Методическая разработка 3х уроков по теме "Надкласс Рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Тема расскрывает особенности внутрненнего и внешнего строения рыб в связи со средой их обитания, многообразие рыб, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Работа учащихся на уроках по теме рыбы носит индивидуальный и групповой характер. включены элементы игровой деятельности.

Тема разработана из трех уроков:

1 "Надкласс Рыбы. Общая характеристика"

2. "Класс хрящевые рыбы"

3. "Класс Костные рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema__ryby.docx104.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическая разработка темы Рыбы в курсе биологии»

Цель темы: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  Биология  Животные  7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений  М.: Дрофа, 2010.
  2. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Животные 7 класс   М.: Дрофа, 2010.

Используемая методическая литература:

  1. О.А. Пепеляева,И.В.Сунцова  Универсальные методические разработки по биологии  М.:ВАКО, 2009.
  2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А.  Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том  3. Зоология. М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.
  3. В.П. Герасимов  Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся М.: Дрофа, 2008.
  4. Электронное учебное издание Биология 7 класс Многообразие живых организмов М.: Дрофа, 2011.
  5. Электронное учебное издание Биология  Животные М.: ЗАО «1С», 2006.
  6. Электронное учебное издание Биология  Интерактивные творческие задания М.: ЗАО «Новый диск», 2006.

Перечень интернет ресурсов:

 1.www.grinbook.ru

 2.www.redbook.ru

 3.www.nature.ru

 4.www.webhost.ru

 5.www.zooclub.ru

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Используемое программное  обеспечение: Программное обеспечение: Windows7, Office 2007

Формы организации работы: Работа учащихся на уроках по теме «Рыбы» носит индивидуальный и групповой характер. Также включены элементы игровой деятельности. Предусмотрена необходимая в данной теме лабораторная работа. В целях закрепления и проверки знаний предусмотрено тестирование в различных формах.

Тема  состоит из трех уроков:

  1. «Надкласс  Рыбы. Общая характеристика»
  2. «Класс Хрящевые  рыбы»
  3. «Класс Костные рыбы»

Урок № 1 «Надкласс Рыбы. Общая характеристика.

                    Особенности внешнее и внутреннее строение».

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде.

Задачи:   1) Познакомить учащихся с чертами строения и систематикой рыб.

                2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми

        организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

        учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

                3) Совместно с учащимися определить значение  рыб в природе и

        хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: таблица «Тип хордовые. Класс рыбы», живые рыбы, лупы, карточки с наклеенной чешуёй рыб, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока.

I Организационно-мотивационный этап.

А) Проверка знаний ранее изученного учебного материала – тест (Приложение № 1)

Б) На доске классификация хордовых до классов.

Тип

Хордовые

Подтип

Бесчерепные

Черепные или Позвоночные

Класс

Ланцетник

Рыбы

Амфибии

Рептилии

Птицы

Млекопитающие

Рыбы – наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных. Рассмотрим черты приспособленности рыб к водной среде обитания.

II. Деятельностно-исполнительный этап.

А) Обсуждаем с учащимися, какие особенности  существуют у водной среды и каковы черты приспособленности рыб к  этим условиям. Заполняем таблицу «Приспособленность рыб  к  водной среде»

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1

Плотность воды

Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники.

2

Прозрачность

Защитная окраска; органы зрения – глаза.

3

Растворенные вещества, малое содержание кислорода

Жаберное дыхание, обоняние.

4

Текучесть

Органы боковой линии.

5

Высокое давление на глубинах

Изменение формы тела от веретенообразной  к  лентовидной и дисковой.

6

Сильное поглощение солнечных лучей

Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб.

Б) Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб» - лабораторная работа № 7 ст. 102 учебника.

В) Внутреннее строение рыб.

По ходу просмотра слайдов презентации заполняем таблицу «Внутреннее строение рыб»

Органы внутреннего строения

Строение органов

Значение органов внутреннего строения

1

Скелет

2

Пищеварительная система

3

Плавательный пузырь

4

Органы дыхания

5

Органы размножения

6

Нервная система

7

Орган слуха

8

Органы обоняния

9

Органы  вкуса

Г) Хозяйственное значение рыб.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

- Какие  ассоциации возникают у вас при слове рыба?

