Методическая разработка урока "слуховой анализатор"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Разработка урока по теме "Слуховой анализатор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluhovoy_analizator..docx | 307.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема: Слуховой анализатор.
Задачи:
Образовательные – Познакомить учащихся с особенностями строения и функционирования органа слуха. Продолжить развитие знаний об анализаторах.
Воспитательные – Через рассмотрение функционирования органа слуха обеспечить диалектико-материалистического мировоззрения. Обеспечить гигиеническое воспитание посредством формирования знаний о гигиене органа слух.
Развивающие – На основе изучения особенностей функционирования органа слуха обеспечить развитие интеллектуальных умений и навыков.
Понятия: Внутреннее, среднее, наружное ухо, слуховые косточки, лабиринт
Оборудование: Таблица «Строение органа слуха».
Ход урока.
- Актуализация.
- Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения, а 10% с помощью какого органа?
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Каковы цели сегодняшнего урока?
- В чем значение урока?
- Изучение нового материала.
План.
1. Значение слуха.
- В чем значение слуха?
Как и зрение, слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии, С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищни ков, общаются. Важен слух и для человека, так как с этим анализатором связана членораздельная речь. Лишившиеся в ран нем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной ме тодике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить.
Блочное закрепление:
- Возможна ли речь без слуха?
2. Строение слухового анализатора.
- Давайте вспомним строение анализатора
Заполните схему:
Схема “Слуховой анализатор”
Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.
3. Строение органа слуха.
- Какой орган является органом слуха?
Органом слуха является ухо – парный орган.
В органе слуха различают отделы: наружное, среднее и внутреннее ухо.
В процессе изучения нового материала заполняется таблица:
Таблица “Строение органа слуха”.
Части уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | 1. Ушная раковина. | 1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход. |
Среднее ухо | 1. слуховые косточки: | 1. Проводят и усиливают звуковые колебания.
2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке. |
Внутреннее ухо | 1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью. | 1. Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий. |
- В каком отделе находятся слуховые рецепторы?
- Из чего состоит наружное ухо?
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней — костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жел тое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружно го слухового прохода затянут барабанной перепонкой, кото рая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.
Среднее ухо состоит из барабанной полости, в которой находятся слуховые косточки и слуховой трубы (евстахиевой трубы), которая соединяет барабанную полость с глоткой.
- Чем отделено среднее ухо от наружного?
В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стре мечко основанием прикрывает овальное окно, которое ведет во внутрен нее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной пе репонки.
Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщает ся с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.
Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и ка нальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха и орган равновесия — вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.
Внутреннее ухо состоит из:
- Полукружные каналы.
- Предверие.
- Улитка.
Орган слуха находится в улитке. Ее спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю, среднюю и нижнюю части.
Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, располо женном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тон кие мембраны. В центре находится основная мембрана, на которой находятся рецепторы (кортиев орган). Ее сверху прикрывает покровная мембрана. Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через нее — жидкости внутреннего уха (рис. 107). Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа (рис. 108), возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения.
Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится с лева то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого. Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.
4. Гигиена слуха.
Читают самостоятельно (3 мин).
Вопросы:
- Какой основной прием гигиены органа слуха?
- Для чего надо мыть уши?
- Вредна ли ушная сера?
- К чему приводит воспаление слизистых носа и горла?
- Какое заболевание органа слуха вы знаете?
- Что такое тугоухость? В чем ее причины?
- Закрепление.
Заполнение таблицы
1. Почему несмотря на преобладание зрения слух все же играет важную роль?
Утверждения.
- Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. (Нет).
- Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. (Да).
- Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. (Да).
- Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. (Нет).
- Ухо состоит из двух отделов. (Нет).
- Полость внутреннего уха заполнена жидкостью. (Да).
- Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий. (Да).
Схема «Прохождение звуковой волны»
Мембрану овального окна
(внутреннее ухо)
Звуковая
волна
колеблет колеблет колеблет
колеблет
Основную
мембрану
Покровной
мембраны
Нервный импульс
передается колеблет
возникает касается колеблет
- Д/з. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с презентацией по биологии на тему "Орган зрения и зрительный анализатор"
В ходе изучения темы "Орган зрения и зрительный анализатор" ученики выполняют практические работы и опытным путем узнают функции частей глаза....
Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»
Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...
Методическая разработка урока "Зрительный анализатор"
Методическая разработка урока "Зрительный анализатор"Методы: частично-поисковыйПедагогические технологии: технология тестовая, технология проблемного обучения, деятельностный подход.Оборудование: учеб...
Методическая разработка. Проверочная работа по теме "Анализаторы" в виде презентации для 8 класса
В данной работе представлена итоговая проверочная работа по теме "Анализаторы" в двух вариантах для 8 класса. В работе использованы тестовые вопросы, работа с рисунками и вопросы, требующие развёрнуты...
Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...
Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....
Авторская методическая разработка по теме "Слуховой анализатор.Строение уха."
Презентация к уроку по теме: " Слуховой анализатор.Орган слуха"...