Конспект доклада "Экологическое воспитание и образование обучающихся с ментальными нарушениями".
материал по биологии по теме

Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности по темам: "Заповедники России", "Экология окружающей среды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekologich.vospit._i_obr.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание и образование.

«Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.

Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования". В.А. Ясвин.

Еще выдающиеся мыслители второй половины XIX века И. Киреевский, В.Соловьев, Н. Федоров утверждали, что человек - составная часть природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что человек и все, что его окружает, это частицы единого Вселенной. Они считали, что необходима новая моральная основа взаимодействия человека с природой, смена принципов развития цивилизации. "Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца", - писал Н.Ф. Федоров в своей "Философии общего дела" в 90-х годах позапрошлого века, когда до экологического кризиса было еще очень далеко.

Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.

Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем

     В условиях надвигающейся катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.

Результатами  освоения  образовательной программы  в области природоведения и естествознания должны стать:

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формы экологического воспитания и их классификация.

  • Массовые групповые и индивидуальные работы учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
  • Факультативы по охране природы и основам экологии
  • Экскурсии
  • Туристические походы по изучению природы
  • Экологический практикум
  • Деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, наблюдения за животными и растениями
  • Изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.

В программах по природоведению, естествознанию, биологии  заложены основы экологического воспитания школьников.

Этапы развития экологической культуры (для учащихся с ментальными нарушениями).

I Этап. Приобретение школьником экологически ориентированного личного опыта за счёт:

  • обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
  • эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках.
  • наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;
  • первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо).

Основные методы и формы организации:

  • рассказ - беседа
  • сюжетные игры
  • ребусы, кроссворды
  • схемы - рисунки
  • стихотворения

II Этап. Осознание причинно-следственных связей.

  • Приобретение личного опыта: от простого наблюдения - к наблюдению- анализу (почему хорошо и почему плохо);
  • участие в созидательной деятельности взрослых;
  • соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянии на природу.

Основные методы и формы организации:

  • письма (животным, растениям…)
  • экскурсии
  • проведение опытов
  • наблюдения в природе за деревьями и кустарниками
  • наблюдения за птицами на кормушке
  • наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.

III. Этап. Пополнение личного опыта ребенка новым содержанием:

  • анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;
  • осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;
  • действенной заботой о представителях животного и растительного мира.

Основные методы и формы организации:

  • зеленые уголки, живой уголок
  • изготовление кормушек и скворечников
  • уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке
  • посадка зеленых насаждений на территории школы
  • разбивка цветочных клумб на территории школы  
  • экологические тропы, экскурсии в природу
  • проектная деятельность.

В 2016-2018 годах в школе с учащимися старших классов были разработаны проекты экологического содержания:

  • Проект «Морские млекопитающие»: «Китообразные млекопитающие», «Ластоногие млекопитающие», «День моржа».
  • Проект «Заповедники России»: «Лосиный остров», «Приокско-Террасный заповедник», «Баргузинский заповедник», «Астраханский заповедник».
  • Проект «Экология окружающей среды»: «Всемирный День Земли», «Энергия земли в наших руках».

Задачи проекта «Экология окружающей среды»:

  • Формирование экологической культуры поведения в окружающей среде.
  • Развитие умения использовать знания в реальных экологических ситуациях.
  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Цель экологического праздника «Всемирный День Земли»: привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам нашей планеты, а также о правилах обращения с домашними животными и с дикими животными в природе.

1.Учащиеся познакомились с Европейской конвенцией о защите домашних животных.

2.Узнали о правах животных и о наказании за нарушении этих прав в Российской Федерации (ст.245 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

3. С учащимися были рассмотрены некоторые правила обращения с дикими животными (просмотр видеофрагмента «Правила поведения в природе»), после которого учащиеся обсуждали:

  • Почему нельзя трогать птенцов и детёнышей животных.
  • Почему не стоит близко подходить к гнёздам птиц.
  • Почему не стоит ловить лягушек, ящериц и других мелких животных.
  • Зачем нужно беречь муравейники и др.

Поставлены проблемные вопросы, в частности, «Какое будущее ждёт планету Земля?».

В викторине, посвященной растениям, обучающиеся не только расширили и углубили свои знания о берёзе, но и вспомнили поэтов, написавших стихи об этом дереве (С.Есенина, В.Солоухина, В.Рождественского).

Экологическое мероприятие «Энергия земли – в наших руках».

Цель:

  • как можно сэкономить энергоресурсы в школе и дома
  • какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы сберечь природные ресурсы (воду и электроэнергию).

Учащиеся 8-х классов показали театрализованные сценки и провели викторину.

На мероприятиях в рамках проекта «Заповедники России» ставились задачи:

  • изучения многообразия живой природы
  • формирование экологического сознания
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Различные конкурсы и викторины экологического характера в творческой и соревновательной атмосфере затронули серьезные проблемы выживания природы на планете.

Учащиеся отгадывали загадки, декламировали стихи, представляли свои презентации.

Таким образом, проведение экологических мероприятий и праздников способствовало:

  • формированию экологической культуры
  • воспитанию любви и чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
  • осознанию причинно-следственных связей между действиями человека  и окружающей его природой, растительным и животным миром.

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение экологических мероприятий привело к потребности дополнять и расширять знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелило на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с ментальными нарушениями.

Выступление на городском семинаре содержит краткий обзор методов работы с детьми с ОВЗ....

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)   КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА  «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ  (рассчитана на  детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разно...

Презентация к докладу по теме: "Экологическое воспитание и обучение учащихся с ментальными нарушениями".

Доклад на научно-практическом семинаре в рамках проекта "Ресурсная школа"....

«Агрессивность и агрессивное поведение детей с ментальными нарушениями в условиях Центров содействия семейному воспитанию»

laquo;Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»....

Комплексное коррекционно- развивающее занятие по трудовому воспитанию с воспитанниками с ментальными нарушениями "Пришивание пуговицы".

Развитие навыков самообслуживания воспитанников с ментальными нарушениями для  их интеграции в общество. Ремонт одежды. Пришивание пуговицы....

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...

Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития «Я развиваюсь, я могу»

Описание практикиНаименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развит...