Конспект доклада "Экологическое воспитание и образование обучающихся с ментальными нарушениями".
материал по биологии по теме
Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности по темам: "Заповедники России", "Экология окружающей среды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekologich.vospit._i_obr.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание и образование.
«Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.
Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.
Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования". В.А. Ясвин.
Еще выдающиеся мыслители второй половины XIX века И. Киреевский, В.Соловьев, Н. Федоров утверждали, что человек - составная часть природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что человек и все, что его окружает, это частицы единого Вселенной. Они считали, что необходима новая моральная основа взаимодействия человека с природой, смена принципов развития цивилизации. "Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца", - писал Н.Ф. Федоров в своей "Философии общего дела" в 90-х годах позапрошлого века, когда до экологического кризиса было еще очень далеко.
Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.
Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем
В условиях надвигающейся катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.
Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.
Результатами освоения образовательной программы в области природоведения и естествознания должны стать:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы экологического воспитания и их классификация.
- Массовые групповые и индивидуальные работы учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
- Факультативы по охране природы и основам экологии
- Экскурсии
- Туристические походы по изучению природы
- Экологический практикум
- Деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, наблюдения за животными и растениями
- Изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.
В программах по природоведению, естествознанию, биологии заложены основы экологического воспитания школьников.
Этапы развития экологической культуры (для учащихся с ментальными нарушениями).
I Этап. Приобретение школьником экологически ориентированного личного опыта за счёт:
- обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках.
- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;
- первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо).
Основные методы и формы организации:
- рассказ - беседа
- сюжетные игры
- ребусы, кроссворды
- схемы - рисунки
- стихотворения
II Этап. Осознание причинно-следственных связей.
- Приобретение личного опыта: от простого наблюдения - к наблюдению- анализу (почему хорошо и почему плохо);
- участие в созидательной деятельности взрослых;
- соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянии на природу.
Основные методы и формы организации:
- письма (животным, растениям…)
- экскурсии
- проведение опытов
- наблюдения в природе за деревьями и кустарниками
- наблюдения за птицами на кормушке
- наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
III. Этап. Пополнение личного опыта ребенка новым содержанием:
- анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;
- осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;
- действенной заботой о представителях животного и растительного мира.
Основные методы и формы организации:
- зеленые уголки, живой уголок
- изготовление кормушек и скворечников
- уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке
- посадка зеленых насаждений на территории школы
- разбивка цветочных клумб на территории школы
- экологические тропы, экскурсии в природу
- проектная деятельность.
В 2016-2018 годах в школе с учащимися старших классов были разработаны проекты экологического содержания:
- Проект «Морские млекопитающие»: «Китообразные млекопитающие», «Ластоногие млекопитающие», «День моржа».
- Проект «Заповедники России»: «Лосиный остров», «Приокско-Террасный заповедник», «Баргузинский заповедник», «Астраханский заповедник».
- Проект «Экология окружающей среды»: «Всемирный День Земли», «Энергия земли в наших руках».
Задачи проекта «Экология окружающей среды»:
- Формирование экологической культуры поведения в окружающей среде.
- Развитие умения использовать знания в реальных экологических ситуациях.
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Цель экологического праздника «Всемирный День Земли»: привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам нашей планеты, а также о правилах обращения с домашними животными и с дикими животными в природе.
1.Учащиеся познакомились с Европейской конвенцией о защите домашних животных.
2.Узнали о правах животных и о наказании за нарушении этих прав в Российской Федерации (ст.245 Уголовного Кодекса Российской Федерации).
3. С учащимися были рассмотрены некоторые правила обращения с дикими животными (просмотр видеофрагмента «Правила поведения в природе»), после которого учащиеся обсуждали:
- Почему нельзя трогать птенцов и детёнышей животных.
- Почему не стоит близко подходить к гнёздам птиц.
- Почему не стоит ловить лягушек, ящериц и других мелких животных.
- Зачем нужно беречь муравейники и др.
Поставлены проблемные вопросы, в частности, «Какое будущее ждёт планету Земля?».
В викторине, посвященной растениям, обучающиеся не только расширили и углубили свои знания о берёзе, но и вспомнили поэтов, написавших стихи об этом дереве (С.Есенина, В.Солоухина, В.Рождественского).
Экологическое мероприятие «Энергия земли – в наших руках».
Цель:
- как можно сэкономить энергоресурсы в школе и дома
- какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы сберечь природные ресурсы (воду и электроэнергию).
Учащиеся 8-х классов показали театрализованные сценки и провели викторину.
На мероприятиях в рамках проекта «Заповедники России» ставились задачи:
- изучения многообразия живой природы
- формирование экологического сознания
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Различные конкурсы и викторины экологического характера в творческой и соревновательной атмосфере затронули серьезные проблемы выживания природы на планете.
Учащиеся отгадывали загадки, декламировали стихи, представляли свои презентации.
Таким образом, проведение экологических мероприятий и праздников способствовало:
- формированию экологической культуры
- воспитанию любви и чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
- осознанию причинно-следственных связей между действиями человека и окружающей его природой, растительным и животным миром.
Вовлечение учащихся в подготовку и проведение экологических мероприятий привело к потребности дополнять и расширять знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелило на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с ментальными нарушениями.
Выступление на городском семинаре содержит краткий обзор методов работы с детьми с ОВЗ....
РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)
РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разно...
Презентация к докладу по теме: "Экологическое воспитание и обучение учащихся с ментальными нарушениями".
Доклад на научно-практическом семинаре в рамках проекта "Ресурсная школа"....
«Агрессивность и агрессивное поведение детей с ментальными нарушениями в условиях Центров содействия семейному воспитанию»
laquo;Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»....
Комплексное коррекционно- развивающее занятие по трудовому воспитанию с воспитанниками с ментальными нарушениями "Пришивание пуговицы".
Развитие навыков самообслуживания воспитанников с ментальными нарушениями для их интеграции в общество. Ремонт одежды. Пришивание пуговицы....
Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"
Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...
Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития «Я развиваюсь, я могу»
Описание практикиНаименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развит...