Рабочая программа по биологии 7 класс. Пасечник
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 7 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_planirovanie_7_klass.docx | 96.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»
Рассмотрена на заседании МО Протокол № _____ от «__»________2017 | Принята на педагогическом совете Протокол № ______от «_____»__ _____2017 | Утверждаю Директор МАОУ «СШ «Земля родная» ___________________С.Н. Боцян Приказ № _____ от «___» __________ 2017 |
Рабочая программа по биологии
Составитель: Панченко Анастасия Павловна
Год реализации программы: 2017/2018 учебный год
Класс: 7а,7б,7в,7г
Общее количество часов по программе: 34
Количество часов в неделю: 1
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебным предметам.[Электронный ресурс] / Министерство образования РФ.-2015 (Стандарты второго поколения)
Учебник: Биология 7, Учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова - М.: Просвещение , 2017.
Г. Новый Уренгой
2. Пояснительная записка
Рабочая программа предусмотрена для учащихся общеобразовательных 7 классов МАОУ «СШ «Земля родная».
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.Положение о рабочей программе педагога МАОУ «СШ «Земля родная», реализующего ФГОС ООО: принято Педагогическим советом Протокол №8 от 31.05.2017г и Утверждено приказом директора МАОУ «СШ «Земля родная» от
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по биологии для 7 классов предусматривает обучение - 1 час в неделю, всего 35 часов за учебный год.
1. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по биологии для 7 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2017/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях
Личностном:
-cоциализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; -приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе; -развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
-умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном:
-выделение-существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека
-различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
-сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
-выявление приспособлений организмов к среде обитания;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
Для реализации программы применяются технологии
- уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов ( В.В. Фирсов);
- личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.Якиманская, А.В.Хуторской);
- культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения;
- тест – технологии (С.И. Львов, И.П. Цыбулько);
- здоровьесберегающие
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:
-лабораторная работа - вид самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования;
- тестовые задания - вид самостоятельной работы, предназначенной для предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля с целью проверки теоретических, практических и прикладных знаний учащихся, сформированности интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Задания различной степени сложности позволяют проверить базовый и более глубокий уровень знаний учащихся.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «СШ «Земля родная» г.Новый Уренгой программа предусматривает изучение материала в течение 35 часов в год (1 час в неделю).
В курсе биологии 7 класса основополагающие разделы следующие:
«Введение», в котором рассматриваются вопросы о разнообразии живой природы, современная система органического мира, основные систематические группы, история развития систематики, вид как основная единица систематики; в разделе
«Бактерии,грибы, лишайники» рассматриваются особенности строения этих организмов. Раздел «Многообразие растительного мира» изучает различные группы растений и особенности их строения( внешнего и внутреннего), размножения и классификации. Общие сведения о животном мире, классификацию животных, их строение и особенности жизнедеятельности изучает раздел «Многообразие животного мира». «Эволюция растений и животных и их охрана» изучают этапы эволюции органического мира и влияние деятельности человека на окружающую среду и экологические проблемы современного мира. Последний раздел «Экосистемы» рассматривает взаимосвязь организмов и окружающей среды, а также компоненты экосистем и особенности их существования
В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможности обучающихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся. Планирование и организация уроков осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности учащихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется, как на репродуктивном уровне, предполагающим закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по учебному предмету, курсу.
Результаты изучения курса «Биология, 7 »
Личностными результатами изучения предмета «Биология» 7 класс являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» 7 класс является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» 7 класс являются следующие умения:
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
В результате изучения курса «Биология» 7 класс ученики научатся:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов -растений, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов – животных их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения животных: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по животных (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
получат возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений,
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания домашних животных;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию животных в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
4. Содержание программы.
7 класс
Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 ч) Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (3 ч)
Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа №1: • Изучение строения плесневых грибов.
Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Глава 2. Многообразие растительного мира (12 ч)
Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
№2 Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
№3 Изучение органов цветкового растения.
№4Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
№5 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Практические работы:
• Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.
Глава 3. Многообразие животного мира (14 ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
•№6.Изучение многообразия одноклеточных животных.
№8. Изучение внешнего строения моллюсков.
№9.Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода.