- Что удивительного, необычного есть в рыбах?

- Продолжите предложение «Рыбы – удивительные создания природы ….»

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

Д/З Параграф 21 Рабочая тетрадь: задание №3-12

Урок № 2 «Класс  Хрящевые рыбы»

Цель урока: Показать характерные черты внешнего и внутреннего строения хрящевых рыб как наиболее древней группы позвоночных животных

Задачи: 1) Показать многообразие рыб и черты их приспособленности к

                    различным  условиям водной среды.

               2) Продолжить формирование  умений выделять главные признаки

         в характеристике животных.

               3) Раскрыть  значение хрящевых рыб в природе.

Ход урока.

I Организационно-мотивационный этап.

Задание № 1. Заполнить пропуски в тексте. ( Приложение № 2)

Задание № 2. Групповая работа игра «Логическая цепочка». (Приложение № 3)

II. Деятельностно-исполнительный этап.

А) Общая характеристика  класса хрящевых рыб.

Б) Систематика хрящевых рыб.

                                       Хрящевые  рыбы

              Отряд  Акулы      Отряд  Скаты          Отряд  Химерообразные

В)  Характеристика отрядов класса хрящевых рыб. По ходу просмотра слайдов презентации заполняем таблицу «Отряды  класса хрящевых рыб»

Название отряда

Особенности строения

Представители

Значение в природе и жизни человека

Акулы

Скаты

Химерообразные

Г) Тест на закрепление первичных знаний (Приложение № 4)

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Почему акул и скатов считают наиболее примитивными  рыбами?

Что нового, интересного вы узнали для себя из сегодняшнего урока?

Д/З Параграф 22 Рабочая тетрадь: задание № 1-5

Урок № 3 «Класс  Костные  рыбы»

Цель урока: Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб, их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды.

Задачи: 1) Показать многообразие класса костных рыб.

               2) Формирование умений сравнивать и описывать особенности рыб.

               3) Раскрыть  значение костных рыб в природе и хозяйственной

                   деятельности  человека. Воспитание бережного отношения к

                   природным богатствам.

Ход урока.

I Организационно-мотивационный этап.

- Почему хрящевые рыбы, по своему строению  очень отсталые по сравнению с появившимися много позднее костными рыбами, все-таки остаются довольно многочисленными и в современной фауне?

- Любите ли вы рыбу? Какая рыба чаще всего попадает вам на стол? В чем заключается пищевая ценность рыб?

II. Деятельностно-исполнительный этап.

А) Классификация класса костных рыб.

Класс

Костные рыбы

Подкласс

Костно-хрящевые

Лучепёрые  

Кистеперые

Двоякодышащие

Отряды

Осетровые

Сельдеобразные

Лососеобразные

Карпообразные

Окунеобразные

Тресковые

Камбалообразные

По способу питания рыбы делятся на хищных и мирных.

Б)  Характеристика отрядов класса костных  рыб. По ходу просмотра слайдов презентации заполняем таблицу «Отряды  класса костных рыб»

Название отряда

Особенности строения

Представители

Значение в природе и жизни человека

Осетровые

Сельдеобразные

Лососеобразные

Карпообразные

Окунеобразные

Тресковые

Камбалообразные

Выполняем задание № 14 в рабочей тетради.

В) Рыбы вылавливаются в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленности. Но рыбные запасы – не вечные природные богатства. Каковы же причины снижения численности рыб и меры по их охране?

 По ходу просмотра слайдов презентации заполняем таблицу «Меры охраны рыбных богатств»

Причины снижения численности рыб

Меры охраны, предусмотренные законом

Загрязнение водоемов

Строительство гидроэлектростанций, плотин

Перелов рыбы, браконьерство

Обмеление рек

Во многих странах развито промысловое рыбоводство.  Некоторые виды рыб уже давно одомашнены человеком.

Г)  Неоднозначна и роль акклиматизации рыб.

Акклиматизация – приспособление организма к новым условиям существования, в которые он попал при его искусственном переселении.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

- Заполните кроссворд.  (Приложение № 5)

- Как вы оцениваете  свою работу на уроке?

