итоговая работа 8класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (8 класс) на тему

Харькова Галина Михайловна

          Цель: проверить усвоение содержания всех ведущих разделов (тем) школьного курса «Биология. Человек», которые составляют инвариантное ядро различных учебных программ по биологии, рекомендованных для основной школы.

Для проведения промежуточной аттестации предлагаются задания, которые соответствуют базовому уровню изучения биологии на  ступени основной школы.

Задания в экзаменационной работе оцениваются разным числом баллов в зависимости от их типа и уровня сложности.

         Связь экзаменационной работы с  ОГЭ проявляется в отборе контролируемого содержания и в построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в 8-ом классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным курсу биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым числом частей и типами тестовых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifikatsiya.docx52.38 КБ
Файл varianty_8kl_itog.docx1.68 МБ
Файл blank_otvetov.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Содержание итоговой работы определяется на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  • Примерных программ основного общего образования по биологии.

          Изучение биологии в 8 классах осуществлялось по линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника и программе: Биология V-IX под руков.В.В.Пасечника.

Количество часов: 70, 2часа в неделю.

          Учебники:

 Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология.Человек. М.:Дрофа-2008 г.

(федеральный компонент)

В. В. Пасечник и др. Биология. 8 класс .М.: Просвещение- 2012г.

          Цель: проверить усвоение содержания всех ведущих разделов (тем) школьного курса «Биология. Человек», которые составляют инвариантное ядро различных учебных программ по биологии, рекомендованных для основной школы.

Для проведения промежуточной аттестации предлагаются задания, которые соответствуют базовому уровню изучения биологии на  ступени основной школы.

Задания в экзаменационной работе оцениваются разным числом баллов в зависимости от их типа и уровня сложности.

         Связь экзаменационной работы с  ОГЭ проявляется в отборе контролируемого содержания и в построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в 8-ом классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным курсу биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым числом частей и типами тестовых заданий.

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году     промежуточной аттестации по биологии в 8 классе.

                    Характеристика структуры и содержания КИМ

        Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом: 18 задания базового

уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру

правильного ответа;  3 задания повышенного уровня сложности, из которых 1-с выбором и записью трех верных ответов из шести, 1 -на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на

включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение мор-

фологических признаков организма или его отдельных органов

с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 -на определение по-

следовательности биологических процессов, явлений, объектов.

     Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом: 1 базового уровня сложности на работус  терминами и понятиями из числа предложенных,

1 повышенногоуровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 на применение биологических знаний для решения практических задач.

     Распределение заданий КИМ по типам и максимальный балл даётся в таблице 1.

            Таблица 1. Распределение заданий по типам и максимальный балл

зада

ния

Элементы содержания, проверяемые

заданиями стартовой работы.

Уровень

сложности

задания

Макс.

балл за

выполне

ние

1

 Биология как наука. Методы биологии

Б

1

2

Клеточное строение организмов как

доказательство их родства, единства

живой природы.

Б

1

3

Сходство и отличие человека от животных

Б

1

4

Нервная система человека

Б

1

5

Условные и безусловные рефлексы

Б

1

6

ВНД

Б

1

7

Гуморальная регуляция

Б

1

8

Опрно-двигательная система

Б

1

9

Первая помощь при повреждениях скелета

Б

1

10

Состав и функции крови

Б

1

11

Кровеносные сосуды

Б

1

12

Дыхание

Б

1

13

Пищеварительная система

Б

1

14

Витамины

Б

1

15

Анализаторы

Б

1

16

Интерпритирование результатов научных исследований, представленных в графической форме

Б

1

17

 Умение оценивать правильность биологических суждений

Б

1

18

Умение устанавливать соответствие

Б

1

19

Пропущенные термины и понятия из числа предложенных

Б

2

20

Статистические данные, представленные в табличной форме

П

3

21

Умение устанавливать соответствие

П

2

22

Умение проводить множественный выбор

П

2

23

Определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов

П

2

24

Работа с текстом биологического содержания

П

3

25

Определение энерготрат и составление рациона

П

3

                                   Итого

19-Б,6-П

     35

       Общее время выполнения работы – 45 мин, из них 5 мин на организационные моменты.

       Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, пользование

которыми разрешено на ОГЭ, утвержден приказом Минобрнауки России.

На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограмми-

руемый калькулятор.

     Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом:

  • За верное выполнение каждого из заданий 1–18 выставляется 1 балл,

в другом случае – 0 баллов.

  • За верное выполнение каждого из заданий 19,21–23 выставляется 2 балла, за ону ошибку 1 балл, в другом случае- 0 баллов.
  • За верное выполнение каждого из заданий 20, 24-25 выставляется по 3 балла, за 2 верных ответа 2 балла, за 1 верный ответ- 1 балл, в другом случае- 0 баллов.

    В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трёх уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой ситуации.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.

 Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более

сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.

Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.

.

Шкала перевода в пятибалльную систему оценки:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-19

20-27

28-35

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 8-х классов по курсу

БИОЛОГИЯ. Человек

    Кодификатор составлен на базе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

     В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включает требования, которые не отражены в учебниках, рекомендованных/допущенных для использования Министерством образования и науки РФ (на год создания кодификатора).

     Перечень элементов содержания, проверяемых на аттестации по биологии

   

Код раздела

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

1

Организм человека. Общий обзор

Науки об организме человека. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Клетка

Ткани. Органы. Системы органов

Уровни организации. Регуляция

2

Опорно-двигательная система

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

3

Кровь. Внутренняя среда. Кровообращение

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ.

4

Дыхательная система

Дыхание. Система дыхания.

5

Пищеварительная система

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

6

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

7

Мочевыделительная система

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

8

Эндокринная система

Железы внутренней секреции. Гормоны.

9

Нервная система

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

10

Органы чувств. Анализаторы

Органы чувств, их роль в жизни человека.

11

Поведение и психика

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга.

Сон, его значение.

Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

Критерии оценивания.

1 вариант.

                               Часть 1.                                                   19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

2

3

1

1

2

2

1

1

4

1

3

1

2

1

3

3

2

1

А

Б

В

Г

2

4

7

5

                                                  18б                                                      2б

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

5

А

А

Б

Б

А

2

5

6

4

2

3

1

5

2б          2б                                                 2б

20.

1) 160 км.

2) Соленая вода по своему химическому составу отличается от внутренней среды организма человека. В результате нарушается гомеостаз.

3) организм пытается восстановить гомеостаз, удаляя избыток поступивших солей в виде мочи, а на это требуется больше воды, чем её поступило. В результате обезвоживание нарастает еще быстрее.        3б      

24.     

1) Амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы.

2) Среда в желудке кислая (за счет соляной кислоты).

3) С помощью фистульной методики учёный В. А. Басов установил состав чистого желудочного сока без примеси пищи, механизм работы желез желудка, изменения состава и количества желудочного сока в зависимости от вида пищи и на разных этапах пищеварения.      

25. 

1. Каждый из пары потратил 810 ккал.

2. Сергею стоит заказать двойной МакМаффин (425 ккал), маленькая порция картофеля-фри (225 ккал) и газировка (170 ккал).

Возможно любое сочетание продуктов, но двойной МакМаффин должен присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.

3. Даше стоит заказать салат Цезарь (250 ккал), картофель по-деревенски (315 ккал) и апельсиновый сок (225 ккал). Возможно любое сочетание продуктов без мяса, мороженого и сладкого чая, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.                                 3б

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-19

20-27

28-35

2 вариант.

                               Часть 1.                                                   19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

3

4

1

3

1

1

2

3

2

3

3

3

3

3

3

2

А

Б

В

Г

2

3

6

7

                                                  18б                                                      2б

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

2

1

1

3

4

2

4

3

5

6

1

2б          2б                                                 2б

20.  1) Около 12 600 кДж.

2) Лесорубы тратят физического труда больше.

3) Расход энергии зависит от количества связанного с этой профессией физического труда. Чем физического труда больше, тем выше затраты энергии.  

24.

1.Клетки крови:эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

2. При повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается

3. Железа

25.

Калорийность - 522 ккал.

