рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
рабочая программа по биологии в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 5 класс | 70.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с учетом примерной образовательной программы по биологии и авторской программы «Биология. 5 – 11 классы» авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой. Рабочая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №2», в соответствии с базисным учебным общеобразовательным планом школы. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир».
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой профильной дифференциации
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
• Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии, систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе.
• Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.
• Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям.
Начать формирование гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается в 5 классе 35 часов (1час в неделю).
Описание УМК
Содержание рабочей программы структурируется на основе учебника Пономареваой И.И. 3 «Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013 (рекомендован Министерством образования и науки РФ)». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретѐнные знания в практической деятельности.
Материально- техническое и информационное обеспечение
Микропрепараты
Таблицы
Коллекции
Гербарий, Набор муляжей
Мультимедийные средства обучения
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Планируемые результаты:
∙ Достижение личностных результатов:
- Воспитание патриотизма.
- Формирование ответственного отношения к обучению.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование основ экологической культуры.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
∙ Достижение метапредметных результатов:
- Умение осуществлять контроль своей деятельности.
- Умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
∙ Достижение предметных результатов:
- Формирование научных знаний о живой природе, причинах сокращения биологического разнообразия.
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах.
- Приобретение опыта использования методов биологической науки. Формирование основ экологической грамотности, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия.
- Значение биологии в решении проблем природопользования.
Содержание курса
Глава 1. Биология – наука о живом мире(8ч). Наука о живой природе. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Ткани Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные работы: №1 «Изучение строения увеличительных приборов», №2 «Знакомство с клетками растений».
Глава 2. Многообразие живых организмов (11ч). Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения. Животные. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Лабораторные работы: №3 «Знакомство с внешним строением растений», №4 «Наблюдение за передвижением животных».
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8ч). Среды жизни планеты Земля. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.
Глава 4. Человек на планете Земля (8ч). Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира. Экскурсия. «Весенние явления в природе». Обсуждение заданий на лето.
Учебно-тематическое планирование
№ | № | Тема | Часы | Лаб. раб. | Конт. раб. |
1. | 1 | 1. Введение | 1 | ||
2 | 2. Биология – наука о живом мире | 8 | |||
2 | 1 | Наука о живой природе | |||
3 | 2 | Свойства живого | |||
4 | 3 | Методы изучения природы | |||
5 | 4 | Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Л/р №1 | ||
6 | 5 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | Л/р №2 | ||
7 | 6 | Химический состав клетки | |||
8 | 7 | Процессы жизнедеятельности | |||
9 | 8 | Систематизация знаний | к/р №1 | ||
3. Многообразие живых организмов | 11 | ||||
10 | 1 | Царства живой природы | |||
11 | 2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | |||
12 | 3 | Значение бактерий в природе и для человека | |||
13 | 4 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | Л/р №3 | ||
14 | 5 | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Л/р №4 | ||
15 | 6 | Значение растений и животных в природе и для человека | |||
16 | 7 | Грибы | |||
17 | 8 | Многообразие и значение грибов | |||
18 | 9 | Лишайники | |||
19 | 10 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | |||
20 | 11 | Систематизация знаний | к/р№2 | ||
4. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | ||||
21 | 1 | Среды жизни планеты Земля | |||
22 | 2 | Экологические факторы среды | |||
23 | 3 | Приспособления организмов к жизни в природе | |||
24 | 4 | Природные сообщества | |||
25 | 5 | Природные зоны России | |||
26 | 6 | Жизнь организмов на разных материках | |||
27 | 7 | Жизнь организмов в морях и океанах | |||
28 | 8 | Систематизация знаний | к/р№3 | ||
5. Человек на планете Земля | 8 | ||||
29 | 1 | Как появился человек на Земле | |||
30 | 2 | Как человек изменял природу | |||
31 | 3 | Важность охраны живого мира планеты | |||
32 | 4 | Сохраним богатство живого мира | |||
33 | 5 | Систематизация и обобщение знаний | к/р№4 | ||
34 | 7 | Задания на лето | |||
35 | 8 | Резерв | 1 | ||
ИТОГО | 35 | 4 | 4 |
Календарно -тематическое планирование по биологии 5 класс (35часов, 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Основное содержание | НРК | Форма организации деятельности учащегося | Планируемые образовательные результаты | Дата | |||||||||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные | Личностные | По плану | По факту | |||||||||||
1.Введение (1) | |||||||||||||||
1 | Введение | Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологич. приборами и инструментами | Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой. Работать с рисунками учебника как источниками информации. | Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам. | Регулятивные: следовать установленным Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть | учебно-познавательный интерес к | |||||||||
2.Биология – наука о живом мире (8) | |||||||||||||||
2 | Наука о живой природе | Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологич науки: ботаника, микология, зоология и т.д. | Работать с рисунками учебника как источниками информации. | давать определения терминам | Регулятивные: осуществлять итоговый и Коммуникативные допускать возможность | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении; | |||||||||
3 | Свойства живого | Свойства живого: обмен веществ, раздражимость рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое | Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы. | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | Регулятивныевыполнять учебные действия в Познавательные1)осуществлять синтез как составление целого из частей; 2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные допускать возможность | 1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая 2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |||||||||
4 | Методы изучения природы | Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделированиесравнение. | Наблюдение за птицами и домашними животными | Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. | Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. | Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 2)адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | учебно-познавательный интерес к | ||||||||
5 | Увеличительные приборы л/р№1 | Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом | Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами. | Применять на практике умение работать с увеличительными приборами | Регулятивные: 1)следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по Познавательные проводить сравнение, сериацию и Коммуникативные учитывать другое мнение и | ориентация на понимание причин | |||||||||
