Биолого-физические параметры легких человека.
статья по биологии (8 класс) по теме
В данной статье прописана возможность в 8 классах провести исследовательскую работу. Представлены основные параметры исследрвания и возможные варианты обработки результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Биолого-физические параметры легких человека.
Руководитель работы: учитель биологии Высоцкая Татьяна Антоновна.
(ГБОУ школа №370 Московского районаг.Санкт-Петербурга )
Цель: Определение основных характеристик легких человека.
Гипотеза: Жизненный объем легких, и максимальная легочная вентиляция студентов нашей группы совпадает с нормой для юношей.
Дыхание – один из жизненно важных процессов в организме человека.
Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление во
внутреннюю среду организма кислорода, использование его для
окислительных процессов, и удаление из организма углекислого газа.
Наиболее важным является обеспечение газообмена О и СО между окружающей средой и нашим организмом согласно его метаболическими потребностям. Этот процесс в нашем организме регулирует ЦНС, нейроны которой связаны с дыхательным центром продолговатого мозга.
Система дыхания человека состоит из воздухоносных путей и респираторного отдела, образованного альвеолами. Воздухоносные пути состоят из носовой полости, гортани, трахеи, бронхов. В них воздух нагревается, увлажняется, очищается от пыли. В респираторном отделе дыхательной системы происходит газообмен кислорода и углекислого газа. Правое легкое образуют три доли, левое – две. Каждая доля состоит из сегментов. Последние являются структурно-функциональной единицей легких.
Анатомическое строение легких человека обеспечивает внешнее дыхание. Оно предусматривает легочную вентиляцию и диффузию газов через аэрогематический барьер. Общее функционирование системы дыхания, кровообращения и клеточного дыхания образует единую функциональную систему, работа которой направлена на поддерживание нормального течения метаболических процессов в организме.
Для характеристики вентиляционной функции легких и ее резервов большое значение имеет величина статических и динамических объемов и емкостей легких. К статическим объемам относятся величины, которые измеряют после завершения дыхательного маневра без ограничения скорости (время) его выполнения. К статическим показателям относятся четыре первичных легочных объема: дыхательный объем (Vдых), резервный объем вдоха (Vр.вд.), резервный объем выдоха (Vр.выд) и остаточный объем (Vо.о), а также и емкости: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), емкость вдоха (Евд), максимальная легочная вентиляция(МЛВ) и общая емкость легких (ОЕЛ).
Для определения объема легких студентов по площади его тела мы исследовали нижеприведенные показатели
1) Площадь поверхности тела человека:
S=0,167√ ml
2) Объем легких человека (мужчины):
V=2,5 10-3S
3) Определение площади поверхности человека по номограмме:
Далее определили дыхательный объем легких при помощи самодельного спирографа.
В качестве самодельного спирографа предлагаем использовать воздушный шарик.
Объем шарика можно вычислить: V= π d3 / 6.
Vр.вд. = ЖЕЛ - (Vо.о. + Vр.выд.)
Vо.о.- остаточный объем легких
ЖЕЛ (теория) = (рост х 5,2 – возраст х 0,022) – 4,2 для юношей.
Норма для ЖЕЛ составляет 2,8-3,8 л для юношей. Она возрастает у спортсменов и может достигать 8 л.
Затем определили максимальную легочную вентиляцию (МЛВ)
МЛВ = 6 практика
МЛВ = ( рост х 1,34 –возраст х 1,26) – 21,4 теория, для юношей.
Литература:
С.А. Чандаева Физика и человек АО АСПЕКТ ПРЕСС М., 1994
http://www.medeffect.ru/lab/pulmodiagnos-0008.shtml
Предварительный просмотр:
Биолого-физические параметры легких человека.
Руководитель работы: учитель биологии Высоцкая Татьяна Антоновна.
(ГБОУ школа №370 Московского районаг.Санкт-Петербурга )
Цель: Определение основных характеристик легких человека.
