Образовательная программа объединения «Юный пчеловод»
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Образовательная программа объединения «Юный пчеловод»
Тип программы- модифицированная,
Возраст – 11-14 лет,
Срок реализации-2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа объединения «Юный пчеловод» | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ ДОД Таловский детско-юношеский центр
имени Титова Ю.Т.
Рассмотрено и одобрено Педагогическим советом Протокол №1 От «30» сентября 2015г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ДОД Таловского ДЮЦ имени Титова Ю.Т. _______________ Винникова Н.В. |
Образовательная программа
объединения
«Юный пчеловод»
Тип программы- модифицированная,
Возраст – 11-14 лет,
Срок реализации-2 года.
Автор: педагог
дополнительного образования,
Роженко Алексей Владимирович
2015год
Пояснительная записка
Основное предназначение современной системы дополнительного образования заключается в удовлетворении постоянно изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей детей. Особое значение оно имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Задача педагогов дополнительного образования - помочь подросткам сделать правильный выбор. Именно поэтому программа «Юный пчеловод» приобретает особую актуальность, так как она помогает детям, имеющим особый интерес к изучению биологии и зоологии, не только расширить и углубить свои знания, но и получить допрофессиональную подготовку по специальности «Пчеловод».
Сегодня среди объединений эколого-биологического направления все более заметное место занимает объединение юных пчеловодов. В нем дети знакомятся со сложной жизнью пчелиной семьи, приобретают практические умения и навыки по содержанию и разведению этих животных.
Занятия в объединении юных пчеловодов предполагают тесную связь биологии с общественными, техническими и сельскохозяйственными науками. Именно широкое использование межпредметных связей позволяет воспитанникам усвоить важнейшие мировоззренческие идеи эволюции, многоуровневую, структурную организацию живого, понять взаимосвязи биологических систем с окружающей средой, саморегуляцию и целостность биологических систем в изменяющихся условиях среды, идеи рационального природопользования, охраны и восстановления природных ресурсов и т.д.
В объединении юных пчеловодов обучаются воспитанники разных возрастов. Конечно, это усложняет задачу систематизированного изучения биологии пчелиной семьи, но в то же время помогает формированию детского коллективизма, позволяет осуществлять опережающее обучение с помощью объяснения и закрепления практических навыков, полнее использовать перспективные межпредметные связи биологии с курсами геометрии и черчения, физики и химии.
Содержание занятий объединения юных пчеловодов в основном соответствует календарным срокам ухода за пчелиными семьями, в связи с этим предусмотрена летняя практика по каждому году обучения в объединении. Воспитанники выполняют последовательные операции, вследствие чего у них формируются определенные навыки ухода за пчелами.
Она позволит увидеть зависимость человека от природы, его связь с природой на примере общественных насекомых пчел. В ходе её реализации дети приобретут первые навыки пчеловодства.
Целью данной программы является:
получить допрофессиональную подготовку по пчеловодству, сформировать
Задачи программы:
-познакомить воспитанников с особенностями строения и жизнедеятельности медоносной пчелы, основными факторами, влияющими на жизнь пчелиной семьи,
-научить конструировать различные типы ульев,
-привить навыки правильной работы с пчелиной семьей в различное время года, отбора, переработки и хранения продуктов пчеловодства,
-развитие интересов к исконно русскому промыслу
- пчеловодству; формирование у воспитанников ответственного отношения к природе
Программа рассчитана на два года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа, по 18 часов отводится на летнюю практику в связи со спецификой данного вида деятельности. В конце каждого года обучения проводится зачет по теории и практике пчеловодства. После 2 года обучения воспитанники получают свидетельство об окончании данного объединения.
К занятиям допускаются дети, имеющие разрешение врача (справка), т.е. дети, не имеющие аллергической реакции на укусы насекомых. Возраст учащихся 11-14 лет.
Программа модифицированная, т.к. за её основу взята программа
Остренко М.Г.. Программа адаптирована к условиям обучения в учреждении дополнительного образования, разработано учебно-тематическое планирование по летней практике по каждому году обучения.