№10. Описание видового состава рыб местных водоемов.
№11. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.\
Экскурсии:
• Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
• Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, экологическая станция).
Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (2 ч)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Резерв. 1 час.
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7 класс
Название раздела | Основные виды учебной деятельности | |||
Раздел 1. Введение Многообразие организмов, их классификация. (1час) | Учащиеся должны знать: -процессы жизнедеятельности организмов; -способы питания организмов; - особенности процесса фотосинтеза и его значение; -механизм дыхания, его роль в жизни организмов; -состав крови, её значение. Учащиеся должны уметь: -выделять существенные признаки обмена веществ; -объяснять роль питания в процессах обмена веществ; -выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза; -определять особенности питания бактерий и грибов; -объяснять роль бактерий и грибов в природе. -определять особенности питания растительноядных животных, плотоядных и всеядных животных; -различать животных по способам добывания пищи; -выявлять существенные признаки дыхания; -объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. | |||
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (3 часа) | Учащиеся должны знать: -способы размножения организмов; -значение бесполого и полового размножения; -этапы роста и развития организмов; --роль размножения в преемственности поколений, расселении организмов. Учащиеся должны уметь: -объяснять роль размножения; -объяснять значение бесполого размножения; -определять особенности и преимущества полового размножения; -объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения; -объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека; - определять значение размножения в жизни организмов; -объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира; -объяснять особенности процессов роста и развития растительных и животных организмов; -ставить биологические эксперименты и объяснять результаты. | |||
Глава 2. Многообразие растительного мира (12 ч) Глава 3. Многообразие животного мира (14 часов) | Учащиеся должны знать: -способы регуляции процессов жизнедеятельности организмов; -процессы регуляция у растений; -значение нейрогуморальной регуляция у животных; особенности различных способов регуляции процессов жизнедеятельности организмов; -значение согласованности протекания процессов жизнедеятельности в организмах. Учащиеся должны уметь: -объяснять согласованность организмов; -движение организмов.всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме -объяснять роль нервной системы в регуляции жизненных процессов организма; -объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы; | |||
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч) | -объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме; -наблюдать и описывать поведение животных; -различать врождённое и приобретённое поведение. | |||
Глава 5. Экосистемы (2 ч) | -устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения; -ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности, объяснять их результаты -выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями в биологических процессах роста, развития, размножения. | |||
Резерв.2 часа | ||||
34 | 1 |
Итого | часов | В том числе: | ||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | ||
по программе | 35 | 2 | 2 | 8 |
выполнено |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1Компьютер. Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
2.Мультимедиа проектор
3.Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Комплект микропрепаратов «Ботаника»
2.Минилаборатория
3.Микроскоп световой БИОМ -2 5шт
4.Микроскоп цифровой Альтами1 шт.
Муляжи
1.Плодовые тела шляпочных грибов
Натуральные объекты
1.Коллекция« Семена культурных растений»
2.Коллекция «Голосеменные растения»
3.Коллекция «Вредители садов»
4.Коллекция «Вредители полей»
5.Коллекция «Вредители лесов»
6.Гербарий «Основные группы растений»
7.Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
8.Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Пасечник В. В., Биология, 7 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2017 г.
2. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 7 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2015 г.
3. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 7 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 6 класс"/ М.: Экзамен, 2015 г.
Дополнительная и научно – популярная литература
Грин Н„ Стаут У., Тейлор Д., Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.
Кемп П., Арме К., Введение в биологию. М.: Мир, 1998.
Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники
http://standart.edu.ru ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]
http://www.lift.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
http://www.floranimal.ru Портал о растениях и животных
http://www.plant.geoman.ru Занимательно о ботанике. Жизнь растений
http://www.gnpbu.ru Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
7. Планируемы результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
8. Система оценивания.
