Задания для школьного этапа олимпиады по биологии, 7 класс
олимпиадные задания по биологии (7 класс) на тему
Материалы могут использоваться для проведения школьного этапа одимпиады по биологии или на стадии подготовки к нему. Также они могут быть полезны для обобщения материала при подготовке к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_shkolnogo_tura_olimpiady_po_biologii.docx | 21.73 КБ |
otvety_na_zadaniya_dlya_shkolnogo_tura_olimpiady_po_biologii.docx | 12.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ (2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Составитель: Глаголева И.А. – учитель биологии и химии МБОУ «СОШ № 47»
Задание 1.
Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.
1. Какой из приведенных ниже терминов в переводе с греческого означает «вне» и «рассекать»?
А) анатомия
Б) физиология
В) генетика
Г) зоология
2. Какая клеточная структура по своей функции напоминает таможню в современном государстве?
А) клеточная мембрана
Б) цитоплазма
В) вакуоль
Г) ядро
3. Что содержится в черных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?
А) питательные вещества
Б) вода с минеральными солями
В) микроскопические семена
Г) микроскопические споры
4. Липа отличается от жука:
А) способностью к росту
Б) способом питания
В) отсутствием покровной ткани
Г) неклеточным строением
5. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семечки?
А) околоплодник
Б) семя
В) эндосперм
Г) зародыш
6. Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для бабочки капустной белянки?
А) яйцо → бабочка
Б) яйцо → бабочка → личинка
В) яйцо → личинка → куколка → бабочка
Г) яйцо → куколка → личинка → бабочка
7. Артериальная кровь в сердце не смешивается с венозной у
А) птиц
Б) большинства пресмыкающихся
В) бесхвостых земноводных
Г) хвостатых земноводных
8. Биологическое родство людей разных рас обусловлено наличием у них
А) одинакового набора хромосом
Б) четырехкамерного сердца
В) коры головного мозга
Г) членораздельной речи
9. Какая ткань является основой костей скелета человека?
А) эпителиальная
Б) соединительная
В) мышечная
Г) нервная
10. Гигантизм связан с нарушением функций
А) поджелудочной железы
Б) надпочечников
В) щитовидной железы
Г) гипофиза
11. Кость черепа, у которой есть пара, - это
А) нижнечелюстная
Б) лобная
В) затылочная
Г) теменная
12. Основная роль тромбоцитов состоит в
А) транспорте газов
Б) фагоцитозе твердых частиц
В) свертывании крови
Г) иммунной защите от чужеродных белков
13.Наименьшая скорость тока крови в
А) вене
Б) капилляре
В) артерии
Г) аорте
14. В тканях какого органа расположены железистые клетки, вырабатывающие соляную кислоту?
А) ротовой полости
Б) желудка
В) кишечника
Г) печени
15. Иногда у детей хорошо видны изменения формы костей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина наблюдается это явление?
А) А
Б) В
В) С
Г) D
16. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется
А) сосудистой
Б) роговицей
В) радужной
Г) сетчаткой
17. Барьерную функцию в организме выполняет
А) почки
Б) печень
В) двенадцатиперстная кишка
Г) поджелудочная железа
18. Сальные и потовые железы, рецепторы находятся в
А) дерме
Б) эпидермисе
В) подкожно-жировой клетчатке
Г) во всех слоях кожи
19. Какое из приведенных ниже отношений в природе принято считать взаимовыгодным?
А) акулы и рыбы-прилипалы
Б) суслика и сайгака
В) шмеля и клевера
Г) черного дятла и древесного муравья
20. Кровь, бьющую из раны фонтаном, можно остановить
А) наложением марлевой повязки
Б) наложением жгута
В) сильным охлаждением
Г) обработкой йодом и зеленкой
21. Впервые применил прививку
А) Э. Дженнер
Б) Л. Пастер
В) И. Мечников
Г) Р. Кох
22. Функция капиллярного (мальпигиевого) клубочка почек
А) фильтрация крови
Б) фильтрация мочи
В) всасывание воды
Г) фильтрация лимфы
23. Открытие створчатых клапанов сердца происходит в момент
А) сокращения желудочков
Б) сокращения предсердий
В) расслабления сердца
Г) перехода крови из левого желудочка в аорту
24. Свертывание крови связано с переходом
А) фибрина в фибриноген
Б) фибриногена в фибрин
В) лейкоцитов в тромбоциты
Г) эритроцитов в тромбоциты
25. Соматическая нервная система управляет деятельностью
А) скелетной мускулатуры
Б) сосудистой системы
В) печени
Г) почек
Задание 2.