В работе по данной программе предусмотрены следующие формы занятий: беседы, практические занятия, лабораторные занятия, экскурсии, индивидуальные и групповые занятия; формы педагогического контроля: промежуточные и итоговое тестирование по теории пчеловодства, зачет по практической части занятий (в конце каждого года обучения).
В конце первого года обучения воспитанники должны знать:
-историю отечественного и зарубежного пчеловодства,
-технику безопасности при работе на пасеке;
-особенности внешнего и внутреннего строения медоносной пчелы, как социального насекомого и процессов жизнедеятельности,
-породы пчел и их биологические характеристики,
-теоретические и практические основы ухода за пчелосемьями в различное время года,
-экологию медоносной пчелы.
В конце первого года обучения воспитанники должны уметь:
-правильно вести себя на пасеке,
-наблюдать и анализировать состояние пчелиной семьи по внешним признакам в разное время года,
-осуществлять уход за пчелиными семьями в течение года,
-составлять фенологический календарь природы нашего края.
В конце второго года обучения воспитанники должны знать:
-устройство и назначение пчеловодного инвентаря и оборудования;
-типы ульев и особенности содержания в них пчелиных семей;
-правила обращения с пчелами;
-теоретические и практические навыки по подготовке пчелосемей к зимовке;
-виды кормов и технику кормления пчел;
-технику безопасности при работе на пасеке;
-основные работы на пасеке в течении весенне-летнего периода;
-болезни и вредителей пчел и меры по профилактике и лечению их;
-технологию продуктов пчеловодства.
В конце второго года обучения воспитанники должны уметь:
-содержать и правильно ухаживать за пчелосемьями;
-пользоваться пасечным инвентарем и оборудованием;
-производить соответствующие работы на пасеке в течение года.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Тематический план | Теория | Практика | Всего | |||||
1 | Вводное занятие | 4 | 4 | 8 | |||||
2 | Биология медоносной пчелы: | ||||||||
Морфология медоносной пчелы | 8 | 8 | 16 | ||||||
1 )Внешнее строение насекомого | 4 | 4 | 8 | ||||||
2)Органы движения | 4 | 4 | 8 | ||||||
Анатомия и физиология медоносной пчелы | 28 | 28 | 56 | ||||||
1)Пищеварительная система | 4 | 4 | 8 | ||||||
2)Кровеносная и выделительная системы | 4 | 4 | 8 | ||||||
3)Дыхательная система | 4 | 4 | 8 | ||||||
4)Органы размножения | 4 | 4 | 8 | ||||||
5)Рост и развитие особей пчелиной семьи | 4 | 4 | 8 | ||||||
6)Нервная система | 4 | 4 | 8 | ||||||
7)Органы чувств | 4 | 4 | 8 | ||||||
Общественный образ жизни пчелиной семьи | 34 | 30 | 64 | ||||||
1)Происхождение общественного образа жизни у пчел | 4 | 4 | |||||||
2)Семья пчел и её гнездо | 4 | 4 | 8 | ||||||
3)Формы взаимосвязей в пчелиной семье | 4 | 4 | 8 | ||||||
4)Микроклимат в гнезде пчел | 4 | 4 | |||||||
5)Восковыделение. Строительная деятельность | 6 | 6 | 12 | ||||||
6)Рост пчелиной семьи | 4 | 4 | |||||||
7)Использование медосбора. Опыление растений пчелами. | 4 | 4 | 8 | ||||||
8)Роение | 4 | 4 | 8 | ||||||
9)Зимовка пчел | 4 | 4 | 8 | ||||||
3 | Летняя практика | 18 | 18 | ||||||
Итого | 74 | 88 | 162 |
Содержание занятий
1 .Вводное занятие: знакомство с программой работы объединения, правилами техники безопасности при работе с пчелами на пасеке, при проведении походов и экскурсий. Систематическое положение медоносной пчелы. Значение пчеловодства. Краткие сведения из истории пчеловодства.