Система оценки достижений учащихся включает комплекс: устный ответ, практические (лабораторные) работы, самостоятельные письменные и проверочные работы.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся:
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и проверочных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Приложение к рабочей программе
по биологии
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема/ тип урока | Кол-во часов | Основное содержание темы, терми ны и поня тия | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Домашнее зада ние | Дата | ||||
План (б-а,в,г) | Факт | ||||||||||||
Введение (1 час) | |||||||||||||
1 | Многообразие организмов, их классификация | 1 | Систематика, классификация, род, вид | Объясняют роль систематики, определяют основные понятия, распознают и описывают объекты живой природы различных систематических категорий. | Выделяют основные признаки организмов, проводят сравнение разных объектов | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §1 | 05-07. 09 | ||||
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (3 ч) | |||||||||||||
2 | Бактерии. | 1 | Доядерные, ядерные организмы, спора, гетеротрофы, бактерии-автотрофы, паразиты | Определяют понятия: «доядерные», «ядерные» организмы, «спора», «гетеротрофы», «бактерии-автотрофы», «паразиты», объясняют особенности строения, жизнедеятельности и размножения бактерий, о разнообразии и роли в природе и жизни человека. | Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов, выделяют существенные признаки. | Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | §2,3 | 12-14. 09 | ||||
3 | Грибы. Л.р.№1:Изучение строения грибов. | 1 | Гифы, мицелий, грибница, плодовое тело, хромосома, ядро, | Определяют понятия «царство Грибы», Анализируют особенности строения и жизнедеятельности грибов. Выполняют лабораторную работу. | Выделяют особенности объектов и процессов с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов . | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого | §4 | 19-21.09 | ||||
4 | Лишайники. | 1 | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | §5 | 26-28. 09 | ||||
Глава 2. Многообразие растительного мира (12 ч) | |||||||||||||
5 | Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей | 1 | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Слоевище, таллом. | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §5 | 3-5.10 | ||||
6 | Высшие споровые растения | 1 | Риниофиты, спорангий, спора, споровые растения, яйцеклетка, сперматозоид, моховидные папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, вайи, заросток | Выявляют отличия разных групп споровых растений, изучают жизненные циклы и значение в природе. | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. | Осознают качество и уровень усвоения изученного материала | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | С.20 | 10-12. 10 | ||||
7 | Голосеменные. | 1 | Голосеменные растения, семязачаток, семя, эндосперм, пыльца | Определяют особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | Устанавливают отличительные особенности группы растений, представителей, особенности размножения, главные отличия от споровых. | Называют части семени. Характеризуют жизненный цикл голосеменных. | умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем | §6 | 17-19. 10 | ||||
8 | Покрытосеменные, или Цветковые. Строение семян. | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаков голосеменных растений | Анализируют строение и особенности жизнедеятельности цветковых растений.. | Составляют план и последовательность действий | Умеют слушать и слышать друг друга | §6 | 24. 10-09.11 | |||||
9 | Виды корней. Видоизменения корней. | 1 | Главный, придаточный, боковой корень. Стержневая корневая система, мочковатая корневая система, зоны корня, корневой чехлик, ткани | Определяют типы корневых систем, выделяют зоны(участки) корня. | Анализируют строение корня, выясняют его функции и отдельные части. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое | §8 | 7-16.11 | ||||
10 | Побег и почки. Строение стебля. Видоизменения побегов.Л.р.№2 Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень). | 1 | Побег, почка, узел, междоузлие, листорасположение, вегетативные и генеративные побеги, конус нарастания. | Определять тип листорасположения, выясняют особенности строения побега и почки и их значение. Рост и развитие побега. | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | §8 | 14-23. 11 | ||||
11 | Внешнее и клеточное строение листа. | 1 | Форма листа, листовая пластинка, листья простые и сложные, жилкование листа, строение кожицы и мякоти листа, видоизменения листьев. | Определяют форму листа, тип соединения со стеблем, особенности жилкования, выясняют условия необходимые для разных растений. | Проводят описание листьев по плану. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | §7 | 21-30. 11 | ||||
12 | Цветок,соцветия, плоды. №3 Изучение органов цветкового растения. | 1 | Строение цветка, пестик и тычинки, , венчик, чашечка, цветки правильные и неправильные, обоеполые и раздельнополые, формула цветка, соцветия, строение плодов, распространение семян. | Рассматривают строение и разнообразие цветков, типы цветка, строение плодов и семян и особенности их распространения | Проводят описание цветка, определяют типы соцветий и плодов. | Устанавливают цели лабораторной работы . Анализируют собственные действия | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | §9 | 28. 11-07.12 | ||||