 Расчет: Ужин 18 % от энергетической потребности у 13-летнего подростка. Т.е. 2900*0.18 = 522 ккал

Количество белков 20.16 (2*56=112 * 0,18 =20,16 → 56 кг масса тела Николая умножаем на 2г на кг веса = потребность белков в сутки),

жиров 17,1 (95,2 * 0,18 =17.14) и

углеводов (в г) 67,5 (375(норма в день) * 0,18 = 67,5). 

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-19

20-27

28-35

                             

3 вариант.

                               Часть 1.                                                   19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

3

4

4

1

4

3

2

1

2

3

1

4

3

4

2

2

4

2

А

Б

В

Г

2

5

4

8

                                                  18б                                                      2б

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

5

А

Б

В

В

Б

1

3

4

4

1

5

6

2

3

2б          2б                                                 2б

20. 1. Кислотность воды была около 7,34 ИЛИ чуть больше 7 ИЛИ нейтральная.

Не принимаются результаты измерений отдельных групп (колонки 2—6).

2. pH в пробирке снижалась ИЛИ среда становилась более кислой.

3. Чтобы исключить случайные воздействия ИЛИ чтобы эксперимент был более точным. 3б

24.

1) Инактивированная вакцина представляет собой препарат убитого микроорганизма, а живая — ослабленного.

2) Инфекционные.

3) У людей с ослабленной иммунной системой живые вакцины могут вызвать тяжёлые формы заболевания. 3б

25.

1. Каждый из пары потратил 810 ккал.

2. Сергею стоит заказать двойной МакМаффин (425 ккал), маленькая порция картофеля-фри (225 ккал) и газировка (170 ккал).

Возможно любое сочетание продуктов, но двойной МакМаффин должен присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.

3. Даше стоит заказать салат Цезарь (250 ккал), картофель по-деревенски (315 ккал) и апельсиновый сок (225 ккал). Возможно любое сочетание продуктов без мяса, мороженого и сладкого чая, сумма калорий должна быть 810±20 ккал. 3б

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-19

20-27

28-35

4 вариант.

                               Часть 1.                                                   19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

3

3

3

2

3

1

2

3

2

3

2

1

2

4

1

2

А

Б

В

Г

7

2

4

6

                                                  18б                                                      2б

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

А

Б

В

Г

2

1

1

2

а

г

д

5

3

4

6

1

2

2б          2б                                                 2б

20.

1) Концентрация мочевины во вторичной моче возрастает в 60 раз (1,8 делим на 0,03).

2) Глюкоза.

3) Глюкоза активно всасывается в организм в извитых канальцах нефрона. 3б

24. 

1. амилаза (расщепляет крахмал до мальтозы) и мальтаза (расщепляет мальтозу до глюкозы

2. амилаза (расщепляет крахмал до мальтозы) и мальтаза (расщепляет мальтозу до глюкозы

3. (расщепляет полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, инвертазу, лактазу (расщепляют углеводы), липазу, энтерокиназу (переводит трипсиноген в трипсин).

25. Рекомендуемая калорийность второго завтрака − 522 ккал.

Калорийность заказанных блюд и напитков − 1100 ккал.

Количество углеводов во втором завтраке − 148 г.

Отношение углеводов, поступивших с пищей, к суточной норме − 0,39, или 39%

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-19

20-27

28-35

5 вариант.

                               Часть 1.                                                   19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

4

3

3

4

2

1

4

4

2

3

4

1

1

3

4

3

4

1

А

Б

В

Г

2

5

6

1

                                                  18б                                                      2б

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

1

2

б

д

г

4

3

1

6

2

5

2б          2б                                                 2б

20.

1) Ишемическая болезнь сердца

2) Курение увеличивает риск возникновения лёгочных заболеваний

3) Гортань                        

24.

1) Стимуляторы, наркотические средства, обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства.

2) Психические расстройства, почечная недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых желез, а также потеря прочности связок системы опоры и движения.

3) В случае равенства результатов в расчёт берётся вес спортсмена. Побеждает тот атлет, который имеет на момент взвешивания меньший вес. Мочегонные препараты позволяют снизить вес спортсмена на период соревнований.

