Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Воздух
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Дымова Людмила Ивановна

Конспект открытого урока по теме: Воздух

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_vozdux.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Дымова Людмила Ивановна

Полное название образовательного учреждения: МАОУ СОШ №65 г.Томска

Класс: 5

Предмет: природоведение

Тема: Состав и свойства воздуха                           

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Технологии:  проблемно-эвристический урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Формирование представлений о качественном и количественном составе воздуха.

Метапредметные:

- создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (умение работать в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения);                                                                              

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);                                                    

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий (формулирование познавательной цели, анализ объектов с выделением существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) 

Личностные: Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.

Основные понятия, изучаемые на уроке: кислород, углекислый газ,

Время реализации занятия: 45 минут

Оборудование:

свеча, глубокая тарелка, вода, цилиндр, пробирки, спиртовка,  КМnО4, лучина,

мел, НSO4, стакан со снегом, мяч, колба, стеклянная трубка d = 1,5-2 см,

2 стакана с горячей водой, стекло, спичечная коробка, теннисный шарик.

компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Состав и свойства воздуха”

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.   Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Отгадайте загадку. Отгадка и будет темой нашего занятия.

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
                          (Воздух)

Целеполагание:  На какие вопросы вы хотите найти ответ?  

Что такое воздух?

Из чего он состоит?

Каковы свойства воздуха?

Как человек их использует?

III. Изучение нового материала

               - Что же такое воздух?   Каков его состав?

  • Заполни схему и диаграмму «Состав воздуха» с. 85, абзац  1

Ответы. Схема: азот/ кислород/ углекислый газ/ инертные газы/ пары воды, пыль, сажа.

Диаграмма: 78%, 21%, 1%.

 Взаимопроверка (Ответы записаны на доске). Ответы озвучить.

Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, возле своих парт.

 Тот, кто написал на «5» поднимет руки вверх.

 Тот, кто написал на «4» поднимет руки к плечам.

 Тот, кто написал на «3» стоит с опущенными руками.

Эксперимент №1:

Тысячелетия ученые стараются раскрыть секреты воздуха, который нас окружает. И только 200 лет назад люди узнали, наконец, из чего состоит воздух.  Впервые высказался о сложном составе воздуха ученый – художник Леонардо да Винчи (XV век).  Прежде не различали отдельных газов – все газы считались воздухом. В 1774 году Джозеф Пристли получил газ, который поддерживает горение и дыхание. Он назвал его «кислород». Теперь учеными установлено, что воздух всегда разный. Но какой бы он не был, в нем всегда есть его главные составные части: это азот, кислород, углекислый газ и инертные газы

Одних газов в воздухе много, а других мало. Но кислород – самый распространенный газ в воздухе. давайте с вами проведём опыт.

ОПЫТ:

Возьмем небольшую свечку, глубокую тарелку, воду, цилиндр. Опускаем в сосуд с водой плавающею свечу. Поджигаем свечу и накрываем её цилиндром. И понаблюдаем. Пока в цилиндре есть кислород свеча горит. При горении кислород расходуется и уровень воды поднимается.  Свеча гаснет, когда кислорода в цилиндре не остается. Вода поднимается.

Мы можем сделать вывод, что Огонь уничтожает кислород, который нужен для его горения и ни одно живое существо не может пребывать в этом воздухе. Соответственно кислород является важной составляющей воздуха.

Учеными было установлено, что две трети части воздуха составляет – азот. Азот как самостоятельный газ был открыт в  1772 шотландским ученым Даниэлем Резерфордом.  Слово «азот» означает – «безжизненный». Ученые назвали этот газ «удушливым». Этот газ не поддерживает дыхание.

Состав воздуха.   Заполнение схемы «Состав воздуха»

Вывод: в воздухе содержится 21% кислорода, 78% азота, 0,03% углекислого газа, 0,03% - пары воды,

инертные газы  - 0,9 (гелий, аргон, криптон, ксенон)

примеси: пыль, сажа, пепел, морская соль, пыльца растений, споры бактерий.

Эксперимент №2: Получение кислорода. Свойства кислорода.

Я коварный поджигатель.

Вы огня хотите - нате!

Я всесильный окислитель

Если только дров дадите.

В пробирку насыпать КМnО, нагреть выделяется О, внести в пробирку тлеющую лучинку.

2КМnО= КМnО4 +МnО2+ О2

Вывод: Кислород поддерживает горение и необходим для дыхания всем живым организмам.

Эксперимент №3: 

Углекислый газ бесцветный, без запаха, со слегка кисловатым вкусом.   Хотя углекислый газ уже был открыт в 1754 Джозефом  Блэком, более подробно изучил его и выделил в чистом виде именно Пристли. Ему же принадлежит открытие в 1771 г. роли углекислого газа в дыхании растений.