13 | Размножение покрытосеменных растений. | 1 | Половое размножение, опыление, оплодотворение, двойное оплодотворение, образование семян и плодов. | Сравнивают особенности размножения разных групп растений и выделяют его характерные черты у Покрытосеменных. | Определяют последовательность процессов при двойном оплодотворении, изучают признаки ветро- и насекомоопыляемых растений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §9 | 05.12-14.12 | ||||
14 | Классификация покрытосеменных. №4Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. | Строение семени. Семядоли. Признаки однодольных и двудольных растений. Семейства покрытосеменных. | Анализируют признаки однодольных и двудольных растений. Изучают систематику покрытосеменных. Определяют черты отличия семени однодольных и двудольных. | Создают схематические модели с выделением существенных характеристик объекта | Работают по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе | С.35 | 12.12-21.12 | |||||
15 | Класс.Двудольные. | 1 | Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые. | Определяют характеристики семейств двудольных растений. | Устанавливают принадлежность гербарных растений к данным семействам при работе с гербарным материалом. | Определяют результат своей деятельности, выделяют сложности и намечают пути их преодоления. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | §9 | 19.12-11.01 | ||||
16 | Класс Однодольные. Письменный зачет по теме: Покрытосеменные. | 1 | Характеристики злаков. Семейство Лилейные. | Важнейшие злаковые культуры. Систематизация и обобщение понятий раздела. | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. | Осознают качество и уровень усвоения изученного материала | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | С.40 | 26.12-18.01 | ||||
Глава 3. Многообразие животного мира (14 ч) | |||||||||||||
17 | Простейшие. №1.Изучение многообразия одноклеточных животных. | 1 | Простейшие, особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие и их распространение | Выделяют существенные признаки простейших | Анализируют знания о строении клеток одноклеточных организмов | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | §11 | 16.01-25.01 | ||||
18 | Тип Кишечнополостные. | 1 | Общая характеристика Кишечнополостных, двуслойное строение, нервная система, полип. Рефлекс. Почкование. | Изучают особенности строения Кишечнополостных на примере пресноводной гидры. Объясняют роль в природе и жизни человека | Анализируют функциональные особенности строения пресноводной гидры . | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | §11 | 23.01-01.02 | ||||
19 | Тип Плоские черви. Тип Круглые черви, тип Кольчатые черви. | 1 | Плоские черви. Ресничные черви. Сосальщики. Ленточные черви. Круглые черви. Кольчатые черви. | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности червей. Объясняют роль в природе и жизни человека | Анализируют особенности строения свободноживущих и паразитических червей. | Работая по плану, сверять свои действия с целью . | уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | §12 | 30.01-08.02 | ||||
20 | Тип Моллюски. №3. Изучение внешнего строения моллюсков. | 1 | Брюхоногие и двустворчатые моллюски, головоногие моллюски. Мантия, сифон, фильтраторы, реактивное движение | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности моллюсков. Объясняют роль в природе и жизни человека | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности | §12 | 06.02-15.02 | ||||
21 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные | 1 | Членистоногие. Хитин. Инстинкты. Ракообразные, Паукообразные. | Сравнивают паукообразных и ракообразных. Изучают отдельных представителей классов. | Анализируют строение и проводят сравнение отдельных групп членистоногих. | Составляют план и последовательность действий | обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе | §12 | 13.02-22.02 | ||||
22 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые №4.Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода. | 1 | Общая характеристика насекомых. Фасеточные глаза. Линька. Развитие с метаморфозом и без. | Определяют отличительные черты насекомых, проводят описание коллекций насекомых. | Устанавливают причинно-следственные связи строения насекомых и их распространения на всем земном шаре. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §12 | 20.02-01.03 | ||||
23 | Тип Хордовые. | Хорда. Общий план строения хордовых. Ланцетник. | Изучают строение хорды, выясняют особенности жизнедеятельности представителей. | Сравнивают представителей разных групп организмов, делают выводы на основе сравнения. | Осознают качество и уровень усвоения изученного материала | обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | С.56 | 27.02-08.03 | |||||