2. Биология медоносной пчелы Морфология медоносной пчелы
1) Внешнее строение насекомого :головной, грудной, брюшной отделы; наружные покровы.
Лаб. Раб. №1. Знакомство с оборудованием по препарированию и анатомированию пчел, с устройством биологического микроскопа. Изучение внешнего строения рабочей пчелы, матки, трутня.
2) Органы движения : Ножки, крылья.
Лаб. Раб. №2. Изучение строения ножек и крыльев особей пчелиной семьи. Анатомия и физиология медоносном пчелы
1) Пищеварительная система: органы пищеварения. Корма, переработка кормов, пищеварение.
Лаб. Раб. №3. Изучение строения кишечного канала и желез, принимающих участие в процессах пищеварения.
2) Кровеносная и выделительная системы: кровеносная система. Выделительная система.
Лаб. Раб. №4. Изучение строения кровеносной и выделительной систем пчел.
3) Дыхательная система : Строение дыхательной системы. Процесс дыхания.
Лаб. Раб. №5. Изучение строения дыхательной системы пчелы.
4) Органы размножения : половая система Трутня. Сперматогенез. Половая система матки. Половая система рабочей пчелы. Оогенез. Оплодотворение яиц и откладка их маткой. Процесс спаривания.
Лаб. Раб. №6. Изучение строения половой системы матки, трутня и рабочей пчелы.
5) Рост и развитие особей пчелиной семьи: эмбриональное развитие.
Лаб. Раб. №7. Знакомство с внешним строением яйца, личинки, предкуколки и куколки медоносной пчелы.
6) Нервная система : строение нервной системы. Рефлекторная деятельность пчел.
Лаб. Раб. №8. Изучение строения нервной системы пчелы.
7) Органы чувств : органы зрения. Органы хеморецепции. Ориентирование пчел в пространстве.
Лаб. Раб. №9. Изучение строения органов чувств, простого и сложного
глаза пчелы.
Общественный образ жизни пчелиной семьи
1) Происхождение общественного образа жизни у пчел
2) Семья пчел и её гнездо : состав пчелиной семьи. Гнездо пчел. Практическое занятие №1. Изучение строения различных видов ячеек в сотах медоносной пчелы. Расчеты сотов, необходимых для обеспечения нормальной работы сильной пчелиной семьи.
3) Формы взаимосвязей в пчелиной семье: феромоны. Пищевые контакты. Сигнальные движения. Ориентирование по аромату нектара, запахам. Разделение труда.
Практическое занятие №2. Наблюдение за выполнением отдельных работ рабочими пчелами (передача корма, круговые и восьмерочные движения, сигнальные движения), посещаемость пчелами медоносных растений.
4) Микроклимат в гнезде пчел
5) Восковыделение. Строительная деятельность пчел: восковыделительные железы. Строительство сотов. Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел. Старение сотов. Лаб. Раб. №10. Изучение строения восковых зеркалец. Практическое занятие №3. Наблюдение за отстройкой рабочими пчелами сотов в рамках, оснащенных вощиной.
6) Рост пчелиной семьи
Практическое занятие №4. Наблюдение за весенним очистительным облетом рабочих пчел, определение плодовитости маток.
7) Использование медосбора. Опыление растений пчелами : лётная деятельность пчел. Отыскивание источников корма. Мобилизация на его сбор. Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара. Факторы, влияющие на продуктивность Семьи. Опыление сельскохозяйственных культур. Медоносная пчела и окружающая среда.
Практическое занятие №5. Наблюдение за поведением пчел из семей разной силы во время медосбора.
8) Роение : признаки подготовки семей к роению. Выход роя. Факторы, влияющие на появление роевого состояния.
Практическое занятие №6. Наблюдение за подготовкой пчелиной семьи к роению и поведением роевых пчел.