6 | Строение клетки. Ткани. л/р№2 | Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро,пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности животных и растительных тканей. | групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов. | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется | |||||||||
7 | Химический состав клетки | Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ. | групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. | Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. | |||||||||
8 | Процессы жизнедеятельности | Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурная единица живого организма | Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные строить монологическое | Ориентация на понимание причин | |||||||||
9 | Систематизация знаний | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов.Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||
3. Многообразие живых организмов (11) | |||||||||||||||
10 | Царства живой природы | Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточная форма жизни. Вид – единица классификации | Царства живой природы нашей местности | Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения, использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены | Определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | ||||||||
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Отличие клеток бактерий от клеток растений. Питание. Дыхание бактерий. | По рисунку учебника определить отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания | Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | |||||||||
12 | Значение бактерий в природе и для человека | Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз. | Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий | Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения | |||||||||
13 | Растения л/р№3 | Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные | Растительный мир Еравны | Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | осознание своей гражданской | ||||||||
14 | Животные л/р№4 | Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных | Животный мир Еравны | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | Проводить наблюдение за объектами живой природы. | Регулятивные: 1) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | ||||||||
15 | Значение растений и животных в природе и для человека | Значение растений и животных в природе и для человека | Выделять существенные признаки растений и животных. Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. | Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. | Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. | |||||||||
16 | Грибы | Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространение Грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень. | Грибы местных лесов | По рисунку учебника определить отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. | Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные способствовать развитию познавательной активно стиучащихся,умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | ||||||||
17 | Многообразие и значение грибов | Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик. | Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни | различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Регулятивные:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательныепостановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | |||||||||
18 | Лишайники | Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. | Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников | Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников | Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативныестроить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | учебно-познавательный интерес к | |||||||||
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие. | Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы. | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | |||||||||
20 | Систематизация знаний | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||
4. Жизнь организмов на планете Земля (8) | |||||||||||||||
21 | Среды жизни планеты Земля | Среда обитания и условия существованияВзаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. | Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания | Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками. | |||||||||
22 | Экологические факторы среды | Абиотические, биотические, антропогенные факторы | Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. | Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся | |||||||||
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса | Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. | приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | |||||||||
24 | Природные сообщества | Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители потребители, разлагатели. | Природные сообщества Еравны | Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. | Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативныеслушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. | ||||||||
25 | Природные зоны России | Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определенных условиях. | Умение работать с текстом. Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч.в ситуации столкновения интересов | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | |||||||||
26 | Жизнь организмов на разных материках | Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды. | Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации | Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | широкая мотивационная основа | |||||||||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах | Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин. | Жизнь организмов в озере Сосновом | Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательныеосуществлять поиск необходимой Коммуникативныедоговариваться и приходить | Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. | ||||||||
28 | Систематизация знаний | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные:способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||
5. Человек на планете Земля (8) | |||||||||||||||
29 | Как появился человек на Земле | Австралопитекчеловек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе. | находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательныевыдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | осознание своей гражданской | |||||||||
30 | Как человек изменял природу | История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки. | Влияние деятельности человека на природу | Осознание своего влияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения; | Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера Познавательныепомочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала Коммуникативныевладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки | ||||||||
31 | Важность охраны живого мира планеты | Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники. | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении | |||||||||
32 | Сохраним богатство живого мира | Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения на отдыхе. Красная книга. | Заповедники и национальные парки Бурятии | Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. | Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | ||||||||
33 | Систематизация и обобщение знаний | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные:выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||
34 | Задания на лето | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не | способность к самооценке на основе | |||||||||||
35 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...