Бактерии
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Бактерии»
1 | ФИО (полностью) | Бикмаева Марьям Зуфяровна |
2 | Место работы | МБОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань Городищенского района |
3 | Должность | учитель |
4 | Предмет | биология |
5 | Класс | 7 |
6 | Тема и номер урока в теме | Бактерии; урок № 4 |
7 | Базовый учебник | В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, 7 класс, Москва: Дрофа, 2009 |
8 | Цель урока | расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки. |
9 | Задачи | Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
|
10 | Тип урока | урок изучения нового материала с применением ЦОР |
11 | Формы работы учащихся | ответы на вопросы, наблюдение, анализ, выполнение задания с помощью учителя и самостоятельно., работа в группах |
12 | Необходимое техническое оборудование |
таблицы, иллюстрирующие строение прокариотических клеток;
|
13 | Структура и ход урока |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент | Везде они и всюду Витают и кружатся Невидимые глазом К нам в дом попасть стремятся Вопрос: О ком или о чем идет речь? О каких таинственных невидимках? Тема нашего урока просвещена одним из самых примитивных клеточных организмов – бактериям. Они настолько отличаются от других живых организмов, что их выделили в отдельное Царство Бактерии, надцарство Прокариоты (безъядерные). Постановка цели урока совместно с учащимися -Что мы будем делать для достижения этой цели? - Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 г. голландский ученый-натуралист Антони ван Левенгук. Он назвал их «анималькули», что означает «маленькие зверушки» по- латыни. | Приветствие учителя Ответ: бактерии (познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, выявить их роль в современной биосфере и в жизни человека.) (читать текст учебника, рассматривать микропрепараты под микроскопом, находить информацию в дополнительной литературе) | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Проверка знаний об особенностях строения клеток эукариот и прокариот по остаточным знаниям прошлых лет в виде фронтального опроса. Вопросы.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | http://fcior.edu.ru/card/22350/bakterii-uglublennoe-izuchenie.html http://fcior.edu.ru/card/22350/bakterii-uglublennoe-izuchenie.html http://fcior.edu.ru/card/22350/bakterii-uglublennoe-izuchenie.html http://fcior.edu.ru/card/22350/bakterii-uglublennoe-izuchenie.html | Распространение бактерий, открытие, эволюция. Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положилАнтонии Ван Левенгук в XVII веке. Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и цианобактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.
Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой. б) Строение прокариотической клетки. На доске изображён рисунок бактериальной клетки. (Приложение 1). Работа парами 1)Нужно приготовить микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом; Техника безопасности при проведении опытов с использованием горелки. 1) Нельзя зажигать свою горелку от уже зажжённой; 2) Нельзя передвигаться по классу с горелкой в руках; 3)Для того, чтобы горелку потушить нельзя на неё дуть, достаточно накрыть крышечкой. Приготовление микропрепарата
а) Питание: гетеротрофы и автотрофы. - Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. По способу питания бактерии делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы. К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и цианобактерии) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения). б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит. в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях). г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.
В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений (симбиоз) и цианобактерии усваивают атмосферный N2 и превращают его в органические соединения азота. Цианобактерии обогащают атмосферу Земли кислородом в ходе фотосинтеза. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом при образовании жизни на Земле. Цианобактерии являются индикаторами загрязнения H2O в водоёмах. Они размножаются в водоёмах, загрязнённых органическими веществами, так как имеют 2 способа питания: автотрофный и гетеротрофный. - Почему бактерии называют санитарами нашей планеты?