Гипотеза: Жизненный объем легких, и максимальная легочная вентиляция студентов нашей группы совпадает с нормой для юношей.
Дыхание – один из жизненно важных процессов в организме человека.
Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление во
внутреннюю среду организма кислорода, использование его для
окислительных процессов, и удаление из организма углекислого газа.
Наиболее важным является обеспечение газообмена О и СО между окружающей средой и нашим организмом согласно его метаболическими потребностям. Этот процесс в нашем организме регулирует ЦНС, нейроны которой связаны с дыхательным центром продолговатого мозга.
Система дыхания человека состоит из воздухоносных путей и респираторного отдела, образованного альвеолами. Воздухоносные пути состоят из носовой полости, гортани, трахеи, бронхов. В них воздух нагревается, увлажняется, очищается от пыли. В респираторном отделе дыхательной системы происходит газообмен кислорода и углекислого газа. Правое легкое образуют три доли, левое – две. Каждая доля состоит из сегментов. Последние являются структурно-функциональной единицей легких.
Анатомическое строение легких человека обеспечивает внешнее дыхание. Оно предусматривает легочную вентиляцию и диффузию газов через аэрогематический барьер. Общее функционирование системы дыхания, кровообращения и клеточного дыхания образует единую функциональную систему, работа которой направлена на поддерживание нормального течения метаболических процессов в организме.
Для характеристики вентиляционной функции легких и ее резервов большое значение имеет величина статических и динамических объемов и емкостей легких. К статическим объемам относятся величины, которые измеряют после завершения дыхательного маневра без ограничения скорости (время) его выполнения. К статическим показателям относятся четыре первичных легочных объема: дыхательный объем (Vдых), резервный объем вдоха (Vр.вд.), резервный объем выдоха (Vр.выд) и остаточный объем (Vо.о), а также и емкости: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), емкость вдоха (Евд), максимальная легочная вентиляция(МЛВ) и общая емкость легких (ОЕЛ).
Для определения объема легких студентов по площади его тела мы исследовали нижеприведенные показатели
1) Площадь поверхности тела человека:
S=0,167√ ml
2) Объем легких человека (мужчины):
V=2,5 10-3S
3) Определение площади поверхности человека по номограмме:
Далее определили дыхательный объем легких при помощи самодельного спирографа.
В качестве самодельного спирографа предлагаем использовать воздушный шарик.
Объем шарика можно вычислить: V= π d3 / 6.
Vр.вд. = ЖЕЛ - (Vо.о. + Vр.выд.)
Vо.о.- остаточный объем легких
ЖЕЛ (теория) = (рост х 5,2 – возраст х 0,022) – 4,2 для юношей.
Норма для ЖЕЛ составляет 2,8-3,8 л для юношей. Она возрастает у спортсменов и может достигать 8 л.
Затем определили максимальную легочную вентиляцию (МЛВ)
МЛВ = 6 практика
МЛВ = ( рост х 1,34 –возраст х 1,26) – 21,4 теория, для юношей.
Литература:
С.А. Чандаева Физика и человек АО АСПЕКТ ПРЕСС М., 1994
http://www.medeffect.ru/lab/pulmodiagnos-0008.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок" Газообмен в легких и тканях. Влияние никотина на организм человека".
Повторение по теме : "Газообмен в легких и тканях" Практическая работа по химии....
Т.Ширямова. "Легко ли быть Человеком?"
Уроки-диалоги по проблемам нравственного и правового образования...
Классный час "Легко ли быть человеком?"
Конспект классного часа, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей...
Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ
Конкурсный мастер-класс для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...
Урок "Газообмен в легких и тканях. Влияние никотина на организм человека".
Урок обобщающий по теме: "Дыхание"....
Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»
В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление,...
Проект "Физические параметры человека"
Проект «Физические параметры человека».Назначение данного проекта в том, чтобы создать условия для развития мыслительной деятельности, формирования самостоятельности и инициати...