Для газирования воды используют – углекислый газ. Увидеть этот газ очень легко, стоит только понаблюдать за движением пузырьков в стакане газированной воды.

Его  содержание в воздухе 0,03%.  Если содержание углекислого газа в воздухе увеличится в сто раз, то дыхание станет не возможным. Но этого не случится, потому что в очистке воздуха участвуют растения – это легкие планеты.

Есть еще много других газов, которые содержатся в воздухе, но в очень маленьких количествах. Эти газы являются составными частями воздуха: неон, гелий, водород и многие другие.

Получение углекислого газа.  Мел CaCO + НSO4 =CaSO + НО + СО   

Внести горящую лучину.

Выводы: Углекислый газ невидим, не поддерживает горение и непригоден для дыхания.

Эксперимент №4: Наличие паров воды.

В стакан кладут снег. При внесении стакана в теплую комнату стенки его покрываются мелкими капельками воды (стакан запотевает).

Внимательно прослушайте стихотворение, и определить, какое значение для планеты играет наличие атмосферы.

Но значительна роль атмосферы

 Для Земли и для жизни людей,

 Ведь такая воздушная сфера

 Защищает от многих вещей:

 От мороза ли темною ночью,

 От перегрева в солнечный день,

 От паденья на Землю кучи

 Самых разных космических тел.

 Много вредных космических лучиков

 Атмосфера не пустит без ключика.

 Для непрошеных злобных лучей

 Не должно быть открытых дверей.

 Наш воздушный большой океан,

 Омывающий множество стран,

 Наш защитник, обидчик, помощник,

 Без которого жить невозможно.

 Выполняя защитную функцию,

 Атмосфера нам воздух дает.

 Значит, вывод верный:

 Человек без неё не живет!

Значение атмосферы

  • Воздух необходим для всего живого на Земле
  • Атмосфера – броня Земли, предохраняет от бомбардировки метеоритов
  • Атмосфера – одежда Земли, она защищает Землю от переохлаждения и перегрева
  • Озоновый экран защищает от ультрафиолетового излучения
  • Необходима для дыхания

Вывод: Воздух смесь газообразных и парообразных веществ. Каждое вещество в нем сохраняет свои свойства. Большую часть воздуха по объему занимает  азот – «безжизненный газ».

                           ФИЗМИНУТКА.

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр.1   « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ! )

Упр.2  « Упрямая свеча».
   Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5.

Воздух – природное тело. Ему свойственно все, что свойственно другим природным телам Земли.

Свойства воздуха изучаются в сравнении с твердыми телами (например, горные породы).

№п/п

Свойства признаки

Твердые тела

Газообразные тела

Горные породы

Воздух

1

Форма

2

3анимает место

3

Имеет вес

4

Цвет

5

Прозрачность

6

Вкус, запах

7

Сжимаемость

8

Упругость

9

При нагревании

10

При охлаждении

1. Форма. Изучение свойств и признаков воздуха можно начинать с обсуждения вопроса:

Что означает слово “форма”? “Имеют ли форму горные породы?”

А воздух свою, определенную форму не имеет, он может иметь “форму” тела, которую он заполняет. После того, как делается вывод, он заносится в таблицу.

2. 3анимает место. 

«Он  такой большой, что занимает весь мир, он такой маленький, что  пролезет в любую щель». Твердые тела занимает определенное место. Чтобы занять место твердых тел, необходимо их оттуда убрать. Занимает ли место воздух? После обсуждения демонстрируется опыт.

Стакан опускаем вверх дном в ведро с водой. Вода не входит в стакан: ей мешает туда войти воздух. Но воздух обладает еще одним качеством: он “вежливый” - всегда уступает место. Поэтому его не надо отодвигать. Он сам уступает место. Это очень важно. Ведь не сопровождай воздух нас везде, то, как бы мы дышали. Вывод - воздух занимает место.

3. Воздух имеет вес. Твердые тела можно легко взвесить. А как взвесить воздух? Выслушиваются предположения.

Опыт: Берется большой полиэтиленовый мешок. Его нужно аккуратно сложить так, чтобы внутри не остался воздух. Взвесить. Набрать в мешок воздух, завязать, взвесить. Найти разницу, это и будет массой воздуха в мешке.

Уже давно подсчитано, что 1 м³ воздуха весит 1 кг 300 г. Так что, если объем нашей классной комнаты, например, 100 м³, то вес воздуха, находящегося в ней, равен 130 кг.

4. Цвет. Сначала дать определение “цвета предметов”. Обсуждение вопроса “Имеет ли цвет воздух?”