И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, квашеную капусту, уксус, вино, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту, антибиотики (микробиологическая промышленность). С помощью бактерий осуществляется очистка сточных вод. Встречаются бактерии симбионты, например кишечная палочка, бифидобактерии, лактобактерии живут в кишечнике человека и помогают ему переваривать клетчатку. Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. (Бактерии гниения). Наиболее опасны болезнетворные бактерии (паразитические бактерии) – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения. Профилактика осложнений гриппа. | Записывают тему урока в тетради. Учащиеся слушают учителя. «Последние новости» - бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов; - некоторые архебактерии выдерживают нагревание до +306 градусов; - в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий; - в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий; - в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий. Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним Дети выполняют лабораторную работу Презентация ученика. Презентация ученика. | |||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний | Тест. . (Приложение 2). 1. Наука, изучающая бактерии, называется: а) цитология; б) микробиология; в) вирусология 2. Бактерии являются организмами: а) одноклеточными; б) многоклеточными; в) неклеточными. 3. Бактериальная клетка включает в себя: а) оболочку; б) ядро; в) цитоплазму; г) ядерное вещество; д) митохондрии. 4. Образование спор у бактерий необходимо для: а) размножения; б) переживания неблагоприятных условий; в) питания. 5. Для бактерий характерен способ питания: а) фотосинтез; б) сапрофитный; в) паразитный; г) хемосинтез. 6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются: а) бактерии гниения; б) молочнокислые; в) клубеньковые; г) почвенные. 7. Бактерии в форме палочек – это: а) бациллы; б) спириллы; в) кокки. 8. Изогнутые бактерии – это: а) кокки; б) спириллы; в) вибрионы. 9. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются: а) аэробы; б) анаэробы; в) автотрофы. 10. Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества: а) автотрофы; б) гетеротрофы. 11. Как называется массовое заболевание людей: а) инфекция; б) эпидемия. 12. Первым из ученых, кто увидел и описал клетку бактерий, был: а) Роберт Гук; б) Антони ван Ливенгук; в) Луи Пастер. Ответы. 1 – б; 2 – а; 3 – а, в, г; 4 – б; 5 – а, б, в, г; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – б; 11 – б; 12 - б. Дополнительное задание. Выберите организмы – прокариоты. К каким группам относятся остальные организмы? Столбнячная палочка, пеницилл, трутовик, спирогира, холерный вибрион, ягель, вирус гриппа, амеба, дрожжи, хламидомонада, кисломолочные бактерии, инфузория-туфелька, железобактерии, ламинария, бацилла, клубеньковые бактерии, лишайник. По рисунку определите правильную последовательность образования спор у бактерий. (Приложение3 ) Б А Г В | Выполняют тестовую работу Работа со схемой «Образование спор у бактерий». | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | СИНКВЕЙН Прием «Синквейн»(можно словами и рисунками- символами) Структура синквейна: 1-я строчка – одно существительное, 2-я строчка – 2 прилагательных, 3-я строчка – 3 глагола, 4-я строчка – вывод из слов, 5-я строчка – завершающее слово | 1. Прокариоты 2. Маленькие, безъядерные 3. Питаются, размножаются, разрушают 4. Приносят пользу и вред человеку 5. «Великие могильщики» | ||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | § 25 . заполнить таблицу «Особенности прокариотических и эукариотических клеток», (Приложение 4 )
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
По рисунку определите правильную последовательность образования спор у бактерий.
А Б
В Г
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приложение 4
Особенности прокариотических и эукариотических клеток.
Признаки | Прокариотическая клетка | Эукариотическая клетка |
Ядро | ||
Оболочка ядра | ||
Генетический материал | ||
Клеточная мембрана | ||
Клеточная стенка (оболочка) | ||
Цитоплазма | ||
Рибосомы | ||
Все остальные органоиды клетки |
Тест.
1. Наука, изучающая бактерии, называется:
а) цитология;
б) микробиология;
в) вирусология
2. Бактерии являются организмами:
а) одноклеточными;
б) многоклеточными;
в) неклеточными.
3. Бактериальная клетка включает в себя:
а) оболочку;
б) ядро;
в) цитоплазму;
г) ядерное вещество;
д) митохондрии.
4. Образование спор у бактерий необходимо для:
а) размножения;
б) переживания неблагоприятных условий;
в) питания.
5. Для бактерий характерен способ питания:
а) фотосинтез;
б) сапрофитный;
в) паразитный;
г) хемосинтез.
6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:
а) бактерии гниения;
б) молочнокислые;
в) клубеньковые;
г) почвенные.
7. Бактерии в форме палочек – это:
а) бациллы;
б) спириллы;
в) кокки.
8. Изогнутые бактерии – это:
а) кокки;
б) спириллы;
в) вибрионы.
9. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:
а) аэробы;
б) анаэробы;
в) автотрофы.
10. Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества:
а) автотрофы;
б) гетеротрофы.
11. Как называется массовое заболевание людей:
а) инфекция;
б) эпидемия.
12. Первым из ученых, кто увидел и описал клетку бактерий, был:
а) Роберт Гук;
б) Антони ван Ливенгук;
в) Луи Пастер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и бактерий. Роль грибов и бактерий в природе и их использование человеком.
План конспект урока биологии в 6 классе....

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."
Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"
Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии
Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии ...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...