Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность по биологии» для 10 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему
Для учителей, ведущих курс «Проектная и исследовательская деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_proektnoy_deyatelnosti_2017-2018.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
- Департамента образования города Москвы
- Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1375 города Москвы
- 115533, г. Москва, Нагатинская наб., д.24, тел./факс:8-499-618-50-84,8-499-618-98-80
- e-mail: 1375@edu.mos.ru, http://sch1375u.mskobr.ru
- «Утверждаю»
Директор ГБОУ Школа № 1375
Михарева Н.Б.
- Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность по биологии»
- для 10-11 класса
- на 2017-2018 учебный год
- Программа рассмотрена на заседании предметной кафедры (протокол № 1 от 26.08.2017 г.)
- Программа принята на заседании Методического совета (протокол № 1 от 04.09.2017 г.)
Пояснительная записка
В стратегии модернизации содержания общего образования, в качестве основного ориентира изменений содержания общего образования выдвинута необходимость развития у школьников основных компетентностей, характеризующих самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьника. Эта компетентность характеризует готовность и способность ученика применять усвоенные знания в рамках изучения курса биологии в школе, полученные учеником способы деятельности и личностное отношение для решения практических задач в своей реальной жизни. Школьник получает образцы и формирует свой опыт в решении личностных задач на основе осмысления собственных результатов и собственного опыта, а также овладение новыми технологиями критического отношения к различной информации. Компетентности в способности учиться познавать, делать, учиться жить и учиться быть соответствуют ориентации на фундаментальность знаний, понимание научной картины мира, воспитание биологической и экологической культуры, развитие деятельностной и творческой способности. Это достигается использованием разнообразных методов обучения, в том числе и практических методов, предполагающих работу с изучаемым объектом на экскурсии, на практических занятиях, в уголке живой природы, внеклассная работа опытном участке. Эти работы предполагают распознавание и определение объектов, проведение наблюдений за природными явлениями и биологическими процессами в жизни организмов. Проектная деятельность – один из практических методов, связанных с проведением наблюдений, опытов, способствует развитию исследовательских умений. Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех практических занятий в школе. Эти задачи решаются, в том числе, через проектную и кружковую деятельность.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса «ключевых компетентностей», способствующих адаптации личности молодого человека в человеческом обществе, а именно:
- Способность к адаптации;
- Ответственность перед другими людьми;
- Толерантное отношение к другим людям разных возрастов;
- Способность к коммуникации.
При создании проектов присутствует эмоционально-ценностная (личностная) и творческая сторона деятельности.
Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать свои умения и навыки по предмету; показать способность к самоорганизации и самообразованию.
В процессе разработки проекта каждый ученик синтезирует знания в ходе поиска интересующей информации; интегрирует информацию смежных дисциплин (например, биология и химия, биология и география, биология и физика); ищут более эффективные пути решения задач проекта; активно общаются друг с другом.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности монопредметного и полипредметного, индивидуального и группового маршрутов проекта. Особенностями этого проекта является субъективность школьника, диалогичность, креативность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации методов проектов.
Организация обучения по биологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в «субъектов» деятельности. Каждый ученик становится равноправным членом творческого коллектива. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
Диалогичность: позволяет ученику вступить в свободный диалог как с собственным «Я», так и с другими людьми. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности».
Креативность: связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным и нестандартным способам деятельности. Любой проект – это всегда творчество учащихся.
Контекстность: это позволяет создать проекты, которые приближены к естественной жизнедеятельности учащихся.
Технологичность: связана с организацией познавательной деятельности учащихся по оределенным этапам проектной деятельности.
Проекты побуждают учащихся к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группах, выстраиванию взаимоотношений.
В ходе работы образовательными продуктами являются исследовательские работы. Лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной и городской научно-практической конференции.
Цель использования проектной технологии:
- самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся.
- Приобретение реального опыта участия в жизни общества, решение социально-значимых проблем.
- Соотношение общих представлений, усвоенных на уроках с реальной жизнью, в которую они вовлечены сами, учителя, их друзья, родные и близкие люди.
Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.
Цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Внешние компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка. Они могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
- Рефлексивные умения:
- умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения работать сотрудничая:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
- Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
- Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Критерии оценивания проекта:
- Связь с программой и учебным планом курса;
- Содержание проекта;
- Используемый шрифт;
- Источник информации, используемый в тексте (не менее пяти);
- использование схем, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий;
- Анализ корректности текста:
а) использование научной терминологии
б) информация должна быть точной, полезной и актуальной
в) отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Литература учителя:
- Методические рекомендации по использованию ИКТ в общеобразовательной школе. Пермь, 2004г.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. – М.: «Академия», 1999г.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Форма проведения |
1 | Использование метода проектирования для развития творческих навыков учащихся в биологии. Основные требования к проекту. Вопросы и проблемы | Лекция 1 | |
2 | Проблемы проектного метода. Основные требования к использованию метода проектов. | Лекция 2 | |
3 | Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся | Лекция 3 | |
4 | Последовательность этапов проектно-исследовательской деятельности школьника. Паспорт проектной работы. | Лекция 4 | |
5 | Оформление проектной папки. Примеры оформления проектов. | Лекция 5 | |
6 | Общие требования к оформлению проекта по биологии. Выбор темы проекта. | Лекция 6 | |
7 | Знакомство с алгоритмом работы с литературой. | Индивидуальные занятия | |
8 | Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический | ||
9 | Определение цели, задач проекта. | Индивидуальные занятия | |
10 | Подготовка к разработке учебного проекта. | Индивидуальные занятия | |
11 | Планирование учебного проекта | ||
12 | Критерии оценивания проектов. | Лекция 7 | |
13 | Определение проблемы, выдвижение гипотезы. | Индивидуальные занятия | |
14 | Работа по формулировке гипотезы | ||
15 | Поиск информации для работы над проектом | индивидуальная работа | |
16 | Поиск информации для работы над проектом. Создание плана. | индивидуальная работа | |
17 | Поиск информации для работы над проектом. Консультирование. | ||
18 | Поиск информации для работы над проектом. Консультирование. | Индивидуальные занятия | |
19 | Работа по составлению схемы проекта. | Индивидуальные занятия | |
20 | Работа над актуальностью проекта. | Индивидуальные занятия | |
21 | Формулировка цели и задач исследования. | Индивидуальные занятия | |
22 | Работа над степенью разработанности темы. | Индивидуальные занятия | |
23 | Знакомство с разработками по теме исследования | ||
24 | Определение необходимости и планирование экспериментальной работы. | Индивидуальные занятия | |
25 | Составление алгоритма экспериментальной деятельности | Индивидуальные занятия | |
26 | Работа над практической частью исследования. | Индивидуальные занятия | |
27 | Работа над практической частью исследования. Консультирование. | Индивидуальные занятия | |
28 | Методика оформления практической части исследования. | Индивидуальные занятия | |
29 | Оформление проекта. Написание. | Индивидуальные занятия | |
30 | Работа над оформлением проектной работы. Консультации. | Индивидуальные занятия | |
22 | Построение графиков, таблиц, схем и пр. | Индивидуальные занятия | |
23 | Оформление проекта (написание). Консультирование. | Индивидуальные занятия | |
24 | Оформление проекта. Консультирование | Индивидуальные занятия | |
25 | Создание презентаций. | Индивидуальные занятия | |
26 | Обсуждение способов оформление конечных результатов (защиты, презентаций) | индивидуальная работа | |
27 | Обсуждение способов оформление конечных результатов (ответы на вопросы) | индивидуальная работа | |
37 | Алгоритм действий по подготовке презентаций | лекция | |
38 | Оформление презентаций. | Индивидуальные занятия | |
39 | Работа над презентациями. Консультации | Индивидуальные занятия | |
40 | Подготовка выступлений и презентаций. | Индивидуальные занятия | |
41 | Подготовка выступлений | Индивидуальные занятия | |
42 | Написание выступлений. Консультации. | Индивидуальные занятия | |
43 | Подготовка к предзащите. Консультации. | Индивидуальные занятия | |
44 | Предзащита готовых проектов | практикум | |
45 | Предзащита готовых проектов | практикум | |
46 | Корректировка выступлений | Индивидуальные занятия | |
47 | Корректировка проекта и подготовка к защите | Индивидуальные занятия | |
48 | Корректировка проекта и подготовка к защите | Индивидуальные занятия | |
49 | Защита готовых проектов | практикум | |
50 | Защита готовых проектов | практикум | |
51 | Обсуждение результатов. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Введение в исследовательско-проектную деятельность"
Введение в исследовательско-проектную деятельность...
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....
Рабочая программа курса "Проектно-исследовательская деятельность"
Рабочая программа разработа для проведения занятия по биологии направленных на проведение исследовательской и проектной деятельности....
Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» (Литература) для 6 класса
Рабочая программа предназначена для обучения проектной деятельности учащихся 6 класса на основе литературного материала....
Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» (Русский язык) для 5 класса
Обучение проектной деятельности учащихся 5 класса на основе предмета "Русский язык"...
Темы проектно-исследовательской деятельности по биологии 11 класс.
Проектная деятельность является неотъемлемой частью обучения....
Темы проектно-исследовательской деятельности по биологии 7 класс.
Проектная деятельность является неотъемлемой частью процесса обучения....