- Что лично вы можете сделать для сохранения рыбных богатств нашего края?

Д/З.

  1. Параграф  23  Рабочая тетрадь задания № 1,4,12,15
  2. Выполнить творческую работу «Рыбы»

Приложение № 1

Выберите из списка общие признаки хордовых животных:

а - скелет  наружный, хитиновый или известковый

б – скелет внутренний, хрящевой или костный

в – животные имеют лучевую симметрию

г - двухслойные  животные (тело развивается из двух зародышевых мешков)

д – животные имеют двустороннюю симметрию

е – трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых мешков)

ж – кровеносная система замкнутая

з – кровеносная система незамкнутая

и – у всех животных вторичная полость тела

к – у большинства хорошо развит головной мозг

 

Ответы: б, д, е, ж, и, к.

Приложение № 2

 Задание – заполните пропуски в тексте.

Рыбы – это …….. животные, обитающие в воде. Органами дыхания служат…

Имеются парные конечности, представленные…. и ….плавниками. Непарные конечности образованы…. и  …. Тело рыб покрыто…. Сложное поведение рыб обусловлено прогрессивным развитием …. системы  и органов.……Все рыбы имеют скелет, который может быть ….. и …… Окраска рыб связана с приспособленностью к жизни ….  Рыбы, живущие в верхних слоях водоема, как правило, имеют …..окраску, у рыб, живущих в придонных слоях, спина…., а  брюхо….. Органы чувств представлены следующими образованиями: органы зрения ….., органы обоняния …. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают…..

Приложение № 3

Групповая работа игра «Логическая цепочка».

Группа учащихся получает задание нарисовать на доске рыбу и указать особенности внешнего строения, связанные с водой. Каждый участник группы рисует только один признак, характеризуя его вслух. Таким образом, составляется связанный рассказ и постепенно на доске появляется рисунок внешнего вида рыбы (необходимо  дать учащимся  подготовиться к выступлению; очередность и логику построения рассказа ученики определяют сами)

Приложение № 4

Из  перечисленных признаков выберите те, которые относятся к хрящевым рыбам. Запишите ответ в виде целого числа, без запятых.

  1. Скелет  костный
  2. Скелет  хрящевой
  3. Имеют плавательный пузырь
  4. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально
  5. Живут в пресных водоемах
  6. Плавательного пузыря нет
  7. Жабры не имеют жаберных крышек
  8. Жабры покрыты жаберными крышками
  9. Класс состоит из трех отрядов.

Правильный ответ: 24679

Приложение № 5

Заполните кроссворд, вписав названия рыб.

        

                          Ь        

Образец  Творческой работы.

Окунь

Отряд Окунеобразные.

Хищная рыба. На первом году жизни питается планктоном. На втором году – поедает личинок стрекоз, поденок, молодь рыб. На третьем году жизни становится настоящим хищником. В  природе окунь всегда схватывает движущуюся добычу.

Имеет ярко выраженную маскирующую окраску, которая хорошо скрывает его среди зарослей.  В естественных условиях окуни  иногда подвергаются нападению со стороны более крупных хищников – щук.

Окуни ведут как одиночный, так  и стайный образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - состязание "Как рыба в воде"

Мультимедийный урок-состязание проводится  в конце изучения темы "Рыбы". Данный урок даёт возможность:  Закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях строен...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Рыбы"

Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать и применить свои знания по теме, смекалку и эрудицию. Задания взяты из разных литературных...

Урок по теме "Рыбы"

Целью данной презентации является рассказ об общих характерных чертах класса рыб...

Презентация к уроку: "Класс Хрящевые рыбы"

Презентация  к уроку "Класс Хрящевые рыбы"...

Методическая разработка урока "Блюда из рыбы"

Блюда из рыбы и  морепродуктов. Рыбные блюда являются важным источником  белков высокой биологической ценности. Они значительно легче усваиваются организмом человека, чем белки мя...

Открытый урок по теме "Рыбы" 7 класс

План урока для обучающихся 7 класса по теме: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб». Цель урока: систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявит...