РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Избранные вопросы физики»10 класс
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс) на тему
Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности, рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbrannye_voprosy_fiziki-elektiv10kl.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №2 им. К.И.Ракутина
Рассмотрена и принята На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08. 2018 г. | Утверждаю Директор школы_____________ (Г.Н.Иванова) Приказ № 210 от 31.08. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Избранные вопросы физики»
10 класс
Учитель:
Супругова Зоя Владимировна.
Первая квалификационная категория
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы физики» составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы.», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2010 г.
Все разделы программы тесно связаны по структуре с основным курсом физики. Программа основана на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной школе. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Настоящая программа дополняет материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности, рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ
Данный элективный предмет имеет практическую направленность, т.к. значительное количество времени отводится на решение физических задач.
Элективный предмет «Избранные вопросы физики» предназначен для учащихся 10класса в расчете на 1 час в неделю (34 часа в год).
Цели изучения элективного курса:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения физики и самостоятельного приобретения новых знаний;
- Развитие у учащихся следующих умений: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине;
- Применение знаний по физике для решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач; овладение основными методами решения задач.
- развитие интеллектуальных способностей в процессе решения физических задач;
- совершенствование умений самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации.
Содержание программы курса
- Кинематика материальной точки (5 часов)
Построение и чтение графиков законов равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Баллистика. Основные параметры баллистического движения. Движение тела по окружности. Относительность движения.
- Динамика (5 часов)
Законы Ньютона. Равнодействующая сила. Силы в природе. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Закон всемирного тяготения. Движение тел по наклонной плоскости. Движение системы связанных тел.
- Статика (2 часа)
Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия.
- Законы сохранения (4 часа)
Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. Упругие и неупругие столкновения.
- Основы МКТ. Газовые законы (2 часа)
Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
- Термодинамика (7 часов)
Внутренняя энергия. Работа газа. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Графический способ решения задач. КПД тепловых двигателей. Влажность. Поверхностное натяжение. Капиллярное явление. Механические свойства твердых тел.
- Основы электростатики (4 часа)
Закон Кулона. Теорема Гаусса. Поверхностная плотность заряда. Потенциал и разность потенциалов. Энергия взаимодействия зарядов.
Диэлектрики и проводники в электростатическом поле. Конденсаторы. Электроемкость. Соединение конденсаторов.
- Законы постоянного тока (4 часа)
Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Расчет сопротивления сложных электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Электрический ток в различных средах.
Обобщающее занятие – 1 ч.
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного предмета предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, работа с различными источниками информации, зачет. На занятиях применяются различные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
Методы обучения: исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка учащимися алгоритмов решения задач.
Используемые технологии обучения:
- Личностно-ориентированные;
- Дифференцированные;
- Здоровьесберегающие;
- Информационные.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся научаться:
- анализировать физическое явление; анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- последовательно выполнять этапы решения задачи средней трудности;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
Учащиеся получат возможность научиться:
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим и т.д
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Количество часов по теме | Дата проведения | |||
планируемая | фактическая | ||||||
Кинематика материальной точки | |||||||
1. | 1. | Построение и чтение графиков законов равномерного и равноускоренного движения. | 5 | 5.09 | |||
2-3. | Свободное падение. Баллистика. Основные параметры баллистического движения. | 12.09 19.09 | |||||
4. | Движение тела по окружности. | 26.09 | |||||
5. | Относительность движения. | 3.10 | |||||
Динамика. | |||||||
2. | 6. | Законы Ньютона. Равнодействующая сила. | 5 | 10.10 | |||
7. | Силы в природе. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. | 17.10 | |||||
8. | Закон всемирного тяготения. | 24.10 | |||||
9. | Движение тел по наклонной плоскости. | 31.10 | |||||
10. | Движение системы связанных тел. | 14.11 | |||||
Статика. | |||||||
3. | 11-12. | Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия. | 2 | 21.11 28.11 | |||
4. | Законы сохранения. | ||||||
13-14. | Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса. | 4 | 5.12 12.12 | ||||
15. | Работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. | 19.02 | |||||
16. | Упругие и неупругие столкновения. | 26.12 | |||||
Основы МКТ. Газовые законы. | |||||||
5. | 17. | Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа. | 2 | 16.01 | |||
18. | Газовые законы. | 23.01 | |||||
Термодинамика. | |||||||
6. | 19. | Внутренняя энергия. Работа газа. | 7 | 30.01 | |||
20-21. | Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | 6.02 13.02 | |||||
22. | Первый закон термодинамики. Графический способ решения задач. | 20.02 | |||||
23. | КПД тепловых двигателей. | 27.02 | |||||
24. | Влажность. Поверхностное натяжение. Капиллярное явление. | 5.03 | |||||
25. | Механические свойства твердых тел. | 12.03 | |||||
Основы электростатики. | |||||||
7. | 26. | Закон Кулона. Теорема Гаусса. Поверхностная плотность заряда. | 4 | 19.03 | |||
27. | Потенциал и разность потенциалов. Энергия взаимодействия зарядов. | 2.04 | |||||
28. | Диэлектрики и проводники в электростатическом поле. | 9.04 | |||||
29. | Конденсаторы. Электроемкость. Соединение конденсаторов. | 16.04 | |||||
Законы постоянного тока. | |||||||
8. | 30. | Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. | 4 | 23.04 | |||
31. | Расчет сопротивления сложных электрических цепей. | 30.04 | |||||
32. | Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. | 7.05 | |||||
33. | Электрический ток в различных средах. | 14.05 | |||||
9. | 34. | Обобщающее занятие. | 1 | 21.05 |
Литература для учащихся:
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2001.
- Гельгафт И.М., Генденштейн Л.Э. 1001 задача по физике с решениями. – М.: Центр «Инновации в науке, технике, образовании», 2002.
- Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 2008.
- Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
- Кабардин О.Ф. Справочные материалы. – М.:Просвещение,1991.
Литература для учителя:
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2001.
- Гельгафт И.М., Генденштейн Л.Э. 1001 задача по физике с решениями. – М.: Центр «Инновации в науке, технике, образовании», 2002.
- Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 2008.
- Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2009 г.
- Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы математики"
Элективный курс «Избранные вопросы математики» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации и поступлению в высшие учебные заведе...
Рабочая программа по элективному курсу"Избранные задачи стереометрии"
Программа по геометрии для 10-11классов...
Рабочая учебная программа по элективному курсу: Избранные вопросы математики 6-б класс
Программа рассчитана на 34 часа и составлена с учетом специфических целей и в целом, расширить полученные знания на уроках, развить ведущие ...
Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)
Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипред...
Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы математики" 9 класс
Разработка программы по элективному курсу "Избранные вопросы математики" 9 класс ( в рамках сетевого взаимодействия)...
Элективный курс "Избранные вопросы физики"
Элективный курс "Избранные вопросы физики" разработан для учащихся 11 классов, для более качественной подготовки к сдачи ЕГЭ по физике...
Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы по математике"
Программа конкретизирует содержание учебного предмета «Математика: алгебра, начала математического анализа и геометрия» и дает примерное распределение учебных часов по содержательным компо...