Рабочая программа кружка "Занимательная биология"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Занимательная биология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_biologii.docx | 54.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 5- 9-х классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие:
- является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Смоленской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 68 часов, включает теоретические и практические занятия по экологии, биологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организованы экскурсии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
2. Проектно-исследовательская работа.
3. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
4. Отчетная выставка.
Учебно-тематический план
№/ месяц | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе теоретических | В том числе практических | ||
1 | Природа под микроскопом. | 9 | 4 | 5 |
2 | Осенние явления в природе. | 8 | 3 | 5 |
3 | Зеленый мир. | 8 | 3 | 5 |
4 | Мир животных. | 9 | 4 | 5 |
5 | Организм человека | 7 | 3 | 4 |
6 | Эволюция природы. | 8 | 4 | 4 |
7 | Весна в природе | 9 | 4 | 5 |
8 | Природа под охраной. | 8 | 3 | 5 |
9 | Здоровье человека и окружающая среда. | 9 | 4 | 5 |
| Всего | 75 | 32 | 43 |
В соответствии с данной программой разработан тематический план. В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации. Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках.
Тематический план работы биологического кружка
Тема 1. Природа под микроскопом.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. | |
2. | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | 1,5 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. | |
3. | Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. | 1,5 | Рассказ, организация работы по мини-проектам | |
4. | Бактерии в жизни человека. | Беседа, Проектная деятельность | ||
5. | Бактерии в жизни человека. | 1,5 | Проектная деятельность | |
6. | «Суд над бактерией» | 1,5 | Деловая Игра | |
7 | Простейшие организмы. | 1,5 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом | |
8 | Клетки растений и животных. | 1,5 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом | |
9 | Что показал нам микроскоп. | 1,5 | Викторина, отчетное занятие |
Тема 2. Осенние явления в природе.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. | |
2. | Осень в жизни растений и животных. | 1,5 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. | |
3. | Осенние пейзажи. | 1,5 | Экскурсия, фотосессия | |
4. | Грибное царство. | Беседа, Проектная деятельность | ||
5. | Что мы знаем о грибах. | 1,5 | Проектная деятельность | |
6. | «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. | 1,5 | Беседа, экскурсия с фотоаппаратом | |
7 | Подготовка выставки и презентации мини-проектов. | 1,5 | Практическая работа | |
8 | О чем нам осень рассказала. | 1,5 | Выставка, презентация |
Тема 3. Зеленый мир.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Мир растений. Особенности и многообразие растений. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия. | |
2. | Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. | 1,5 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. | |
3. | Кто такие? Где живут? Определение растений. | 1,5 | Практическая работа с гербарием | |
4. | Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | Практическая работа. | ||
5. | Роль растений в природе и жизни человека. | 1,5 | Беседа. Проектная деятельность | |
6. | Съедобные и ядовитые растения. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
7 | Лекарственные растения. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
8 | Растения красной книги Смоленской области и меры по их охране. | 1,5 | Рассказ, проектная деятельность. |
Тема 4. Мир животных.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Мир животных. Особенности и многообразие животных. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы . | |
2. | Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. | 1,5 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. | |
3. | Мир беспозвоночных животных. | 1,5 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками | |
4. | Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | 1,5 | Практическая работа. | |
5. | В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. | 1,5 | Беседа. Проектная деятельность | |
6. | В мире позвоночных животных. Теплокровные животные. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
7 | Животные в жизни человека. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
8 | Животные красной книги Смоленской области и меры по их охране. | 1,5 | Рассказ, проектная деятельность. | |
9 | Праздничная зоовикторина. Презентация новой игры | 1,5 | Игровое занятие |
Тема 5. Организм человека.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Человек -особенный. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы . | |
2. | Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. | 1,5 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. | |
3. | Особенности устройства и работы систем органов человека. | 1,5 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками | |
4. | Исследования работы организма человека. | 1,5 | Практическая работа. | |
5. | Особенности ВНД человека. | 1,5 | Беседа. Проектная деятельность | |
6. | Факторы здоровья человека. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
7 | Влияние вредных привычек на здоровье. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. |
Тема 6. Эволюция природы.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы . | |
2. | Доказательства эволюции. | 1,5 | Рассказ учителя. Беседа. Поисково-исследов. работа | |
3. | Начало эволюции. Рождение Земли. | 1,5 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками | |
4. | Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). | 1,5 | Коллективная творческая деятельность | |
5. | Завоевание суши. | 1,5 | Беседа. Проектная деятельность | |
6. | История динозавров. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
7 | Необыкновенные предки современных теплокровных. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
8 | Эволюция сегодня и завтра | 1,5 | Рассказ. Викторина. |
Тема 7. Весна в природе.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Признаки весны. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы. Стихи. Загадки. | |
2. | Весна в жизни растений. | 1,5 | Рассказ учителя. Беседа. Проращивание семян (опыты) | |
3. | Первоцветы под охраной. По страницам красной книги Смоленской области. | 1,5 | Рассказ учителя, проектная деятельность | |
4. | Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. | 1,5 | Рассказ. Практическая работа | |
5. | Способы вегетативного размножения растений. | 1,5 | Беседа. Практическая работа | |
6. | Весна в жизни животных. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
7 | Весенние пейзажи | 1,5 | Экскурсия в лес, фотосессия. | |
8 | Секреты перелетных птиц. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
9 | Международный День птиц. | 1,5 | Подготовка праздника. |
Тема 8. Природа под охраной.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | 05.04 | Экологические проблемы. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы Выбор проекта. |
2. | 07.04 | Экологические организации. | 1,5 | Рассказ учителя. Исследовательская работа. |
3. | 12.04 | Состояние природы в районе нашего села. | 1,5 | Обзорная экскурсия, фоторепортаж |
4. | 14.04 | Исследования состояния природы. | 1,5 | Практическая работа |
5. | 19.04 | Методы охраны природы. Природоохранные территории. | 1,5 | Рассказ. Исследовательская работа. |
6. | 21.04 | Экологическая тропа. | 1,5 | Разработка проекта, экскурсия |
7 | 26.04 | Экологические проекты. | 1,5 | Практическая деятельность, презентации |
8 | 28.04 | Экологическая акция: « Чистый берег!» | 1,5 | Практическая деятельность |
Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда.
№ | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | 03.05 | Здоровье и факторы риска болезни. | 1,5 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | 05.05 | Здоровье и наследственность. | 1,5 | Рассказ учителя. Беседа. Задачи. |
3. | 10.05 | Здоровье и среда жизнедеятельности человека. | 1,5 | Рассказ учителя, проектная деятельность |
4. | 12.05 | Влияние загрязнений среды на здоровье человека. | 1,5 | Рассказ. Поисково-исследов. работа |
5. | 17.05 | Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека. | 1,5 | Беседа. Практическая работа |
6. | 19.05 | Здоровый образ жизни. | 1,5 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | 24.05 | Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов. | 1,5 | Беседа. Практическая работа. |
8 | 26.05 | Акция: «Если хочешь быть здоров…» | 1,5 | Поход, спортивные соревнования |
9 | 31.05 | Итоговое отчетное занятие. | 1,5 | Конкурс проектов. Конференция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...