Из предложенных вариантов ответов выберите несколько правильных ответов.
1. Выберите растения, у которых сложные листья
А) конский каштан
Б) желтая акация
В) береза
Г) липа
Д) дуб
Е) шиповник
2. Выберите признаки, говорящие о возможном паразитическом образе жизни червей
А) отсутствие кровеносной системы
Б) раздельнополость
В) высокая плодовитость
Г) развитие с промежуточным хозяином
Д) способность к бескислородному дыханию
Е) членистость тела
3. Какие процессы происходят при фотосинтезе
А) образование углекислого газа
Б) выделение азота
В) выделение кислорода
Г) образование глюкозы
Д) поглощение кислорода
Е) преобразование энергии света
4. Выберите признаки, отличающие белки от углеводов и жиров
А) состоят из остатков глюкозы
Б) легко расщепляются в организме
В) состоят из аминокислот
Г) откладываются в запас в организме
Д) определяют признаки организма
Е) индивидуальны у каждой особи вида
5. Выберите железы только внутренней секреции
А) гипофиз
Б) надпочечники
В) поджелудочная железа
Г) семенники
Д) слюнные железы
Е) щитовидная железа
6. Выберите участки большого круга кровообращения
А) легочная артерия
Б) верхняя полая вена
В) аорта
Г) правый желудочек
Д) сонная артерия
Е) легочная вена
7. Что из перечисленного характерно для коры головного мозга человека
А) включает средний, промежуточный и передний мозг
Б) регулирует деятельность желез внутренней секреции
В) содержит борозды и извилины
Г) место образования условных рефлексов
Д) белое вещество расположено поверх серого
Е) контролирует соматические рефлексы
8. Чем животные отличаются от растений?
А) наличием оформленных ядер в клетках организмов
Б) ограниченным числом органов, образующих организм
В) усиленным ростом и образованием большого числа плодов и семян в хороших условиях обитания
Г) рефлекторным ответом на внешние воздействия
Д) ростом в течение всей жизни
Е) гетеротрофным способом питания
9. Среди мышц свободной верхней конечности есть
А) мышцы-разгибатели кисти и пальцев
Б) четырехглавая мышца
В) двуглавая мышца плеча
Г) портняжная мышца
Д) дельтовидная мышца
Е) грудино-ключично-сосцевидная мышца
10. В плаценте, или детском месте, осуществляется
А) связь развивающегося плода с материнским организмом
Б) переплетение сосудов матери и плода
В) слияние сосудов матери и плода
Г) поступление из сосудов материнского организма в сосуды плода кислорода и питательных веществ
Д) надежная защита дочернего организма от никотина и алкоголя в случае употребления их матерью
Е) дробление плода
Задание 3.
Выберите правильные утверждения. Поставьте знак «+» напротив них.
1. Бактериальные клетки окружены пористой рыхлой оболочкой.
2. Для жизнедеятельности грибов необходимо готовое органическое вещество.
3. Грибы размножаются половым или бесполым путем с помощью спор или вегетативно.
4. При дыхании растения выделяют кислород.
5. Студенистое вещество – агар-агар, используемое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности, получают из бурых водорослей.
6. У мхов нет настоящих корней, их заменяют ризоиды.
7. Корнеплоды есть у моркови, репы и свеклы.
8. Колючки – это одревесневший лист.
9. В скелетной мышце преобладает гладкая мышечная ткань.
10. Палочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.
11. Искусственный иммунитет может быть получен при введении в организм сыворотки или вакцины.