25.

1. Каждый из пары потратил 810 ккал.

2. Сергею стоит заказать двойной МакМаффин (425 ккал), маленькая порция картофеля-фри (225 ккал) и газировка (170 ккал).

Возможно любое сочетание продуктов, но двойной МакМаффин должен присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.

3. Даше стоит заказать салат Цезарь (250 ккал), картофель по-деревенски (315 ккал) и апельсиновый сок (225 ккал). Возможно любое сочетание продуктов без мяса, мороженого и сладкого чая, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-19

20-27

28-35

                             

6 вариант.

                                                             Часть 1.                                                   19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

3

2

3

3

1

2

4

3

3

4

2

2

4

2

3

4

1

1

А

Б

В

Г

3

1

5

6

                                                  18б                                                      2б

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

А

Б

Б

А

в

г

е

4

6

1

3

5

2

2б          2б                                                 2б

 

20. 1) жиров (30,2 г);

       2) углеводы (39 г);

 3) в продуктах животного происхождения: сырах, мясе; а так же в горохе.  

24.  

1. Безусловные рефлексы возникают в ответ на раздражение определённых

рецепторов и служат для поддержания нормальной жизнедеятельности организма и его взаимосвязи с окружающей средой.

2. Условным раздражителем для собаки – электрическая лампочка, а безусловным- пища

3. Если после вспышки света собака не будет получать пищу,условный рефлекс угаснет

     3б    

                                                               

25. Рекомендуемая калорийность второго завтрака − 522 ккал.

Калорийность заказанных блюд и напитков − 1100 ккал.

Количество углеводов во втором завтраке − 148 г.

Отношение углеводов, поступивших с пищей, к суточной норме − 0,39, или 39%                    

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-19

20-27

28-35


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

БЛАНК ОТВЕТОВ.

ФИО.

1вариант.

                                                                                                        19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

   

А

Б

В

Г

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

5

задания 20,24,25 запишите в свободной форме.

БЛАНК ОТВЕТОВ.

ФИО.

2вариант.

                                                                                                         19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

   

А

Б

В

Г

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

5

задания 20,24,25 запишите в свободной форме.

БЛАНК ОТВЕТОВ.

ФИО.

3  вариант.

                                                                                                                19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

   

А

Б

В

Г

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

5

задания 20,24,25 запишите в свободной форме.

БЛАНК ОТВЕТОВ.

ФИО.

4 вариант.

                                                                                                               19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

   

А

Б

В

Г

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

5

задания 20,24,25 запишите в свободной форме.

БЛАНК ОТВЕТОВ.

ФИО.

5 вариант.

                                                                                                                    19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

   

А

Б

В

Г

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

5

задания 20,24,25 запишите в свободной форме.

БЛАНК ОТВЕТОВ.

ФИО.

6 вариант.

                                                                                                                    19.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

   

А

Б

В

Г

21.                              22.                                  23.                                                                                                                                                                                    

1

2

3

4

5

задания 20,24,25 запишите в свободной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа 8класс

Контроль знаний по курсу физике....

самостоятельна работа 8класс

стандартный вид числа...

Контрольные работы 8класс

Контрольные работы по английскому языку к 6 разделам учебника (  учебник для VIII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий, авторы О.В.Афанасьева, И.В.Михеева)...

План воспитательной работы (8класс)

План воспитательной работы предусматривает мероприятия по гражданско-правовому  воспитанию, пропаганде здорового образа жизни.развитию детского самоуправления,профилактике правонарушений....

Методические разработки уроков, полевых практик и лабораторных работ. 8класс

Проектно-исследовательская деятельность учащихся гидробиохимического исследования водоёмов в разное время года...

Итоговая работа по ИЗО со спецификацией_8класс

Итоговая работа по  изобразительному искусству проводится с целью оценить достижение планируемых предметных результатов освоения учащимися  8 класса тем: «Дизайн и архитектура- констру...

Итоговый Тест (8класс)

Тест по грамматике для 8класса на базе учебника Starlight. Проверяемые аспекты: Conditionals (0, I, II и III типы), Passive Voice и Reported Speech....