9) Зимовка пчел : подготовка пчел к зимовке. Физиологические особенности пчел, идущих в зимовку. Формирования клуба. Значение качества кормов для нормальной зимовки. Зимостойкость пчел.
Возобновление активности пчел к концу зимовки.
Практическое занятие №7. Наблюдение за подготовкой пчелиной семьи к
зимовке. Оценка качества кормовых запасов на зимовке. Оценка качества
кормовых запасов на зимний период.
3. Летняя практика: Осмотр пчелосемей, расширение гнезд сушью. Осмотр пчелосемей, расширение гнезд вощиной. Осмотр пчелосемей с целью предупреждения роения. Формирование пчелосемей искусственным путем (отводками). Наблюдение за роением. Техника сбора и посадки пчелиного роя в новый улей. Зачет по практической части занятий. Итоговое тестирование по теории и практике пчеловодства по 1 году обучения
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Тематический план | Теория | Практика | Всего | |
1 | Вводное занятие | 1 | 3 | 4 | |
2 | Пасечные постройки, ульи, пчеловодный инвентарь | 4 | 4 | 8 | |
3 | Правила обращения с пчелами | 4 | 12 | 16 | |
4 | Болезни и вредители пчел | 8 | 4 | 12 | |
5 | Содержание пчел зимой | 4 | 8 | 12 | |
6 | Корма и кормление пчел | 4 | 8 | 12 | |
\1 | Весенние работы на пасеке | 4 | 16 | 20 | |
\8 | Вывод пчелиных маток и их использование | 4 | 8 | 12 | |
9 | Размножение пчелиных семей | 4 | 8 | 12 | |
10 | Медоносные ресурсы и опыление сельскохозяйственных растений | 4 | 8 | 12 | |
11 | Подготовка пчелиных семей к медосбору и использование медосбора | 4 | 12 | 16 | |
12 | Технология продуктов пчеловодства | 2 | 2 | 4 | |
2 | 2 | 4 | |||
14 | Летняя практика | 3 52 | 15 | 18 162 |
Содержание занятий
1. Вводное занятие: знакомство с программой работы объединения, правилами техники безопасности при работе с пчелами на пасеке, при проведении походов и экскурсий.
Практическое занятие №1. Осенние работы на пасеке.
2. Пасечные постройки ульи, пчеловодный инвентарь: пасечные постройки. Ульи. Пчеловодный инвентарь и оборудование пасек.
3. Правила обращения с пчелами: задачи осмотра пчелиных семей. Особенности поведения пчел различных пород при осмотре. Подготовка пчелиных семей к осмотру и техника осмотра. Производственно-контрольный улей на пасеке. Практическое занятие №2. Знакомство с назначением, устройством
и использованием инвентаря, предназначенного для осмотра пчелиных семей.
Практическое значение №3. Приобретение навыков по осмотру пчелиных семей. Практическое занятие №4. Оформление пасечных документов.
4. Болезни и вредители пчел: классификация болезней. Заразные болезни. Незаразные болезни. Вредители пчел.
Лаб. Раб. №1. Диагностика заболевания пчел варроатозом. Практическое занятие №5. Техника обработки пчелосемей препаратом БИПИНОМ от варроатоза.
5. Содержание пчел зимой: подготовка пчелиных семей к зимовке. Зимовка пчел в помещениях и на воле.
Практическое занятие №6. Знакомство с техникой подготовки пчелиных семей к зимовке.
Практическое занятие №7. Знакомство с методами проверки состояния пчелиных семей во время зимовки.
6. Корма и кормление пчел: значение обильных и полноценных кормов для развития и продуктивности пчелиных семей. Потребность пчелиной семьи в кормах. Состав кормов для пчел. Корма и техника кормления пчел. Заменители натуральных кормов.
Практическое занятие №8. Освоение техники подготовки углеводных и белковых кормов для подкормки пчел.
Практическое занятие №9. Приобретение навыков по кормлению пчел.