12. При вдохе воздух после носоглотки попадает в трахею.
13.Основная масса продуктов пищеварения всасывается и поступает в кровь и лимфу в тонком кишечнике.
14. Жидкость, профильтрованная в полости капсул нефронов, называется первичной мочой.
15. С возрастом в клетках волос уменьшается количество пигмента меланина и появляется седина.
Задание 4.
4.1. Установите соответствие между процессами пищеварения, происходящими в желудке и кишечнике.
Процессы пищеварения | Место протекания |
А) Всасывание воды и минеральных веществ Б) Всасывание аминокислот В) Расщепление и всасывание липидов Г) Начало расщепления белков Д) Обработка пищи соляной кислотой Е) Обработка пищевого комка желчью | 1) Желудок 2) Тонкий кишечник |
4.2. Выстройте правильную последовательность возникновения систематических групп животных в процессе эволюции
А) Кишечнополостные
Б) Простейшие
В) Насекомые
Г) Плоские черви
Д) Кольчатые черви
Е) Бесчерепные
Задание 5. Творческое задание
В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь-ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является рачок-циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Задание 1.
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего – 25 баллов.
Правильные ответы:
1-а, 2-а, 3-г, 4-б, 5-а, 6-в, 7-а, 8-а, 9-б, 10-г, 11-г, 12-в, 13-б, 14-б, 15-г, 16-г, 17-б, 18-а, 19-в, 20-б, 21-а, 22-а, 23-б, 24-б, 25-а.
Задание 2.
По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего - 20 баллов.
Правильные ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
абе | вгд | вге | вде | абе | бвд | вге | бге | авд | абг |
Задание 3.
За каждый правильный ответ 0,5 балла. Всего – 7,5 баллов
Правильные ответы: 1-, 2+, 3+, 4-, 5-, 6+, 7+, 8+, 9-, 10-, 11+, 12-, 13+, 14+, 15+.
Задание 4.
За правильный ответ в каждом подзадании - 2 балла, если ученик дал в работе только 1-2 правильных ответа из шести – ноль баллов, если 3-5 правильных ответов – один балл. Всего – 4 балла.
Правильные ответы:
4.1.
1 | 2 |
агд | бве |
4.2.
багдве
Задание 5.
Всего – 4 балла.
Так как личинки ришты развиваются в рачках-циклопах, то наиболее действенными мерами борьбы могут быть: очистка и фильтрация воды (1 балл), запрет купания в водоемах (1 балл), прокладка водопроводов (1 балл), отлов зараженных животных, пьющих воду из этих водоемов (1 балл).
Максимальное количество баллов – 60, 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного этапа олимпиады по биологии
Задания школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 и 8 классов. Предложено по 20 заданий в тестовой форме с выбором одного правильного ответа....
Школьный этап олимпиады по биологии 7 класса
Тестовые задания школьного этапы по биологии за 7 класс, включают основные темы по разделам Растения (в основном), Грибы, Бактерии. В первой части задания на выбор одного правильного ответа, вторая ча...
Задания для школьного этапа олимпиады по математике (8 класс)
Вниманию желающих предлагаются задания для школьного этапа по математике.Задания соответствуют современным требованиям к обучению математике.Вместе с заданиями имеются и решения.Все вместе облег...
Задания школьного этапа олимпиады по биологии в 7 классе
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 7 классе. Задания составлены с учетом методических рекомендаций по составлению олимпиадных заданий....
Задания школьного этапа олимпиады по биологии в 8 классе
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 8 классе. Задания олимпиады составлены с учетом рекомендаций по составлению олимпиадных заданий....
Задания для школьного этапа олимпиады по биологии, 7 класс
Материалы могут быть использованы на стадии подготовки к олимпиаде по биологии в 7 классе, либо непосредственно в качестве самостоятельных заданий. Также материалы могут быть полезны при подготовке к ...
Задания школьного этапа олимпиады по биологии
Задания школьного этапа олимпиады школьников по биологии для учащихся 7-11 классов с ответами...