Воздух не имеет определенного цвета. Голубое небо - это толстый слой воздуха. Доказательство – опыт. Берется кусок полиэтилена. Его нужно прикладывать к учебнику, через один слой пленки видно всё. Если сложить пленку в несколько слоёв, то она становится белой и непрозрачной.

5. Следующие свойства воздуха - прозрачность. Но бесцветный – это еще не говорит о том, что это прозрачное тело. Например, некоторые тела имеют цвет (солнцезащитные очки, закрашенные пленки и т.д.) но они прозрачны. Но воздух бесцветен и прозрачен. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть в окно и наблюдать то, что можно увидеть через воздух.

6. Вкус, запах. Скорее речь пойдет о запахе. Обсуждение вопроса: “Имеет ли воздух запах?” Воздух своего запаха не имеет. Пахнет он лишь тем, чей запах данный момент распространяется. (Дым, духи, еда и т.д.).

7. Сжимаемость. После объяснения этого качества ставится вопрос. “Можно ли сжать воздух?”. Выслушиваются предположения.

Этот конь не ест овса,

 У него два колеса,

 На цепи он не сидит,

 Цепь-то есть, он с ней бежит,

 Есть седло и две педали.

 Вы коня с рулём узнали?                                       (Велосипед)

Эксперимент: Взять стеклянную трубку обрезанную с двух концов, вставить картофельные пробки с обоих концов. Когда начинаешь проталкивать пробку с одного конца, воздух сжимается и с другого конца вылетает картофельная пробка.

Воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления (насосы) и очень широко используют сжатый воздух в жизни.

  • Сжатый воздух находится в шинах велосипеда, автомобиля;
  • Пульверизатор для распыления краски;
  • Паяльная лампа
  • Отбойный молоток
  • Пневматическая винтовка

Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.

А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи - как они отскакивают и подпрыгивают!

8. Воздух упруг. Речь идет о сжатом воздухе. “Понятие упругости”. Упругость (эластичность) - свойство вещества оказывать влияющей на него силе механическое сопротивление и принимать после её спада исходную форму. Когда мяч ударяется о пол, воздух в нем больше сжимается. Но, так как сжатый воздух упруг, он сейчас же расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.

9. Что делается с воздухом при нагревании? 

Опыт. В колбу ставится пробка со стеклянной трубкой. Конец трубы опускается в стакан с водой. Колба нагревается руками. Скоро можно заметить, что из трубочки начинают выходить пузырьки. Вывод. Это происходит потому, что при нагревании воздух расширяется.

10. Что делается с воздухом при охлаждении?

Опыт:  После обсуждения демонстрируется опыт. На колбу предыдущего опыта нужно положить снег. Вода заходит из стакана в колбу по трубке. Значит, воздух при охлаждении сжимается. Вывод. Воздух так же, как и твердые тела, расширяется при нагревании и сживается при охлаждении.

11. Воздух плохой проводник тепла.

Эксперимент: 2 стакана наполнить горячей водой, накрыть стеклом.

1 стакан поставить на стол, другой на пустую спичечную коробку.

Вывод: вода в стакане, который стоял на столе остывает быстрее.

12. Воздух легче воды

Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик.

Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?

13. Горячий воздух поднимается кверху

Почему  люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

Как человек использует это свойство? Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.  Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре  ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

 IV. Закрепление.

Вопросы  Почемучки:

Перечислите свойства воздуха и подумайте, о каких свойствах воздуха идет речь.

Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

Почему окна делают с двойными рамами?

В  чем будет теплее: в 10-ти  шелковых блузках или в 1-й шерстяной?

Почему в сильные морозы птицы  сидят нахохлившись?

Что происходит с объемом воздуха при нагревании?

Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

V. Итог урока

– На какие вопросы мы искали ответы?

 – Что нового узнали на уроке?

Рефлексия

Закончи предложения:

Я сегодня на уроке понял, что…

Я узнал, что…

Я удивился…,         

Мне понравилось….

Мне  не понятно….        

В начале урока раздаются карточки для  самооценки  учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.

карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценка уровня усвоения материала,   работы на уроке        

Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение

 Мое настроение в начале урока

 Мое настроение в конце урока         

Отметь знаком «+»

оцени себя

Хорошо

Не очень

Плохо

Данную тему  я усвоил (а)        

На уроке я работал (а)

 Домашнее задание: стр. 85-87, ответить на вопросы

Задание на выбор:

  1. Какие свойства воздуха люди используют в своей повседневной жизни.
  2. Зачем необходимо охранять воздух?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии для 6 класса "Характеристика основных экологических групп растений"

Технологическая карта урокаУчреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- ПетербургаАвтор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна________________________________________...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...