доклад
учебно-методический материал по биологии на тему
Доклад к педсовету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_universalnyh_uchebnyh.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету на тему «Эффективные технологии универсальных учебных
действий на уроках биологии в 5-7 классах»
Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. В связи с этим педагог должен помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков.
Остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии, В своей работе я хочу показать, как можно формировать познавательные УУД на разных этапах урока биологии в 5-6 классах, т.к. они позволяют учащимся выполнять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно–следственных связей. Считаю, что ученик, владеющий данными умениями, будет конкурентоспособным членом современного общества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, постоянно учиться всему новому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту, учебной деятельности. По стандартам второго поколения я работаю 3 год. Обучение веду в 5-7 классах по УМК Пасечника В.В. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.
Для формирования общеучебных универсальных действий использую приемы поиска информации. Поиск информации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстро находить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На своих уроках большое внимание уделяю работе с учебником и использую разнообразные приемы работы с текстом учебника, которые играют важнейшую роль в формировании познавательных УУД: следующие приемы:
- найти место в учебнике, где описываются объекты, явления или процессы;
- разбить текст одного параграфа учебника на части и озаглавить их;
- придумать названия к тексту по изучаемой теме;
- найти смысловую ошибку в тексте
- выделить ключевые слова в отрывке текста, написать их в тетрадь;
-найти формулировку понятия.
В ходе обучения биологии - предлагаю сравнить объекты по рисункам, найти общее и различия. Например, по теме «Семя, его строение и значение» сравнивают строение семян однодольных и двудольных растений;
Для более эффективной работы с текстом учебника или других источников предлагаю использовать прием свертывания информации в таблицу или схему, который позволяет вести поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, определять основную и второстепенную информацию и выполнять знаково-символическое моделирование.
При изучении нового материала, повторении и обобщении использую биологические задачи. Считаю, что решение задач меняет характер познавательной активности от репродуктивной к поисковой, формирует общеобразовательные компетенции учащихся. Включаю в учебный процесс познавательные игры. Они способствуют раскрытию творческого потенциала, активизируют мыслительную деятельность учащихся. В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия. Учебная игра осуществляет мотивационно - побудительную функцию, т.е. мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучающихся.
На этапе осмысления и закрепления, полученных данных я использую следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:
- использую натуральные объекты в заданиях для учащихся.
- моделирование;
Вопросы перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой деятельности достаточно эффективно решаются в процессе использования бригадной (групповой) формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предметам объединяются в группы по 4-6 человек и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока бригада составляет отчёт и на следующем уроке выступает с сообщением о проделанной работе. Приведу пример заданий самостоятельной работы учащихся 5 класса при проведении экскурсии на пришкольный участок по теме «Осенние явления в жизни растений»:
Формированию логических универсальных учебных действий способствуют следующие приемы.
Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).
Прием «Синквейн».
Приём незаконченного предложения.
Этот прием способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.
Действия постановки и решения проблемы - формулирование проблемы;
Прием - постановка проблемного вопроса.
Прием - сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений;
Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.
Прием - дискуссия (учащимся задаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения);
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, моя образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:
- учащиеся самостоятельно осуществляют деятельность учения; ставят учебные цели;
- результативно мыслят и работают с информацией;
- ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;
- делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
- добывают новые знания из различных источников и разными способами;
- перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;
- преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;
- работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу «биология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....