховой анализатор"
Презентация к уроку "Слуховой анализатор"...
Разработка урока по биологии в 8 классе . Тема: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха".
Разработка урока по биологии в 8 классе . Тема: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха"....
презентация к уроку "Слуховой анализатор"
Презентация содержит учебный материал к уроку "Слуховой анализатор"...