7. Весенние работы на пасеке: начало активного Аериода в жизни пчелиной семьи. Подготовка к весенним работам на пасеке. Очистительный облет пчел. Общий весенний осмотр пчелиных семей. Исправление неблагополучных семей. Выбраковка слабых безматочных семей и плохих маток. Утепление и сокращение гнезд. Отстройка сотов и производство воска. Расширение гнезд.
Практическое занятие №10. Натягивание проволоки в рамках и оснащение их вощиной.
Практическое занятие №11. Выставка пчел из зимовника и наблюдение за очистительным облетом.
Практическое занятие №12. Очистка и обработка доньев в ульях перезимовавших пчелосемей.
Практическое занятие №13. Весенний осмотр пасеки и выбраковка и исправление неблагополучных пчелиных семей.
8. Вывод пчелиных маток и их использование: породы пчел. Племенная работа на пасеке. Техника вывода маток. Смена маток. Получение плодных маток.
Практическое занятие №14. Отбор и подготовка отцовских и материнских семей и семей-воспитательниц. Практическое занятие №15. Освоение техники вывода маток.
9. Размножение пчелиных семей : роение. Сбор и посадка роев. Предупреждение роения. Искусственное размножение пчелиных семей.
Практическое занятие №16. Определение признаков подготовки пчелиной семьи к роению и освоение методов его предупреждения.
Практическое занятие №17. Знакомство с техникой сбора и посадки роя в улей и техникой формирования отводков, делением семей.
10. Медоносные ресурсы и опыление сельскохозяйственных растений (12ч.)
нектар и пыльца. Важнейшие медоносы и пыльценосы. Медоносы лесов. Медоносы лесных защитных полос и парков. Медоносные растения полевых севооборотов. Кормовые растения садов и огородов. Медоносные растения лугов, пастбищ и неудобных земель. Ранние пыльценосы. Медосбор. Его типы и особенности использования. Опыление сельскохозяйственных растений. Практическое занятие №18. Изучение медоносных растений окрестности пасеки. Практическое занятие №19. Изготовление коллекции медоносных растений.
11. Подготовка пчелиных семей к медосбору и использование медосбора: подготовка пчелиных семей к медосбору в зависимости от местных условий и типа медосбора. Преимущества сильных семей. Обеспечение пчелиных семей запасами сотов. Учет породных особенностей пчел при подготовке семей к медосбору. Использование роев для получения медосбора. Отбор и откачка меда.
Практическое занятие №20. Основные техники постановки магазинов и медовых корпусов перед главным взятком.
Практическое занятие № 21. Знакомство с работами по отбору медовых сотов и их откачка.
Практическое занятие № 22. Знакомство с техникой производства сотового мёда.
12. Технология продуктов пчеловодства: мёд. Воск. Обножка. Прополис. Пчелиный яд. Маточное молочко.
Лаб. Раб. №2. Биохимическая экспертиза мёда.
13. Заключительное занятие: подведение итогов обучения.
14. Летняя практика: подготовка инвентаря, необходимого для откачки меда. Отбор рамок для откачки меда. Технология откачки меда. Сбор гнезд пчел для зимовки. Технология осенней подкормки пчелосемей с целью улучшения зимовки. Зачет по практической части занятий. Экзамен по теории пчеловодства.
Методическое обеспечение программы
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Формы занятий можно определить как: самостоятельную, либо с помощью педагога; коллективную или индивидуальную работы.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть включает в себя закрепление и обобщение теоретического материала путем проведения лабораторных работ, разнообразных исследований как в условиях кабинета, так и на пасеке, т.к. ценность теоретических знаний приобретается лишь через применение их в практической работе.
При этом прохождение каждой новой темы предполагает повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Методическим принципом организации практической деятельности воспитанников выступает опора на систему исследовательских заданий. Воспитанники в процессе индивидуальной и групповой работы должны грамотно и убедительно решить поставленную задачу, осознать логику исследования. Поэтому важным методом исследовательской работы является разъяснение последовательности действий и операций, как определять цели и задачи, выстраивать последовательность действий, производить анализ материала, намечать результаты и сроки реализации. Другие методы обучения и воспитания, используемые для реализации программы: инструктаж, работа с книгой, беседа, лекция, обсуждение, познавательная игра, практический метод, наблюдение, иллюстрация, демонстрация.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в форме проведения зачета по практике пчеловодства и экзамена в виде итогового тестирования по теории пчеловодства.