24 | Класс Рыбы. №5. Описание видового состава рыб местных водоемов. | 1 | Чешуя, боковая линия. Особенности внутреннего и внешнего строения рыб. | Изучают приспособления рыб к условиям обитания и их значение. | Выделяют существенные признаки рыб. Сравнивают. Выявляют взаимосвязи между строением и их местообитанием | Выявляют значение промысловых рыб | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §13 | 06.03-15.03 | ||||
25 | Класс Земноводные | 1 | Общая характеристика класса. Отряд Безногие, Бесхвостые, Хвостатые.Холоднокровные животные. Головастик. | Выделяют существенные признаки земноводных. Работают с раздаточным материалом, изучая особенности строения на примере лягушки. | Анализируют строение Земноводных в связи с условиями обитания. | Составляют план и последовательность действий | умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | §14 | 13.03-05.04 | ||||
26 | Класс Пресмыкающиеся | 1 | Внешнее и внутренне строение. Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы. | Объясняют роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны этих животных | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | §15 | 20.03-12.04 | ||||
27 | Класс Птицы. №6. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова. | 1 | Многообразие и распространение птиц. Строение, питание и размножение. Значение в природе и жизни человека | Определяют наиболее распространенные виды птиц в своем регионе | Оределяют взаимосвязь строения птиц и их приспособлений к полету. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §16 | 03.04-19.04 | ||||
28 | Класс Млекопитающие. | 1 | Млекопитающие, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выделяют существенные признаки млекопитающих.. Объясняют роль в природе и жизни человека | Сравнивают разные группы млекопитающих и находят их представителей на таблицах | Применяют практические навыки в процессе поиска информации и анализа | умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы | §16 | 10.04-26.04 | ||||
29 | Обобщение по теме: Многообразие животного мира. | 1 | Общая характеристика Царства Животные. Систематика животных. | Систематизация и обобщение понятий раздела. | Описывают представителей животных с использованием живых объектов, таблиц и рисунков. Определяют систематическую принадлежность. | Объясняют роль животных в природе и жизни человека | Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | §17 | 17.04-03.05 | ||||
30 | Итоговая контрольная работа: Многообразие животного | 1 | Проверка и коррекция знаний и умений по разделу. | Выделяют существенные признаки животных | Осознают качество и уровень усвоения | Контрольная работа | §18 | 24.04-10.05 | |||||
Глава 5. Экосистемы (2 ч.) | |||||||||||||
32 | Экосистема. Экологические факторы. | 1 | Экология. Пищевые связи. Круговорот веществ. Цепи питания. Сообщество. | Выявляют наиболее важные факторы среды. Определяют взаимосвязь элементов в экосистеме. | Выявляют приспособления растений и животных к факторам среды. | Осознают качество и уровень усвоения | умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | С.65 | 08.05-24.05 | ||||
33 | Искусственные экосистемы. | 1 | Агроценоз. Биологические методы борьбы с вредителями. | Определяют ключевые отличия искусственных и естественных экосистем и их устойчивость в природе. | Выявляют главные особенности искусственных экосистем. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме | ||||||
Глава 5. Экосистемы (2 ч) | |||||||||||||
Этапы эволюции органического мира | |||||||||||||
Повторение. Резервное время (2 часа) | |||||||||||||
34 | Многообразие растительного мира | Индивидуальное задание | 15.05-31.05 | ||||||||||
34 | Многообразие животного мира | Индивидуальное задание | 22.05 |
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч) |
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Биология» 7 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (основное общее образование), примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебным предметам [электронный ресурс] / Министерство образования РФ.-2015 (Стандарты второго поколения).
Программа включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного курса в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, содержание учебного курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного курса, календарно-тематический план (приложение).
Изучение биологии в 7 классе, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии направлено на достижение целей в направлении личностного развития:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
в метапредметном направлении:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- вычитывать все уровни текстовой информации.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
в предметном направлении:
– определять роль в природе различных групп организмов;
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными картами;
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Общая характеристика курса биологии в 7 классе.
Изучение биологии в 7 классах направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Место курса «Биология» в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов, то есть 1 час в неделю. Программой предусмотрено проведение 8 лабораторных работ и итоговая контрольная работа - в 7 классе.
Срок реализации программы: 1 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...