Материально-техническое обеспечение: теоретическая часть занятия проводится в учебном кабинете, оснащенном техническими средствами для просмотра учебных фильмов. Каждый воспитанник имеет рабочее место с набором приборов (инструментов и препаратов), необходимых для проведения лабораторных работ. Также для проведения теоретических занятий имеются: учебные кинофильмы, таблицы внешнего и внутреннего строения медоносной пчелы, коллекции различных особей пчелиной семьи и прочие дидактические пособия.
Практические занятия проводятся на пасеке, где имеется ульи с пчелиными семьями и пчеловодческий инвентарь, необходимый для практической работы.
Литература
-Биология медоносной пчелы В.И. Лебедев, Н.Г. Билаш
Москва ВО «Агропромиздат» 1991г. -Загадки пчелиного улья И.А. Шабаршов
Москва Издательство «Колос» 1992г. -300 практических советов пчеловодам Дмитриева Ульяна
ТИД КОНТИНЕНТ - Пресс, 2000г. -Настольная книга пчеловода Н.А. Тихомирова
Харьков «ФОЛИО» 2005г.
Аттестация за двухгодичный курс обучения в объединении «Юный пчеловод»
ЧАСТЬ А: Из четырех предложенных вариантов выбрать один верный
А1: медоносная пчела относится:
а) к типу хордовые, классу насекомые;
б) к типу членистоногие, классу насекомые;
в) к типу Моллюски, классу брюхоногие;
г) к типу членистоногие, классу паукообразных.
А2: Тело медоносной пчелы состоит из:
а) трех отделов;
б) двух отделов;
в) пяти отделов;
г) одного отдела.
A3: Медоносная пчела относится к отряду:
а) жесткокрылых;
б) чешуекрылых;
в) двукрылых;
г) перепончатокрылых.
А4: Пыльцу, собранную с цветков растений, медоносная пчела переносит:
а) в медовом зобике;
б) в особых образованиях задней пары конечностей - «корзиночках»;
в) во рту;
г) на усиках.
А5: Тип ротового аппарата у медоносной пчелы:
а) грызуще-лижущий;
б) колюще-сосущий;
в) грызущий; г) лижущий.
А6: «Царица» пчел - матка живет:
а) один год;
б) 2 дня;
в) 35 дней;
г) до 5 лет.
А7: Медоносная пчела имеет на голове:
а) 2 пары усиков, 2 пары сложных глаз, ротовой аппарат;
б) 1 пару усиков, 2 пары сложных глаз, 3 простых глазка и ротовой аппарат;
в) 1 пару усиков, 3 простых глазка, ротовой аппарат;
г) 2 пары сложных глаз и ротовой аппарат.
А8: Кровь медоносной пчелы бесцветная - гемолимфа, т.к.:
а) не содержит эритроцитов, т.е. не участвует в газообмене;
б) содержит соли меди;
в) содержит соли калия;
г) содержит гемоглобин.
А9: Органы выделения медоносной пчелы:
а) почки;
б) клоака;
в) зеленые железы;
г) мальпигиевы сосуды.
А10. Свищевые маточники закладывает семья:
а) потерявшая внезапно матку- «царицу»;
б) не имеющая трутней (самцов);
в) слабая семья;
г) семья трутовка.
A11: Падевый мед пчелы собирают:
а) с цветковых растений;
б) с переспелых плодов;
в) с медвяной росы, которую выделяют тли;
г) с ветроопыляемых растений.
А12: Весной пчел выносят из зимовника- «омшаника» и проводят беглый осмотр в безветренную погоду при температуре воздуха:
а) 0 градусов С; б)+10 С;
в)-2 С; г) + 5 С.
А13: Провоцирует роение пчел: а)теснота и духота в улье;
б) какая-либо болезнь;
в) обилие медоносов;
г) высокая влажность воздуха.
А14: Для сохранения сотов от поражения восковой молью необходимо:
а) хранить их в пустых ульях;
б) хранить над испаряющимся раствором уксусной кислоты или обработать помещение сернистым газом;
в) хранить в тепле;
г) хранить в подвале.
А15: Первый рамочный улей изобрел:
а) Д.И.Менделеев;
б) Н.М.Витвицкий;
в) И.И.Мечников;
г) П.И.Прокопович.
А16: Язык общения пчел между собой:
а) язык движений - «танца» и феромонов;
б) язык звуков;
в) язык жестов;
г) язык цветов.
А17: Осенняя подкормка готовится в соотношении воды и сахара из расчета:
а) 1:1;
б)1:2;
в) 2:1;
г) 3:1.
А18: Органы дыхания пчел:
а) легкие;
б)легкие и трахеи;
в)трахеи;
г) кожа.
А19: Пыльца, собранная с цветков растений и переработанная пчелами - перга, является кормом:
а) белковым;
б) липидным;
в) углеводным;
г) балластовым.
А20: Процесс развития матки - «царицы» продолжается в течение:
а) 21 дня;
б) 23 дней;
в) 26 дней:
г) 16 дней.
ЧАСТЬ В: Выберите из шести вариантов ответов три правильных:
В1: Болезни пчел, вызванные грибковыми возбудителями:
а) аскофероз;
б) парагнилез;
в) нозематоз;
г) аспергиллез (каменный распад);
д) кандидамикоз;
е) европейский гнилец.
В2: Главными условиями успешной зимовки пчел являются:
а) высокая температура, выше + 10 С;
б) оптимальная температура от - 4 до + 4 градусов С;
в) запасы в улье 20-25 кг качественного меда;
г) хорошая вентиляция помещения, в котором зимуют пчелосемьи;
д) как можно большее беспокойство пчел в зимний период;
е) очень высокая влажность воздуха.
ЧАСТЬ С: Расставьте стадии развития медоносной пчелы в правильном порядке:
а) куколка;
б) взрослое насекомое;
в) личинка;
г) яйцо.
ЧАСТЬ Д: Совместите правильно слово из 1 столбца со словом из 2 столбца:
а) живет одно лето;
б) развивается 21 день; а) трутень;
в) является недоразвитой самкой; б) рабочая пчела;
г) откладывает всю жизнь яйца; в) матка.
д) выполняет все работы внутри и снаружи улья;
е) участвует в осеменении самки.
ЧАСТЬ Е: Дать развернутый ответ:
С1: Какие весенние работы проводят на пасеке?
С2: Что нужно делать, чтобы пчелы меньше жалили?
СЗ: Опишите, как с помощью лабораторного опыта определить содержание пади в меде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения "Юный овощевод"
Целью данной программы является развитие у школьников культуры труда и межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности. В процессе изучения курса предполагается рассмотреть теоретические ...
Рабочая программа объединения "Юная леди" младшие классы
По этой программе я работала в прошлом году. Включены такие разделы, как домоводство, ОМЗ, основы психологии, рукоделие...
Программа объединения "Юный лингвист"
Программа знакомит детей с творчеством французских писателей, художников, музыкантов через заочные экскурсии, участие в конкурсах, возможность реализовать себя в постановке сказок....
Программа объединения "Юный художник-дизайнер"
Программа рассчитана на 2 года обучения живописи и рисунку для детей 7-18 лет...
Программа объединения "Юный филолог".
Программа дополнительного образования объединения «Юный филолог» имеет социально- педагогическое направление. Программа дополнительного образовани...
образовательная программа объединения " Юный инспектор движения"
образовательная программа объединения "Юный инспектор движения" разработана на 3 года обучения...
Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"
Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...